Евреи — нация или религиозное сообщество?

В городе, где я живу (Герма­ния), есть еврейская община. Раввин, молодой светловолосый всегда приветливый немец, прошедший гиюр и сменивший имя Иоганн на Авраам, перед началом Б-гослужения проводит беседы на религиозные темы. В беседах этих он часто употребляет выражения: «мы, евреи», «у нас, евреев», «наши еврейские проблемы», вызывая удивление русскоговорящих членов общины. Однажды темой беседы стал вопрос, вынесенный в заголовок. В тот вечер переводчица заболела, и раввин попросил переводить меня.

Jewish-Vacation41

«Евреи не нация, — говорил раввин. — Это религиозное сообщество. Каждый человек независимо от национальности может принять гиюр и стать евреем. Многие еврейские мудрецы не были евреями по рождению. В отличие от других религий мы никого к себе не зовём, напротив, каждому желающему рассказываем о трудностях, которые его ожидают. Рассказываем о том, какие притеснения и унижения испытали евреи за тысячелетнюю историю. Мы также говорим о том, что Всевышний поручил евреям важную миссию для исполнения и реализации Б-жественного промысла, и исполнить эту миссию совсем непросто».
Заканчивая беседу, раввин сказал: «Спасибо господину Мадорскому за перевод, хотя, если не ошибаюсь, с некоторыми моими словами он не согласен».
Авраам был прав, но об этом чуть позже…

Случай на концерте

Мнение Авраама разделяют многие в Европе и Америке. Как-то в Мюнхене я играл на концерте дуэт со скрипачом-болгарином. Перед выходом на сцену к нам подошёл ведущий, полноватый, небольшого роста живчик, напоминающий преувеличенно чёткой, протяжной дикцией конферансье в исполнении Гердта из «Необыкновенного концерта» Образцова. Он спросил, кто мы по национальности и откуда приехали в Германию. Я удивился не совсем обычному вопросу, но ответил: «Еврей из Москвы». Он как-то замялся, но, когда мы вышли на сцену, представил меня иначе: «Сейчас перед вами выступят болгарин из Софии Йордан Добрев и русский из Москвы Лев Мадорский». После концерта я разыскал ведущего и спросил, почему он неправильно указал мою национальность. «Не хотел вас ставить в неловкое положение, — ответил конферансье своим тягучим голосом. — Сегодня пятница, а евреи в шаббат не работают».
Описанное выше — не случайный эпизод. Не только в Германии, но и в Европе в целом, а также в Америке многие считают, как и раввин Авраам, что евреи — это не нация, а религиозное сообщество. Официальная позиция Израиля (вспомним хотя бы известного отца Даниэля Руфайзена, которому так и не дали израильское гражданство) тоже мало чем отличается от европейской. Если еврей по фамилии Рабинович, у которого все предки до седьмого колена были иудеями или даже раввинами, в анкете на репатриацию укажет в графе вероисповедание «христианин», «мусульманин» или другую конфессию, то его шансы на получение израильского гражданства близки к нулю.

Мордехай Каплан
и Шломо Занд

Согласитесь, что возникла странная ситуация. У неортодоксальных потомков Авраама, если придерживаться религиозной концепции, нет национальности. Или, точнее говоря, проживая в Германии, они становятся, получив немецкое гражданство, немцами, а, скажем, в США — американцами. Национальность «еврей» в немецком паспорте, а сегодня и в российском, не предусмотрена. Получается, что единственным критерием для определения — еврей ты или нет — является принадлежность к иудаизму.
Такого мнения придерживается и авторитетный в еврейском мире основатель конструктивизма раввин Мордехай Каплан.
В книге «Иудаизм как цивилизация» (1936) Каплан пишет: «Евреи — это люди, объединённые религией, называемой “иудаизм”». Его мнение поддерживает Американская энциклопедия: «Понятие еврей, — пишут составители, — включает в себя смесь различных расовых, этнических и национальных элементов». И далее: «…человек становится евреем, только конвертируясь в иудаизм».
Клубок национально-религиозных противоречий ещё более запутал в книге «Когда и где вы стали евреями» (2008) профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд. Искусствовед, известный историк французской кинематографии, как и Каплан, считает, что нет и никогда не было такой нации — евреи. Правда, Занд подходит к проблеме еврейской идентичности с других позиций.
«Евреи, на мой взгляд, — пишет профессор, — не являются народом, поскольку в своем современном значении слово “народ” относится к человеческому коллективу, проживающему на конкретной территории, где развивается общая для всего этого коллектива живая повседневная культура — от языка до жизненных обычаев и привычек. Поэтому мы называем сегодня народами французов, итальянцев, вьетнамцев или русских, но не можем говорить о еврейском народе, несмотря на огромное значение соответствующих религиозных традиций».

Мнение профессора-протестанта

image004

Недавно беседовал на ту же тему со знакомым немцем, протестантом по вероисповеданию, читающим в университете курс по религии. Он тоже убеждён, что евреев нельзя считать нацией.
«Как вы не понимаете, — возмущался профессор, — это только в нацистской Германии и в антисемитском Советском Союзе евреев метили записями в паспорте и жёлтыми звёздами. В нормальных, цивилизованных странах еврейство — вопрос веры, свободного выбора, иногда что-то вроде хобби. В Нью-Йорке, — продолжал профессор, — я знал одного американца. Он не имел еврейских корней, но принял гиюр и вёл еврейский образ жизни. Не обижайтесь, но, на мой взгляд, этот американец больший еврей, чем вы, имеющий родителей-евреев, который мало что соблюдает».

Раввин Мордехай Каплан
Раввин Мордехай Каплан

Разговор у Стены Плача

Примерно в том же ключе, только более агрессивно, отказывал мне в праве называться евреем молодой человек в чёрном костюме с пейсами. С ним я познакомился у Стены Плача в Иерусалиме. Он родился в Израиле, но неплохо говорит по-русски.
«Какие вы, приехавшие из бывшего Союза евреи? — пренебрежительно отмахнулся молодой человек. — Курам на смех». И продолжил назидательным тоном, объясняющим плохому ученику прописные истины: «Что происходило на горе Синай? Евреи заключили со Всевышним договор. Синайский Завет. По этому договору они должны выполнять Заветы Б-га, а он должен оберегать их. Еврей, не соблюдающий Заветы, перестаёт быть евреем».

Мое мнение

И всё-таки я не согласен ни с Авраамом, ни с другими героями этих заметок, утверждающими, что к евреям относятся только те, кто исповедует иудаизм. Я считаю, что евреи — такая же нация, как и все другие. Не хуже и не лучше. Если ты немец, русский или, скажем, узбек и тебе не удалось отыскать какого-нибудь еврея (лучше по женской линии) среди своих предков, то стать евреем попросту невозможно. Ты можешь только, приняв гиюр, стать немцем, русским или узбеком, исповедующим иудаизм. Что тоже, впрочем, совсем неплохо. Точно так же, как еврей, приняв православие и даже повесив на шею огромный крест, не сможет стать русским. Или приняв буддизм — китайцем. Абсолютно исключено…

Лев МАДОРСКИЙ,
Германия

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

24 комментариев к “Евреи — нация или религиозное сообщество?

  1. совершенно согласен еврей узнаваем и без кипы на голове и без торы в руках так что ура евреям не по вере а по крови

  2. Я считала и считаю, что мы — евреи, потому что Бог Израиля в Торе назвал Авраама — иври-еврей, то есть Авраам был первым евреем, значит и мы — иври-евреи.
    И в Египте евреев называли — «иври», и Моисея тоже — иври.
    Конечно, я читала разные объяснения слову — «иври», и как переход Авраама от многобожия к единобожию, («перешел на другую сторону» и др.), но я остаюсь при своем личном мнении.
    Почему и когда евреев стали отождествлять с их религией (еврей-иудей) не знаю, возможно, с появлением христианства или Корана, в тексте которого слово «еврей» не упоминается, (упоминается только в двух пояснениях под основным текстом), но упоминаются — иудеи.
    В Персии в 7- веке любой, принявший ислам, будь то зороастриец, иудей или христианин, считался — арабом, то есть мусульмане хотели отождествить религию с национальностью или национальность с религией.
    Позднее, при одном Аббасидском халифе, в официальных документах вместо слова —«араб» стали писать — «мусульманин».
    Сегодня мусульманин не обязательно является арабом.

    1. «Почему и когда евреев стали отождествлять с их религией (еврей-иудей) не знаю, возможно, с появлением христианства или Корана, в тексте которого слово «еврей» не упоминается, (упоминается только в двух пояснениях под основным текстом), но упоминаются — иудеи.»

      Думаю, лет на тысчонку раньше Мохаммеда, где-то в начале эпохи Второго Храма, когда уже был кодифицирован ТАНАХ и развивался талмудизм. И когда Эзра, Нэхэмия и иже с ними начали восстановление еврейского народа под эгидой, в основном, олим из колена Иегуды. При тогдашнем представлении о нечестивости десяти пропавших колен. Во времена сочинения Евангелий, т.е., лет за 500 до Мохаммеда, наших соплеменников уже устойчиво называли «йехудим». Вот, у Иосифа Флавия: «ИУДЕЙСКИЕ древности», «ИУДЕЙСКАЯ война» — и по всему тексту. А юдофобы-евангелисты своего главного отрицательного героя сознательно назвали Иудой, дабы превратить на тысячелетия это слово в ругательство. Я думаю, что какой-нибудь евангельский пассаж типа «А был среди них ученик по имени Иуда…» в переводе на русский язык ХХ века должен был бы звучать: «А был среди них ученик-еврей…»

      1. При Ваших обширных познания, Реувен, надеюсь, что это такая шутка о «еврее-ученике». Апостолов согласно Евангелия было двенадцать и они все были евреям, практикующими идеями.

        1. Знаете, Самуил, у меня нет ни времени, ни желания копаться подробно в мерзостях юдофобской религии под названием христианство, но, поскольку мне ее ментально навязали вместе с «великой русской культурой», я кое-что помню. Например то, что большинство йошкиных учеников носили греческие или латинские имена. Можете взять евангелия и убедиться, в качестве самостоятельного упражнения. У меня это вызывает сомнение в ортодоксальности их иудаизма и, вообще, в их происхождении. Это, во-первых.

          Еще одно наблюдение. Будущий основатель церкви по имени Петр, всего, за какой-то отрезок ночи трижды предал Йошку. Но выражение «Петька — предатель» мне как-то не попадалось. А вот «Иуда-предатель», в смысле «еврей-предатель» — сколько угодно, в самых разных устах: от подзаборной шапавы до государственных мужей. Помните ленинское «Иудушка Троцкий»?

          И если у евреев (иудеев) имя Йехуда (Иуда) ассоциируется либо с основателем племени, либо, скажем с Йехудой Макаби, то для уха христиан оно звучит как ругательство и именно так используется. Даже как просто нарицательное.

          1. Вот вам мое мнение , Реувен.
            Великий раввин- реформист Иешуа (Иисус) никак не заслужил неуважительного отношения. Да, он не был ортодоксом, но и сегодня за ортодоксами не идут евреи. Они тогда победили его (и сейчас стараются всем навязать свою точку зрения). А вот , если бы евреи пошли за ним, то история мира сложилась бы по-другому. И именно иудаизм был бы сегодня главенствующей религией мира. И не было бы Мосады и погромов , и Холокоста. И нас было бы не 20 миллионов, а миллиард. Можно говорить, что ортодоксальный иудаизм сохранил еврейство, а можно говорить, что цена этому была страшной.
            Никто из апостолов не носил латинские или греческие имена. Все они были глубоко верующими евреями, соблюдавшими все Законы. Все они говорили только об иудаизме. И только апостол Павел по прошествию многих сотен лет (тоже изначально еврей) переписал Тору, родил Новый Завет, в котором обвинил евреев в грехах, в том числе в предательстве раввина Иишуа. Предательство было! (Не за 30 серебряников, конечно). Ортодоксальная верхушка еврейского духовенства не спасла, не пыталась спасти, а даже позволила римлянам распять раввина на кресте.
            В остальном с Вами согласен, усилиями христианских пропагандистов, в том числе православных, имя Иуда стало синонимом еврея — предателя.

            1. Анатолий, дружище! Мне так жаль, что вы зарываете свой незаурядный талант писателя-фантаста в нежный песок майямского пляжа!
              Ведь, по написанному в вашем посте можно было бы написать Евангелие от Анатолия. Тем более, что базар Евангелий закончили фильтровать еще веков 17 назад, когда 95% из них Никейский собор сдал на макулатуру. Но в 20 в., припоминаю, что таковые писания возникали. Отчего же вам не попробовать? Тем более, что имя Анатолий, хоть и ортоксальнейше иудейское (у меня был родственник с таким именем, хотя, по паспорту-Хаскель (Иехезкель). Правда сильно смахивает на греческое, как, скажем, Лука (Люсик) — на латинское, как и Марк (Мордехай).
              Единственное, что посоветую — это прочесть 4 Евангелия, которые Никейский собор пощадил и канонизировал. Ибо — основа христианства, пока то — они. Книжки небольшие, с динамическим сюжетом, читаются легко.
              А насчет того, что, прочитав их вы тут же побежите к ближайшему попу креститься, я не волнуюсь, зная вашу твердость и даже, в некотором смысле, жестковыйность, которая свидетельствует о вашем природном еврействе более, чем известное членовредительство.

              1. Реувен, дорогой, Вы уже не в первый раз и не только со мной опускаетесь до фени. Возможно, это восток так работает. А для того, чтобы со мной спорить, прочтите, проедьте и увидьте с мое, в том числе и в вопросе раннего христианства.
                Сколько раз я пытался вас перевоспитать и приучить к европейской вежливости. И сколько раз вы меня забанивали. Жаль, жаль…
                Из Ташкента Рима не увидеть.

  3. Вы, Лев, во многом правы. Я тоже здесь в Германии имел возможность убедиться в наличии довольно уже большого племени геров и не только немецкого происхождения, которые играют значительную роль в еврейских, правильнее сказать иудейских общинах. В том числе в качестве раввинов, но конечно же либерального посева. Хотя некоторые получили возможность практиковать и в некоторых т.н. ортодоксальных общинах, но только в тех, которые стоят на довольствии госбюджета Германии. Причем многие из этих раввинов, получивших свою смиху в Израиле, не стесняются говорить о Торе как о выдающемся произведении людей-человеков. А о Боге, прости меня Ашем, как о духовном носителе общечеловеческой морали. Такой вот типичный пример, бывший в недавнем прошлом раввин либеральной синаноги в Вашем городе Брауншвайге, затем главный раввин земли Нижняя Саксония, теперь практикует в Берлине, такой вот карьерный рост. Как то на совместном с христианами обсуждении в одной из церквей города, в котором я живу(Хамельн) этот тогда еще молодой человек, начинающий раввин рассказал как он пришел в иудаизм. Это было любопытно, но характерно. Родился и вырос он в обычной немецкой семье. Закончив школьный курс задумался о будущем. С университетом были проблемы, в том числе и финансовые, и вдруг поступило предложение поехать в Лондон и получить раввинское образование на уровне университетского. На всем готовом — крыша, стол, и бесплатно. Подумал и поехал. Был принят, выучил иврит, иудейский ритуал и даже некоторые обычаи местечковых евреев, их песни, благо, что идиш на слух очень близок к немецкому. А там и год в Израиле для проверки кошерности, где то по пути обрезание и свадьба с еврейкой под хупой. Вот и желанная смиха раввина и свет безоблачной карьеры на родине. Такая вот история номер раз. Практиковала в нашем городе и другая выпускница той же раввинской школы в Лондоне. Еврейка по рождению, англичанка по национальности из той либеральной общины. С таким же скепсисом в отношении происхожденя Торы и типично английским юмором в отношении странности еврейских раввинов с их премудростями Талмуда и, особенно, гематрии. Как по Вашему, Лев, кто из этих двоих больший еврей или иудей ? !
    Вот по моему, по духу гораздо большим евреем был русский советский писатель Юрий Маркович Нагибин. Он вырос в семье еврейского папы и русской мамы. Получил во дворе дома, где жила семья первое «еврейское крещение». Всю свою жизнь прожил как еврей по отцу с его фамилией и его отчеством в паспорте. И где то уже во второй половине жизни, после ухода мамы в мир иной нашел в ее шкатулке правду о своем кровном происхождении — стопроцентно русский. Мама родила его от своего мужа дворянина и офицера царской, а потом белой армии в годы страшной гражданской войны. Муж был смертельно ранен и, погибая, просил ее найти его старого друга Марка и просить у него замужества для спасения новорожденного. Так Юра стал евреем, по паспорту. Когда это все всплыло, в Москве бушевало юдофобское общество «память», ни к месту будь помянуто. И бушевало прежде всего в палатах дома писателей. Вот тогда Юрий Маркович и объявил, что он считает себя ЕВРЕЕМ Так кто бОльший еврей христианин Руфайзен, пожелавший получить гражданство в Израиле как еврей, рожденный от еврейской мамы или Юра Нагибин, исконно русский, проживший полжизни евреем по паспорту и заявивший ошалелому писательскому братству, что он остается евреем в России.

    1. Кто больший, а кто меньший еврей- ни одному еврею оценить не дано. Только Б-гу известно, кто настоящий еврей, а кто нет. Посему, все перешедшие в иудаизм и все идущие к иудаизму, а также половинки, четвертинки, желающие быть евреями, должны приветствоваться. Я бы не возражал, чтобы в иудаизм перешли 100 миллионов французов, украинцев, китайцев или африканцев.

  4. Всему МИРУ, всем народам, испокон веков евреи известны — это народ с историей,
    культурой, языком , религией и нелёгкой судьбой и было государство
    в известных границах со столицей в Иерусалиме, и ХРАМОМ. О существовании еврейского
    народа говорят религиозные источники тысячелетней давности: Тора,Библия и Коран.
    Давно пора оставить спекуляции по этому поводу и признать, что ЕВРЕИ — НАРОД.

  5. Идею: «Евреи — не народ» придумала и распространяла христианская церковь. Народ- слово уважительное. Евреев всех без исключения старались демонизировать, называли любыми именами, кроме народ. Эта же идея процветала в СССР. Сталин, «в языкознании познавший толк», тоже утверждал, что народ — это люди , имеющие свою землю, а евреи — не коренной в России народ. Делалось это сознательно.
    А по факту иудаизм существовал на территории Руси гораздо раньше, чем православие. Все хазары были евреями. В России придумали байку, что хазары после разгрома растворились в истории, иначе надо было признавать евреев народом.
    Можно доказать, что русские не народ! Они разные по генетике, по внешнему виду, они все пришлые люди с разными корнями. Расово русские — это смесь с татарами, финнами, шведами, греками, народами Поволжья. Земли их — не коренные, а завоеванные мечом. Религия их не изначальная, а выбранная в Киеве Владимиром Мономахом в результате переговоров, когда византийцы переубедили князя, дав большую взятку, чем иудеи и римляне-католики. Религия их перекупленная.
    В Азии евреям никогда не скажут: «Вы не народ». » Евреи — не народ» — это чисто европейское, замешанное на христианстве, оскорбление.
    Теперь они все могут успокоится. Теперь еврейский народ на своей земле в Израиле. Поэтому то и воюют с Израилем, понимая силу земли.
    Теперь надо только расти числом и распространять иудаизм по миру. Жаль, что существуют раввины, гордо заявляющие, что мы никого не зовем в евреи. Зовем!

  6. » Поэтому-то и воюют с Израилем, понимая силу земли» Уважаемый А. Стеклов, Вам это
    ближе, — проясните суть «Альянса Железный купол» в Республиканской партии США и как это
    связано с Израилем.

    1. Уважаемый Гарри.
      Я ничего об этой группе не слыхал, но специально для вас вышел на их сайт и ниже даю свой перевод. Это не часть Республиканской Партии. Это сторонняя организация.
      «Американский еврейский комитет по политическим действиям (ПКК), называемый «Альянсом Железного купола», призывает Республиканскую партию признать Иудею и Самарию как коренную родину еврейского народа, а Иерусалим — вечной столицей Израиля.
      ПКК фактически попросил как Республиканскую партию, так и Демократическую партию включить признание на своих официальных платформах «Земли Израиля».
      Альянс утверждает на своем веб-сайте, что «Государство Израиль является современным воплощением суверенного национального государства еврейского народа на их родине предков, а Иерусалим является вечной столицей еврейского государства Израиль и духовной столицей еврейского народа».
      Группа также заявляет, что «Иудея и Самария — это центральная часть библейской святой земли, колыбели еврейской цивилизации.
      Председатель Альянса Джефф Баллабон сказал, что группа сосредотачивает свои усилия на Республиканской партии, потому что она просто ближе стоит к позиции Израиля.»
      Думаю, это очередные бумажные бойцы со всеми полит корректными словами:
      Они просили обе партии признать Иудею и Самарию израильскими землями, но больше республиканцев, а демократов тоже, чтобы не обиделись.
      А зачем просить? Зачем? В самом вопросе скрыта слабость позиции. Представьте, чтобы Путин просил мир признать Крым Россией. И не думает. Взял, и все! Это все журналистские интриги для еврейских газет: мол, мы смелые и решительные. Чепуха!

  7. Уважаемый, Анатолий !
    Я не стану спорить с вами о том, кто придумал, что «евреи — не народ» — просто добавлю пару слов.
    Ещё перед моим собственным отъездом из СССР, в конце 1990 года, когда на американские деньги, с раввином из Израиля, была отремонтирована и вновь открыта старая харьковская синагога.
    я понял, что мы, евреи, та-ки — НЕ НАРОД (в полном смысле слова).
    И. это НЕ потому, что у нас нет «своего государства, своей территории.
    Главное — в СССР нашу КУЛЬТУРУ планомерно УНИЧТОЖИЛИ, лишив нас нашего ЯЗЫКА — маме лошн.
    Нам оставили только жалкие «объедки» в виде ашкеназской (приимущественно) песни, музыки.
    Уже в то время, слушая еврейские песни, мало кто понимал то, о чём в них поётся.
    Сейчас же найти еврея, знающего (хоть немного) свой родной идиш — невообразимая редкость, особенно, здесь в Германии.
    Когда я «откапываю» такой раритет, то готов его слушать часами, лишь бы говорил…
    Особенно, если это шутки, анекдоты — просто рахат лукум для моих ушей.
    Но, всего этого, к сожалению НЕТ.
    Народа нет без культуры, а куьтуры НЕТ БЕЗ ЯЗЫКА.
    Больно сознавать, что к УНИЧТОЖЕНИЮ идиша приложили руку не какие-то
    антисимиты, а свои — евреи, сионисты.
    Результат — евреи Европы НЕ говорят и общаются ни на идиш, ни на иврите
    (тогда этнически их можно было бы считать израильтянами).
    Галахический, раввинский подход, только ещё больше усугбляет, запутывает этот вопрос.
    С одной стороны, мы — народ ПО КРОВИ (т.е. от родителей евреев, или, что совершенно неоправдано-дискриминационно, по одному из родителей, по маме).
    С другой стороны, перешедший в иудаизм, гер, тоже считается евреем.
    Как порой становятся такими вновь обращёнными герами, красочно описал Самуил.
    И, что же мы «с гуся», как говориться » в сухом остатке» ?
    Где-то я прочёл умную, ни на что не претендующую формулировку :
    Еврей это тот, кого другие евреи считают таковым.
    Более точного определения пока не нашёл.

    1. Странно, конечно, что вы оттого, что евреи в Израиле не говорят на идише, а говорят на своем древнем иврите, а евреи диаспоры не говорят ни на идише, ни на иврите (?!) считаете, что евреи — «не народ».
      Возможно, что одна из причин, по которой христиане первыми стали считать евреев «не народом» заключается в избранности евреев, что кому-то как кость в горле.
      «Язвительный Вольтер говорил, что он очень хотел бы сказать, что Б-га нет! Но оглядываясь вокруг, он видит евреев — Его народ, и закрывает рот».
      Для Бога Израиля евреи — народ, который подтверждает существование Бога.
      Главный вопрос: Бог — един или нет, и сколько их там наверху? Этого мы никогда не узнаем, поэтому верующие в других Богов, (например, в Аллаха и Троицу), и будут заявлять, что «евреи не народ», так как они избраны — другим Богом.
      Но почему евреи к этому подвизаются (Шломо Занд) ?

  8. Простите.
    Пропустил важное слово » имеем «, как в известном анекдоте » Что же мы имеем с гуся ? «

  9. И еще, Реувен, пишу здесь, там место закончилось. Мой принцип не писать то, что вычитал в библиотеке, написанное другими, иными словами, переписывать, а увидеть и попытаться понять самому.
    Мне пришлось побывать в Риме, в Ватикане, причем прямо на литургии. Был у вас в Иерусалиме в Пещере Гроба, на Голгофе, в лютеранском соборе в Германии, в польском костеле, во французских соборах Канады, в том числе и в незаконной церкви, разговаривал со священниками Русской православной церкви За рубежом, оппозиционной к Москве, был в Почаевской Лавре и Киевской Лавре, побывал в армянской церкви, у эмишей, дружил с Адвентистами Седьмого дня (жидовствующими), запрещенными в СССР, христианскими миссионерами, староверами Архангельска. Среди гонимых и не признанных знаком с украинскими Униатами, баптистами, евреями за Христа, состоял в переписке с Вестборо церковью, ненавидящей и проклинающей всех, и с известным евангелистом М. Маргулисом, читавшем первую христианскую проповедь в КГБ СССР, в доме которого жил Евтушенко перед кончиной, и даже брал интервью у китайского главного монаха из Пагоды, а также у кришнаитов.
    Естественно, был в синагогах многих стран, в том числе Кубы, острова Сант Томас, Римской синагоге, синагоге г. Дубровника в Хорватии, открытой, но в которой нет евреев, знаком с чернокожими евреями.
    Я давно пришел к выводу о пользе любой религии. Везде и в любой церкви я сую деньги в копилку, считая, что это идет в один котел (хотя понимаю, что это не так)
    А теперь главное: сегодня именно Евангелисты, о которых вы так неуважительно пишите, являются главной поддержкой Израиля в мире. Трамп — это евангелисты! Сегодня евангелисты США жертвуют в пользу Израиля миллионы денег, столько же, сколько и зарубежные евреи. На их деньги в Израиле построены больницы, школы, закуплены продукты для нуждающихся и т.д. Натаньяху встречается с евангелистами.
    После всего могу сказать, главным источником антисемитизма всегда была и есть римская католическая церковь и ее младшая сестра Православная церковь. (Хотя и в этом есть исключения. Мою двоюродную сестру Люсю, живущую сейчас в Израиле, спасли от гибели в концлагере польские ксендзы).
    Можно, конечно, посмеяться, как делаете Вы, считая евреев самодостаточными, а можно и попытаться понять других людей.
    А имя мое настоящее еврейское (не Стеклов) Вам известно.

    1. Анатолий! Извините, у меня не времени отвечать на ваш длинный пост. Но, кое-что.
      Я знаю вашу фамилию, она идишская, а насчет имени? Если Анатолий, то оно греческое, означает «Беззлобный».
      Написав «евангелисты», я имел в виду, собственно, евангелистов, авторов 4-х канонических книг: Марка, Луку (имена латинские), Иоанна, Матфея (имена иудейского происхождения). А не евангелическую церковь.
      Что касается посещения христианских соборов, то я много поездил по Европе — Восточной и Западной и бывал в них. А на римского св. Петра залезал на самую верхотуру. Я, уж, не говорю про Святую землю. Так что, не передо мной надо хвастаться. Мы — сами с усами! Зайт мир гезынд!

  10. Добавлю еще одну краску в определение еврейства (раз уж так приглянулась мои краски Якову). В городе Бремене в 1938 году родилась в семье еврея по фамилии Абрахам и его немецкой жены девочка, которую назвали Hegwig, по польски Ядвига ( папа был из Минска). Через десять месяцев семья оказалась на улице,но благодаря помощи одного из местных мастеровых, который дал работу изгнанному в 1935 из предприятия, производящего вооружение, Абрахаму, ее приютили по другим именем в деревне поблизости. Вся деревня знала о том, что это еврейская семья, но никто не выдал эту тайну. После войны Ядвига закончив школу получила торговое (kaufmanische) образование, но стала медсестрой и познакомилась с доктором Шуманом. Они поженились и вот Ядвига почуствовав в себе еврейку приняла еврейское имя Сара-Рут и с этим именем прожила всю свою остальную жизнь. В 1992 году она вместе с мужем создали еврейскую общину в городе Олдендорф, поблизости от Бремена. Поначалу община была малочислена, тридцать с небольшим членов, но с появлением «русских» эмигрантов численность постоянно росла и теперь это, если не ошибаюсь более 300 членов. Живая действующая община, в которой много иногородних, которые преодолевают каждый шаббат и йом тов значительные расстояния, чтобы вместе с другими провести достойно эти дни. Не знаю как сегодня, когда Сары-Рут уже нет с нами ( она ушла из жизни в 2014), но раньше в этой общине всегда было много гостей из других стран, больше всего из Аргентины и поэтому часто звучала речь на языке ладино Это язык евреев пиренейского полуострова и их потомков из стран магриба, османской Турции, а поздее латинской Америки. Было значительное количество геров из местных, но таких геров, которые соблюдали еврейские традиции намного ревностнее чем «русские» евреи. Во всяком случае ритуальные службы были изумительно красивы по исполнению, а уж беседы после трапезы это вообще было наслаждение. Кстати, для Якова, евреи говорившие на ладино позволяли себе упрекать «русских» в забвении языка идиш, причем добровольном. И это звучало справедливо, по крайней мере для меня, выросшего в Одессе, где еврейские школы закрылись в 30е годы из за отсутствия учеников. Как вспоминала моя мама, еврейские родители предпочли отдавать детей в русские школы, чтобы обеспечить им благополучную жизнь в будущем. И кто упрекнет их ? !

  11. Вот, видите, Яков, — никто из пишущей братии комментаторов с вами не согласился с
    тем, что утратив родной» идиш» перестаёшь быть евреем и, значит, мы — не народ.Думаю,
    что обретение своей Земли, Страны, со временем сформирует то, в чём вы не будете
    сомневаться. Ведь это естественное желание в еврейской стране чувствовать себя
    евреем и быть им.

    1. Уважаемый, Гарри, будьте внимательны — я писал о евреях Европы а,
      НЕ о израильтянах, которые почти 70 лет уже являются народом, вернув свою государственность и язык, и которых, кстати, за рубежом НЕ называют
      евреями — только израильтянами.
      Евреями называют НЕ израильтян а, всех других (в диаспоре), имея ввиду,
      исповедуемый ими, иудаизм.
      При этом, остаётся открытым вопрос, как идентифицировать себя еврею
      НЕверующему, атеисту ?
      Притворяться верующими, чтобы не быть «вычеркнутым» из собственного народа ?
      Согласитесь, таких среди нас немало.

      1. Ещё одна маленькая деталь.
        Гарри, не тратьте своё драгоценное время на такие
        пустяки, как » … никто из пишущей братии комментаторов с вами не согласился …».
        Это интересует меня в последнюю очередь.
        Важны только аргументы, доказательства аппонента.
        Тогда я спокойно признАю ошибочность своей позиции,
        а, если надо, то и извенюсь — с меня не убудет,
        «корона с головы не упадёт».

Обсуждение закрыто.