Почему пропала земля? Недельная глава Торы «Масэй»

Рав Моше Вольфсон
Рав Моше Вольфсон

Бесконечные блуждания в странах рассеяния стали частью судьбы еврейского народа. Инквизиции и погромы, бесконечные указы об изгнании евреев и преследования антисемитов заставляли наших предков (да и нас с вами) бросать все нажитое и переезжать в новую страну. Возможно, каждое поколение блуждающих в изгнании евреев могло задать этот вечный вопрос пророка Иеремии: «Почему пропала земля?»

Наша недельная глава называется «Масэй» — «Странствия», и в ней перечисляется 42 перехода евреев на протяжении сорокалетних странствий в Синайской пустыне. Впрочем, Тора — это не столько книга истории прошлого, сколько пророчества о будущем нашего народа.

«Глава «Масэй» намекает на положение народа Израиля в изгнании и на странствия, которые придется пережить евреям в странах рассеяния», — написал духовный руководитель иешивы «Тора Вадаат» в Бруклине рав Моше Вольфсон в своей книге «Эмунат итеха». 

Почему в нашей недельной главе вновь повторяется рассказ о смерти Аарона, который был уже приведен в главе «Хукат»?

«Потому что нашу главу читают в преддверии еврейского месяца ава, девятого числа которого отмечают траурный день разрушения Храма, — отвечает рав Вольфсон. — Первосвященник Аарон — это символ Храма, и упоминание о его смерти в недельной главе является своевременным напоминанием о разрушении Храма и последующих скитаниях евреев в изгнании».

Лифт не работает

«Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской» (Бамидбар 33:1). С этих слов начинается текущая недельная глава. Казалось, что логичнее было бы написать: «Вот странствия сынов Израиля, которые направлялись в землю Израиля». Почему же, говоря о странствиях евреев, Тора упоминает об их Исходе из Египта? Потому что эти странствия являлись действительным продолжением процесса Исхода, отдалением от духовной нечистоты, объясняет Малбим. Чтобы удостоиться войти в Святую землю, евреи должны были не только физически, но и духовно выйти из Египта. В этом и состоял смысл скитаний в Синайской пустыне. Это духовное очищение, очевидно, является смыслом и продолжающихся скитаний нашего народа в изгнании.

И точно так, как весь смысл скитаний в пустыне заключался в том, чтобы привести евреев в Израиль, так же и все скитания нашего горького изгнания приведут нас в страну Израиля, заключает Сколенский ребе. Эта же мысль справедлива в отношении личных страданий каждого человека. Зачастую мы хотим сразу добиться решения всех поставленных перед собой задач, одним махом перепрыгнув через все возможные преграды. Впрочем, американцы говорят: «Easy comes, easy goes!» («Легко приходит, легко уходит!»). 

Под впечатлением внешних обстоятельств человек может «очароваться» и на мгновение «вспорхнуть». А за такими периодами «очарований» следуют неизбежные периоды разочарований, за взлетами следуют падения. Для того чтобы духовный уровень стал не сиюминутным эпизодом, а неотъемлемой частью внутреннего мира человека, необходимо самостоятельно преодолеть все преграды, выстрадать и заслужить достигнутое.

Известный американский психиатр и раввин Авраам Тверский рассказывает в своей книге Living each week, что на дверях его клиники, специализирующейся на вопросах борьбы с алкоголизмом и наркоманией, висит вывеска: «Лифт к излечению не работает. Пожалуйста, пользуйтесь двенадцатью ступенями!»

«Двенадцать ступеней излечения» — так называется разработанная доктором Тверским программа, направленная на освобождение от зависимости от алкоголя и наркотиков. Из внутреннего рабства, так же, как и из Египта, выходят постепенно, шаг за шагом.

Искры света

В чем причина странствий евреев в изгнании? Столетиями евреи могут жить в какой-то стране, обосноваться в ней, казалось бы, навсегда, как вдруг правитель этой страны изгонит всех евреев из своих земель, и будет эта страна без евреев на долгие столетия.

Если царь вдруг изгоняет евреев, то это не случайно, пишет рав Гедалия Шор в своей книге «Ор Гедалияху». Ибо «сердце царя — в руке Всевышнего, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его», писал в своих Притчах (21:1) мудрый царь Соломон. Воля царя направляется Небесами в нужный период еврейской истории.

Мудрецы Талмуда (Псахим, 87) утверждали, что смысл пребывания евреев в изгнании заключается в том, чтобы дать шанс приблизиться ко Всевышнему тем праведным душам неевреев, которые захотят принять Тору. Этот процесс называется собиранием искр святости, разбросанных во тьме изгнания. Духовная суть этого явления связана с взаимным влиянием еврейского народа и народов мира, среди которых разбросаны евреи в изгнании. С одной стороны, евреи исполняют свое историческое предназначение, являясь источником знаний Торы, как и обещал Всевышний Аврааму, что потомки его будут «светочами для народов». Однако, с другой стороны, евреи впитывают в себя искры святости, все лучшее, что разбросано среди народов мира. Все то время, что в стране, где живут евреи, есть еще искорки святости, которые необходимо собрать, евреи продолжают жить в этой стране. Если вся святость собрана, то миссия исполнена. Тогда-то и направляет Всевышний сердце царя, изгоняющего евреев из своей страны. Тогда евреи уходят в другую землю, вступают в контакт с другим народом и впитывают в себя новые искры святости.

Пророки неоднократно повторяли, что изгнание — это наказание за грехи народа. «Почему пропала земля? — спрашивал пророка Иеремия, который сам и ответил. — За то, что оставили они Тору!» Но как бы сложилась еврейская история, если бы евреи не оставили Тору? Ведь в этом случае не было бы изгнания и евреи не смогли бы светить среди народов мира и собирать разбросанные в изгнании искры святости. В этом случае не было бы надобности в изгнании, писал Аризаль. Если бы евреи не оставили Тору, а хранили бы ее, то свет святости, исходящий из Иерусалимского Храма, наполнил бы весь мир, даже самые темные его уголки. На этот свет, как на маяк, пришли бы издалека души праведников. Потому сказано, что «Итро услышал» о даровании Торы и пришел к евреям, принимающим Тору у горы Синай.

В Книге Рут рассказывается об Элимелехе, который не хотел стать лидером народа и помогать нуждающимся. Его сын Махлон женился на моавитянке Рут, которая после его смерти возвратилась в Израиль и вышла замуж за Боаза. Так, Рут стала прабабушкой Давида, которому суждено было стать царем Израиля и строителем Иерусалима. И если для исполнения миссии поиска святой души Рут теряющему свет Торы Элимелеху понадобилось уйти в изгнание, то Боазу, о котором сказано «Бо Оз» (в нем сила Торы), никуда не нужно было идти: Рут пришла к нему!

Теперь мы понимаем смысл слов пророка Иеремии в новом свете: «Почему пропала земля? За то, что оставили они Тору!» Изгнание — это не только наказание за грехи. Если евреи оставляют Тору, то теряют притягательную силу святости, которая может влиять на мир издалека. Во имя исполнения своей миссии евреи вынуждены отправляться в изгнание, чтобы светить там остатком своей святости. Обретение силы Торы — лучшая гарантия мирной жизни евреев на своей земле. Как сказал царь Давид (29-й псалом): «Всевышний даст силу (Тору) народу Своему, Всевышний благословит народ Свой миром!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора