Кто мог это пообещать?

ЧТО ТАКОЕ «БИТАХОН»?

«Когда придете в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в субботу Б-га» (Ваикра, 25:2).

Воображаемый диалог.

– Послушай, Шимон, давай изобретем новую религию. Сейчас это модно. Я буду Спасителем, а ты – моим апостолом. Мы скажем людям, чтобы каждый седьмой год они прекращали работу на земле, останавливали комбайны, не сажали деревья и не собирали урожай. И мы пообещаем им, что за это в предыдущий, шестой год они получат сказочно богатый урожай, которого им хватит вплоть до восьмого года, когда созреет новый урожай.

– Ты никак рехнулся, Реувен! Как ты можешь предсказать будущее? Ты со своей религией станешь посмешищем уже в первое семилетие, когда людям, поверившим в твои сказочные урожаи, будет нечего есть. И потом кто ты такой, чтобы раздавать такие обещания? Г-сподь Б-г?

Излагая в сегодняшнем разделе законы «шмиты», седьмого «субботнего» года, и «йовеля», пятидесятого года, когда в Эрец Исраэль прекращаются сельскохозяйственные работы, Вс-вышний дает опрометчивое, на первый взгляд, обещание: «А если скажете: «Что же мы будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?» – то знайте: Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и он доставит урожай на три года, и будете сеять в восьмой год, но есть будете из урожаев старых до девятого года, до появления его урожая будете есть старое» (25:20-22).

Многие ошибочно считают, что субботний покой нам предписан исключительно для отдыха, чтобы восстановить силы после трудовой недели. А раз так, почему я не могу съездить к морю или включить телевизор, чтобы культурно расслабиться: с пользой для тела и души? Для чего все эти ограничения: ни тебе шашлык поджарить, ни прокатиться с ветерком?

Ответ прост. Шаббат дан нам не для отдыха, вернее, не столько для отдыха, хотя другие народы и религии позаимствовали у евреев седьмой день покоя именно из-за его несомненной практической целесообразности, а потому что такова непостижимая для нас воля Тв-рца, изложенная в Великой Книге – Торе.

То же самое относится и к другим заповедям, в том числе «шмите» и «йовелю»: «Земля должна покоиться в субботу Б-га». Мы уходим с полей Страны Израиля в седьмой год не для того, чтобы улучшить плодородие почв, восстановить экологическое равновесие и повысить будущую урожайность, а во исполнение Б-жественного указа.

При этом мы ничем не рискуем: Б-г в ясных выражениях, не требующих дополнительных разъяснений, гарантирует нам полное обеспечение всех наших нужд в период простоя. Другое дело, насколько мы сами уверены в неизбежности исполнения Его гарантий. Когда еврейский народ проявлял максимальный «битахон» (на иврите это слово обозначает не только безопасность, но и упование на Б-га), урожай шестого года не отличался количественно от урожаев других лет. Но этого урожая чудесным образом хватало на три года, вплоть до окончания первой уборочной страды нового семилетия.

Если же вера в неизбежное исполнение Б-жественной воли была в народе слабее, то поля, сады и виноградники Святой Земли давали тройной по объему урожай. Амбары и закрома не вмещали всего этого изобилия.

В первом случае перед нами скрытое чудо, а во втором – чудо явное, очевидное для всех. Но почему слабый «битахон» удостаивается более откровенного чуда?

Дело в том, что такое чудо помечено у Вс-вышнего не первым, а вторым «сортом». Человек наделен свободой выбора. Открытые, бросающиеся в глаза сверхъестественные явления настолько убедительны, что они лишают нас возможности выбирать между верой и неверием. Когда «перст Б-жий» приобретает зрительное воплощение, замолкают даже самые яростные критики «религиозного дурмана». Б-г чутко улавливает наше настроение, и даже на слабое, с оглядкой доверие к Нему может откликнуться впечатляющим каскадом ярких чудес, если это помогает успокоить людей, приблизить к истинной вере, укрепить их чувство безопасности, уверенности в завтрашнем дне.

Однажды рав Хаим из Воложина спросил Виленского Гаона: «По талмудическому определению, одно из качеств Тв-рца состоит в том, что Он «доволен своим уделом». Что это значит?»

Виленский Гаон ответил: «Удел Тв-рца – еврейский народ. Он, конечно, хотел бы видеть нас на более высоком духовном уровне, но готов удовлетвориться и тем уровнем, который мы реально занимаем».

ВЕЛИЧИЕ И НИЧТОЖЕСТВО

«Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти…» (26:14).

Главная тема раздела «Бехукотай» – «тохеха», суровое предостережение, обещание страшных кар за неисполнение заповедей, за отказ вести еврейский образ жизни, за нарушение договора, заключенного у горы Синай.

После краткого перечисления благодеяний, которыми евреи будут вознаграждены за верность Торе – экономическое процветание, мир и духовное блаженство, Вс-вышний строго предупреждает: «Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти (обратите внимание: все 613, а не отдельные по выбору), и если установлениями Моими пренебрегать будете, и если законами Моими возгнушается душа ваша, так что не будете вы исполнять всех Моих заповедей, нарушая Союз Мой, то поступлю Я с вами так…» (26:14-16). Далее Тора детально и беспощадно живописует страшные кары, которые постигнут (уже постигли!) евреев. Нам тяжело слышать эти слова, тем более что мы знаем, как часто они сбывались. Поэтому в синагогах существует традиция читать их тихим голосом и быстро, стремясь скорее проскочить этот мучительный отрывок. Нам страшно и стыдно, что мы так часто оказывались недостойны высокого звания «избранного народа», «народа-священника».

В серии предостережений важное место занимает прямая связь между соблюдением законов «шмиты», седьмого года, когда евреям запрещено вести сельскохозяйственные работы в Эрец Исраэль, и нашей способностью закрепиться на этой земле. «Шмита» была заповедана нам в разделе «Бехар», и теперь мы узнаем о катастрофических последствиях ее несоблюдения: «И сломлю гордыню могущества вашего, и сделаю небо ваше, как железо, и землю вашу, как медь (очень тяжелое проклятие: в отличие от меди, железо не «потеет», не выделяет никакой влаги; речь идет о сильной засухе). И попусту истощаться будет сила ваша, и не даст земля ваша урожая своего… А вас рассею между народами…, и тогда возместит земля субботы свои во все дни запустения своего, когда будете вы в стране врагов ваших» (26:34). Затем еще раз: «… и возместит свои субботние годы в запустении» (26:43).

Согласно комментариям, в этом пророчестве говорится о Вавилонском галуте. Он наступил через 850 лет после вступления сынов Израиля в Эрец Исраэль под руководством Иехошуа бен Нуна. Некоторые годы «шмиты» в тот период – эпоху Первого Храма – они соблюдали, некоторые – нет. В общей сложности евреи пропустили ровно 70 субботних лет. И именно такой срок они провели в изгнании до своего возвращения на родину и строительства Второго Храма. Как видим, пророчество Торы целиком исполнилось.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора