Кандидаты Американского Форума на выборы во Всемирный Сионистский Конгресс Александр Фейдер: «Давайте все вместе…»

В 90-е годы президент Московского общества друзей Израиля, директор Московского благотворительного фонда «Яд Эзра». Сотрудник издательского дома Оra Publishing, активист еврейской общины Нью-Йорка

0440
Александр Фейдер

«Ломир алэ и нейнэм» — «Давайте все вместе» — это была первая еврейская песня, которую я услышал, когда родители и гости пели во время застолья на непонятном мне языке. На Хануку я и мои сверстники спешили проведать своих родственников, чтобы напомнить им о «хануке-гелт». Получив денежку, тейглах, штрудель, мы радовались празднику, ничего о нем не зная. Так и жили: ни языка, ни традиций.
Столкнувшись еще в школе с оскорблениями и нападками, мы с еврейскими приятелями объединились в группу, которая могла за себя постоять. К слову, мой школьный опыт я не раз использовал в самых разных ситуациях. К примеру, в армии я организовал боевую группу новобранцев, и никакая дедовщина нам была не страшна.
Школа, учеба в индустриальном техникуме, студия эстрадного искусства, исторический факультет пединститута подарили мне замечательных друзей на всю жизнь.
Волею судьбы моя первая работа — Тульская филармония, где директором был талантливый музыкант Иосиф Михайловский. Немало известных имен вышло в свет с его легкой руки. Среди них была и еврейская певица Анна Шевелева. Иосиф Александрович пригласил меня отправиться с ней на гастроли. В группе три исполнителя: я — ведущий программы, Анна и пианистка. Где мы только ни побывали! Сибирь и Кавказ, Средняя Азия и Дальний Восток… Не пускали нас только в «места массового проживания евреев». Однажды после концерта в Магадане нас отправили на Чукотку, в Северо-Эвенск. Там просто понятия не имели, кто к ним приехал. Увидев афишу в центре города, я обомлел: «В клубе состоится вечер европейской (?) песни»… Но еврейские песни все равно прозвучали с успехом.
Директор и худрук Москонцерта И. Н. Сафонов по рекомендации Михайловского предложил мне должность директора Московского еврейского драматического ансамбля.

1111111111

Это был коллектив актеров, которые пришли из бывшего еврейского театра ГОСЕТ, многие были учениками Соломона Михоэлса. Спектакли шли на идиш. Отношение к ансамблю Москонцерта базировалось на создании видимости, мол, еврейская культура в СССР не запрещена. Актеры в группе были в основном немолодые, часто болели, и мне приходилось выручать, выходить на замены чуть ли не во всех ролях. Несмотря ни на что, ставились достойные спектакли, а «Заколдованный портной» в постановке Феликса Бермана стал первым на советской сцене блестящим мюзиклом. Более двух лет продолжалась эта непростая творческая работа, а потом… Потом И. Н. Сафонов пригласил меня работать с ним в качестве референта. Огромная концертная организация — более трех тысяч актеров всех жанров, — в которой я проработал немало лет, дала мне бесценный жизненный опыт.
Но вот наступила перестройка, и продолжение работы в аппарате Москонцерта теряло смысл. Сделав несколько сольных программ, я решил стать свободным художником. Одна из этих программ представляла еврейскую поэзию и литературу. Меня пригласили выступить в Московском еврейском культурно-просветительском обществе. После большого успеха моей программы последовало настойчивое приглашение возглавить сектор культурно-массовой работы. Не перечислить всего, что осуществляла созданная мною группа энтузиастов. Это мемориальные митинги, посвященные памяти жертв Холокоста, День Иерусалима в ЦПКО им. Горького, концерт хора главной синагоги Цюриха в Колонном зале Дома союзов, выступление израильского клезмера Гиоры Фейдмана, встреча с актерами «Габимы» в Театре на Таганке…
После избрания меня президентом Московского общества друзей Израиля и директором Московского благотворительного фонда «Яд Эзра» я стал укреплять актив единомышленников, без которых невозможно было охватить все направления нашей деятельности. Мы старались поддержать больных, пожилых и нуждающихся евреев, особой заботой окружали членов Ассоциации евреев — ветеранов войны.
В начале 90-х меня разыскали американские родственники, о существовании которых я раньше и не подозревал. Это была поистине удивительная история, заслуживающая отдельного описания. Скажу только, что, проявив исключительную энергию, они добились специального разрешения на предоставление моей семье статуса беженца, которое подписал лично президент США Джордж Буш-старший. В JFK вместе с американскими родственниками нас встречал журналист газеты Jewish Week, опубликовавший в газете фотографии нашей встречи и историю, которая ей предшествовала.

Демонстрация Московского общества друзей Израиля против ООП и ГКЧП
Демонстрация Московского общества
друзей Израиля против ООП и ГКЧП

К моменту моего прибытия в Нью-Йорке открылась радиостанция ЭРА (Эфир Русской Америки). Ее возглавил талантливейший журналист Иосиф Сац, с которым у меня установились прекрасные творческие отношения. К огромному сожалению, скоропостижная смерть Иосифа Саца, которому исполнилось только сорок два года, привела к закрытию радиостанции.
Дальнейшая судьба привела меня в газету «Еврейский Мир», которую с момента основания возглавляет духовный наставник нашей общины раввин Лев Кацин.
Когда во весь голос заявил о себе Американский Форум Русскоязычного Еврейства, я в полной мере осознал, что именно наши евреи являются бескомпромиссным отрядом, готовым сделать все, чтобы поддержать и защитить Государство Израиль. Именно поэтому должна возрастать наша активная роль во всех ведущих еврейских организациях, и прежде всего — во Всемирном Сионистском Конгрессе.
У нас только один путь — объединиться во имя Эрец Исраэль, нашей исторической родины. И тогда нам никто и никогда не будет страшен!

Беседовал Александр ШИЛЬКРУТ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора