Мгновенные реформы

Министр просвещения — верный сподвижник своего партийного босса

 

Министр образования, удостоившийся популярности в опросах, ещё при вступлении на свой пост провозгласил о проведении в жизнь множества реформ в системе образования. * Но свидетельства, которые дошли до редакции «Бе-ШЕВЫ», говорят о том, что на местах учителя и директора школ нне успевают противостоять всем киданиям из стороны в сторону и неопределённостям, создавшимся в системе вследствие провоглашённых министром стремлений к реформам: «В конечном итоге, если кто и страдает от этого, так это ученики!» — бьёт они тревогу.

В отличие от неприличного израильского обычая посадить отставного дипломата в кресло минфина, а рабочего лидера – в кресло минобороны, рав Шай Пирон был в правительстве назначен на пост очень даже естественный. Тот, кто начинает свою общественную деятельность с вожатого в молодёжном движении, дорастает до раввина, учителя и воспитателя, потом становится главой ульпены (женская религиозная школа 2 и 3 ступени, т.е. средние и старшие классы – прим.перев.), а после этого поста – заметным в Израиле деятелем системы образования, тот естественно плавно переходит к должности министра в области, которая в точности скроена и сшита ему по мерке. Спустя очень короткое время после прихода в минпрос, оттуда начали исходить заявления о новых планах назначенного нового министра – и в их числе уменьшение количества экзаменов на аттестат зрелости, изменение статуса экзамена по психометрии, отмена соответствующих экзаменов , сокращение больших каникул и сочетание волонтёрской деятельности с часовой сеткой.

Публика, которая слышит обо всех этих планах в СМИ, хвалит министра и ценит его. Предыдущий опрос на 2 Канале двухмесячной давности, показал следующие неожиданные результаты: 46% граждан Израиля довольны исполнением своих обязанностей министром просвещения. Эти данные ещё больше высвечиваются, когда его сравнивают с низкой удовлетворённостью деятельностью других министров правительства. На втором месте после рава Пирона с громадным разрывом оказывается министр обороны Моше Яалон – 32% удовлетворённых, и всего на 1% от него отстаёт министр внутренних дел, да ещё на несколько процентов пара других министров.

От фейсбука – к реальности

Однако беседы с учителями и директорами школ, а также с учащимися в старших классах тихонов (старшие классы средних школ, то, что в США называется hi-school – прим.перев.), показывают, что ситуация куда как сложнее. Упомянутые беседы выявили перед корреспондентом «Бе-ШЕВЫ» вызывающую беспокойство картину того, что происходит на местах, там, вместо того, что изображено в решениях. Пресс-конференции и сообщения в фейсбуке должны превратиться в реальность. Нарисованная картина — это замешательство, гнев, потеря направления. Отмечалось, что учителя и директора были готовы беседовать на эту тему, но никто не был готов назвать своё имя из опасения, что их возьмут на заметку.

Частично критика касается вопросов стиля, а частично подвержена влиянию позиции определённых учителей. Так, к примеру, имеется немало учителей, особенно самых пожилых из них, которых задевает сам факт публикаций, которые министерство помещает под заголовками «Израиль переходит в более высокий класс – переходим к осмысленному обучению!» Пожилая учительница, с которой я беседую,, с болью спрашивает: «Что я делала до сих пор, все 35 лет? Обучала чему-то, не имеющему смысла?» Другие учителя приняли руководящие указания рава Пирона, в отношении фейсбука к серьёзным проблемам воспитания, восприняв стиль выражений, принятых в фейсбуке, как легковесные и популистские. Но эти утверждения, как уже сказано, касаются стиля, но не сущности.

Ещё бОльшая проблема, поднятая в большинстве бесед, состояла в атмосфере неопределённости и запутанности, которая уже долгие месяцы веет в школах.. Гай (вымышленное имя) – уже 6 лет работает учителем естественных наук в йешиве-тихоне. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал о связанном с этим фарсе. «Уже несколько лет любой, преподающий естественные науки в 8 классе, знает, что в мае есть соответствующий экзамен. Школы, которые в этом году устраивают внешний экзамен, знают, что экзамен приходится на даты с 1 до 3 мая, то есть за месяц до окончания учебного года. Школы, где устраивают в том же году внутренний экзамен, знают, что он проводится в третью неделю того же месяца. Экзамен был известен и признан всеми. Контролёрам было ясно, какой учебный материал надо пройти за каждый месяц, то есть в конечном итоге дело было совершенно ясным. Вышеописанное вызывало у многих преподавателей сильное противодействие, у меня же как раз нет. Я оказался исключением, подумав, что экзамены – отличный триггер для обучения».

Всё изменилось после того, как министр просвещения объявил об отмене упомянутого экзамена. «Нынешний год начался под сенью торжественных деклараций об отмене экзаменов. Учителя вздохнули с облегчением, ученики успокоились. Уроки стали более интересными, я брал учеников в лабораторию, и вообще атмосфера изменилась. И вот, где-то в декабре до нас начинают доходить слухи, что всё-таки упомянутые экзамены состоятся. Сначала этого не было послано в виде официальных письменных инструкций, всего лишь слухи. В дальнейшем пришли и инструкции. Всю систему тут же залихорадило, восторжествовал балаган. В моём случае, к примеру, возникла большая проблема относительно программы прошлого года, практически большинства материала, который требовалось изучить в прошлом году, чего сделано не было. Да и производительность в этом году была ниже, чем обычно. Против обыкновения, экзамен в этом году назначен на гораздо более ранний срок – на март, и как раз, — за неделю до Пурима и через неделю после, — те самые две недели, самые непростые в году. И сейчас, после экзамена, всё ещё неясно, что это за экзамен, каков его статус. То ли оценки пойдут дальше, то ли так и останутся в школе».

Гай отмечает: общее ощущение дефицита информации и отсутствие намерений.

«Все попытки понять, каков контроль, каковы намерения, куда это приведёт, не дали никаких плодов. Реальность такова, что систему лихорадит и профессионалы затрудняются указать адрес многочисленных идей министра, при том, что каждая из них сама по себе весьма хороша. В результате ущерб учителям и ущерб качеству преподавания, что можно трактовать как ущерб ученикам».

 

Ученики в замешательстве

Рина (имя вымышленное), учительница биологии в женском тихоне (наверно, ульпена-тихон), отмечает, что вся эта неразбериха не ограничивается средним звеном школы (7-8 классы). Реформа аттестата зрелости, которую проводит министр, тоже до сих пор покрыта туманом.

«На этом этапе никто не знает, сколько экзаменов на аттестат в конечном итоге будет сдавать ученик, но это влияет на различные тенденции, а уж до чего это влияет на сам процесс преподавания!.. Учителя, которым надо начать обучение предметам в будущем году, не знают, к чему готовиться. И даже опытные учителя чувствуют, что у них нет никакого понятия о направлениях. Возникает ситуация, при которой в религиозных тихонах вообще отсутствует ясность относительно дальнейшей судьбы их направлений. Параллельно с этим вводится тема «заменяемые ценности», да и это он то ли вводит в систему, то ли нет. В результате учителя не знают, куда всё катится. И директора не могут получить ответы, и даже инспектора.

Рина рассказывает, что это оказывает влияние также и на техническую организацию в преддверии нового учебного года.

«Это обычно недели, когда начинают говорить с учителями насчёт планов – кого они будут учить в предстоящем году. И вот проблема- директора вообще не знают, какие экзамены на аттестат предстоят, что изменится в сетке часов, будет ли изменено расписание экзаменов в классах… и ещё много вопросов… В результате ничего не решено окончательно несмотря на приближение Песаха, когда в прежние годы на этом этапе уже были уже обозначены все направления».

Гиль (имя вымышленное), директор школы-тихона, переносит акцент на происходящее с учениками.

«К ученикам пришли и рассказали им о том, что будет меньше экзаменов на аттестат, что не все должны будут сдавать психометрический тест… и ещё про всякие другие нововведения. Ученики, среди них очень хорошие ученики, не знают, как на это реагировать. То, что они слышали от старших братьев и от старших товарищей, уже больше не воспринимается, но никто не даёт им ясных ответов. Все заявления о всевозможных планах достигают их до того, как они доходят в готовом виде до назначения. И в результате – опять же великая путаница! Вот вам один пример: ученики не знают, заинтересованы ли они в организации для них в течение года курса психометрии, который начинается уже в конце летних каникул. Каждый год имеется большая группа учеников в 12 классе, в помощь которым школа организовывает такой курс. В этом году полнейшая неясность, что с этим делать – ведь неясно, нужен ли будет такой курс, кому да, а кому нет. И это несмотря на то, что мы оказываем в этом содействие, субсидируя такой курс. Речь идёт о больших расходах для родителей и детей – там не спешат».

Реакция минпроса ещё не поступила на момент закрытия данного номера…

 

 Автор — Фанни ШИФМАН (mitnahaluga)

По мотивам статьи Шломо Пиотраковского из «Бе-ШЕВА», № 587, 27.03.14.

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора