Кошки-мышки

«По сему узнаешь ты, что Я – Б-г» (Шмот, 7:17).

Упрямство фараона не поддается логическому объяснению. Моше и Аарон раз за разом убедительно доказывали свое полное превосходство над ним и его чародеями, мастерами «нечистой силы». Каждый замысел посланников Вс-вышнего неотвратимо осуществлялся, каждое обещание выполнялось, и вся фараонова рать была не в силах предотвратить очередную казнь.

Уже при первой встрече еврейские лидеры наглядно продемонстрировали, чем кончится это противостояние: Аарон превратил свой посох в змею на глазах у фараона и его свиты; чародеи сделали то же самое со своими посохами, но змея Аарона проглотила всех других змей уже после того как снова превратилась в посох. Более убедительной символики не придумаешь.

Затем последовала целая серия катастроф: водные запасы Египта превратились в кровь; полчища жаб наполнили страну – они залезали в постели египтян, их квашни, ванны и даже в их желудки; вши покрыли всех египтян и их животных с головы до ног; дикие звери, пришедшие из Синайской пустыни, навели панику на жителей империи; массовая эпидемия поразила египетские стада и отары.

Лишь после этой пятой по счету казни Б-г лишил фараона свободы выбора, намертво «укрепил его сердце». До этого упрямство египетского правителя было сознательным, без всякого принуждения со стороны Тв-рца. Он гнул свою линию – мол, никакого Б-га не знаю и евреев не отпущу – несмотря на свое очевидное бессилие перед ударами Свыше и вопреки предупреждениям Моше и Аарона, исполнявшимся во всех деталях.

Успех миссии еврейских лидеров был подтвержден и тем, что за весь этот период (первые пять казней заняли около пяти месяцев) ни один еврей не пострадал, и фараон прекрасно знал об этом: его осведомители исправно сообщали о положении в Гошене.

К разгрому добавилось унижение. Следуя традиции, фараон выдавал себя за божество. Но Моше безжалостно опроверг этот миф. По указанию Тв-рца он пришел к фараону «утром, когда он выходит к воде» – помочиться в Нил. У «небожителя» не было собственного туалета во дворце: по идее, он в нем и не должен был нуждаться. Но с физиологией не поспоришь, и поэтому фараон тайно уединялся на берегу реки, где отправлял свои естественные надобности. Здесь-то Моше и «застукал» своего оппонента, публично опозорив и разоблачив его притязания на божественный статус. (Любопытная антитеза: не фараон, а евреи вели сверхъестественное существование, когда находились в пустыне под защитой облака Славы: одежда и обувь на них не ветшали, болезни, дикие звери и насекомые не беспокоили. Их сопровождал походный колодец с водой, и они питались манной, которая полностью усваивалась организмом, практически не оставляя работы для органов пищеварения. Чем не ангельская жизнь?)

Казалось бы, Фараону просто некуда отступать. Перед лицом такого унижения и тотального разрушения страны он должен был проявить гибкость и подчиниться более могущественной силе, чем его собственная. От своего упрямого отказа он ничего не выигрывал. Слуги умоляли его отпустить евреев, отказаться от заранее проигрышной войны с Б-гом, и Фараон, казалось, вот-вот уступит.

Он просил Моше помолиться Б-гу, чтобы прекратилась очередная казнь, обещал уступить его требованию, но всякий раз шел на попятный, не желая окончательно признать превосходство Тв-рца. В своей необузданной гордыне и упрямстве он поставил страну и народ на грань полного краха. Египет так и не оправился от десяти казней, не вернул себе былое величие.

Рабейну Бахья писал, что Фараон отвергал три аспекта Б-жественной власти: что Б-г существует, что Он управляет всеми событиями в мире и что Он всесилен. Вот почему, поразив Египет жабами, Тв-рец сказал Фараону через Моше: «Дабы знал ты, что нет подобного Б-гу» – все сущее проистекает из Его существования. Дикие звери заполнили страну, «чтобы знал ты, что Я – Б-г среди земли» (и управляю всем происходящим). А град должен был научить упрямого правителя, что «вся земля подчинена Б-гу», и Он делает на ней все, что хочет, без малейшего сопротивления или ограничения.

Каждая казнь была своеобразным ответом на высокомерное заявление Фараона при первой встрече с Моше и Аароном: «Не знаю я Б-га» (5:2) «Так знай же, – как будто говорил ему Тв-рец. – Вот сейчас ты узнаешь!»

Урок очевиден. Воле Б-га невозможно противостоять. С Ним нельзя играть в шахматы. Такая игра неизбежно превратится в кошки-мышки.

Пятый – не лишний

«Поэтому скажи сынам Израиля: Я – Б-г, и выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами. И возьму Я вас народом себе, и буду вам Г-сподом, и узнаете вы, что Я – Б-г… И приведу вас в страну, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам! Я — Б-г!» (6:6-8).

На пасхальном Седере мы пьем четыре бокала вина, символизирующие четыре этапа освобождения из египетского рабства, которые перечислены в этих стихах.

1. «И выведу Я вас из-под ига египтян»: евреи будут избавлены от бремени рабства еще до того как им позволят уйти из страны. Рабство прекратилось в месяце тишрей, но Исход состоялся лишь через шесть месяцев – в нисане.

2. «И избавлю вас от служения им»: Б-г выведет евреев из Египта – полный конец физического рабства.

3. «И спасу вас мышцею простертою и страшными карами»: рассечение Красного моря и гибель египетской армии. Полный разгром рабовладельческой империи позволил евреям свободно вздохнуть. До этого они боялись, что египтяне догонят их и снова обратят в рабов.

4. «И возьму вас народом Себе»: на пятидесятый день после Исхода евреи получили Тору у горы Синай и стали избранным народом.

Четвертый этап не связан прямо с первыми тремя, отмечающими избавление от внешних сил зла. Эти три этапа ни к чему не обязывают евреев и позволяют им вести обычную жизнь, без выполнения заповедей, отличающих их от других народов. Вот почему четвертый этап «и возьму вас…» выделен в отдельный стих. Можно также сказать, что первые три этапа символизируют физическое освобождение, а четвертый – духовную свободу.

Но почему мудрецы не ввели еще один бокал в честь следующего, пятого по счету обещания: «И приведу вас в страну… и отдам ее в наследие вам» (6:8)? Ведь такой бесценный дар тоже заслуживает нашей благодарности и специального тоста на пасхальном Седере. Тем более что Вс-вышний еще у горящего, но несгорающего куста сформулировал эту конечную цель Исхода: «привести (евреев) … в страну прекрасную и просторную, текущую молоком и медом» (3:8).

Ответ прост. Мы ушли из Египта навсегда, чтобы никогда не возвращаться туда – как в буквальном смысле (Тора запрещает евреям селиться в Египте), так и метафорически: покинув рабовладельческий Египет, мы стали слугами Б-га – за то и пьем четвертый бокал. С тех пор мы не были ничьими рабами, ничьей собственностью. В последующие столетия нас преследовали, изгоняли, убивали, но никому не удавалось поработить нас.

С Эрец Исраэль положение другое. Б-г осуществил свое обещание, привел евреев в «страну, текущую молоком и медом», но это обещание не носит безусловного, бесповоротного характера. Наше пребывание в Эрец Исраэль зависит от нашего поведения. Когда мы изменяли Б-гу и своей миссии, нарушали Синайский договор, нас изгоняли. Поэтому пятый бокал на Седере пока лишний.

И все же этот бокал наливают, хотя и не пьют. Он предназначен для пророка Элиягу. Этим дополнительным бокалом мы демонстрируем свою веру в мессианское будущее. Он напоминает нам о том дне, надеюсь, недалеком, когда Элиягу а-нави возвестит о приходе Машиаха, который вернет нас навсегда в Эрец Исраэль, избавит от врагов и отстроит Храм на той самой горе, которую у нас так настойчиво пытаются отобрать.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора