Поселку Долев — 30 лет

Вид на Долев через год после основания
Вид на Долев через год после основания

В конце 70-х годов израильское правительство приняло решение начать строительство еврейских поселков на холмах вокруг Иерусалима, на землях, принадлежащих Еврейскому земельному фонду. Выбор мест для строительства определялся стратегическими государственными интересами. Тогда же, 30 лет назад, в наделе Биньямина, составляющем часть Самарии, и был основан поселок Долев.
Поселенческий отдел Сионистского Сохнута (это не тот Сохнут, который привозит репатриантов в Израиль) проложил дорогу на вершину холма, заросшего соснами, кедрами, кипарисами и кустарником, было расчищено место для первой улицы, завезены караваны, бак с водой, электрогенератор и бак для солярки.
Своим опытом жизни в поселке я и хочу поделиться с теми, кто о еврейских поселениях и поселенцах знает только из СМИ, далеко не всегда объективных и честных, а то и просто предвзятых.

Где, когда и как был основан поселок Долев
Краеугольный камень поселка с этим красивым названием (по-русски — Платан) был заложен во время праздника Суккот на холме в западной части надела. Поселенческое ядро образовали 17 молодых семей. Они составили устав поселка, определили рамки общественных отношений, моральные нормы, приоритеты — воспитание детей, учеба, сохранение еврейских традиций, взаимопомощь и скромность образа жизни. Для приема на жительство новых членов поселка была создана комиссия «по абсорбции». Людям неуживчивым и скандальным в статусе «житель поселка» отказывают — недружественное (мягко говоря) окружение требует от евреев взаимопонимания и готовности прийти на помощь.
Я помню одну супружескую пару, вежливую и улыбчивую, которую попросили оставить поселок. Позже я узнала, что их изобличили как агентов Евсекции ШАБАКа, которых, как я понимаю, внедряют в поселки в качестве осведомителей.
Начало было трудным, сначала семьи жили в караванах, потом поселенческий отдел Сионистского Сохнута построил в поселке ряд бетонных строений, служивших для проживания семей с тремя и более детьми, для синагоги, клуба, миквы и детского сада. Когда подросли первые первоклассники, их возили в школу в другое поселение, через Рамаллу, позже превращенную Арафатом в столицу терроризма.
Организация взаимопомощи стала одним из приоритетов, иначе невозможно было выжить без нормального сообщения с городами. Когда в какую-то семью приходит беда, в основном со стороны арабов, помощь поступает немедленно.
Возвращаясь с работы или учебы, везли продукты не только для своей семьи, но и соседям. Молодые мамы установили дежурства: кто и в какие дни остается с детьми, пока остальные учатся или находятся на работе.
На протяжении нескольких лет было много бытовых проблем. Проблема с ремонтом бытовой техники решилась, когда в Долеве поселилась семья Яира Мендельсона. Он отслужил в инженерных частях армии, все умел и приходил на помощь соседям немедленно, отказываясь от какого-либо вознаграждения.
В 1991 году Яира убили арабы, устроившие засаду на дороге, по которой он возвращался с работы. Родители Яира, чудом выжившие в Катастрофе венгерские евреи, на протяжении многих лет приезжали в Долев навестить внуков и на праздники. Для них специально был оборудован караван. Он так и назывался: «караван Мендельсона».
На месте трагедии, всего в десяти минутах езды от поселка, жители Долева основали мемориал в его память — Яд-Яир. Выкупив участок земли у местного араба, поставили караван для синагоги, и на протяжении нескольких лет по дороге на работу мужчины заезжали в Яд-Яир для утренней молитвы в миньяне. После разгрома Гуш-Катифа в 2005 году на территорию Яд-Яира стали периодически наведываться арабы во главе с нашими шаломахшавками и международными «миролюбцами» и на виду у служащих военной базы поджигать и громить караван и посадки. Друзья Яира восстанавливали разрушенное. Пять лет назад к арабским «миролюбцам» присоединился ЦАХАЛ — мемориал был им разгромлен по приказу наших армейских генералов в порыве их «миротворчества».
Через два года после основания Долева десять молодых пар переселились на соседний холм и создали новый поселок, Тальмон. Летом 1995 года армейское командование почему-то решило выселить молодые семьи из караванов, в Долеве узнали об этом, и все, побросав свои дела, поехали в Тальмон и совместными усилиями отстояли караваны.
На соседних с Тальмоном холмах с помощью государства были созданы еще поселки. Из поселка Хараша, основанного на самом высоком холме, как на ладони виден Ариэль, высотки Модиина и Тель-Авива, аэропорт и наши стратегические шоссе, соединяющие юг и север страны. Сейчас мы все называемся Гуш-Долев-Тальмоним в западной части надела Биньямина и прикрываем прибрежную полосу Израиля от возможных обстрелов.
В конце 90-х годов Долев посетил Ариэль Шарон, в то время министр инфраструктуры, еще не впавший в кому, и выделил средства на постройку у подножия нашего холма дополнительного квартала и дороги, соединяющей поселки с шоссе 443. Он как бывший военный, участвовавший в войнах Израиля против арабов, понял стратегическую важность наших холмов. Странно, что это не понимал министр обороны Эхуд Барак — он остановил строительство дороги и препятствовал строительству жилья в поселках.
Поселенцы Долева
Несмотря на массу бытовых неудобств и нехватку свободного времени, жители решили, что нельзя ограничить свою жизнь только решением личных проблем. Рахель Гвирцман, работавшая в школе в поселке Офра, обратила внимание односельчан на проблему детей, которые оставили учебу, свои семьи, оказались на улице, а некоторые даже попали под влияние уголовного мира. Обсудили эту проблему и на общем собрании. Рахель предложила организовать в Долеве школу-интернат для девочек. В поселок завезли караваны для жилья, учебных классов и столовой. Рахель стала по совместительству и.о. директора интерната, другие женщины — учителями, тоже по совместительству со своей основной работой. Учительские советы Рахель проводила в своем караване, уложив детей спать. Каждая семья взяла под свое крыло одну из воспитанниц интерната, здесь девочки проводили шаббат, играли с детьми, видели нормальную жизнь еврейской семьи, чего многие из них были лишены в своих домах.
Сейчас для интерната построены стационарные помещения, в нем учатся около ста девочек, есть постоянный педагогический штат. Девочки получают не только школьное образование, но и специальность, знания в области ведения домашнего хозяйства в качестве подготовки к будущей семейной жизни.
Три года назад мы пережили тяжелую утрату — Рахель Гвирцман, посвятившая 30 лет своей жизни воспитанию еврейских детей, скончалась после десяти лет мужественной борьбы с тяжелой болезнью. Семья и сотрудники Рахель создали о ней документальный фильм.
Когда поселок стал разрастаться, было решено пригласить раввина, построить синагогу и зал торжеств. Строительство было закончено в 1995 году, ссуду мы сообща уже выплатили.
Раввином Долева стал рав Иехезкель Куфельд, выпускник высшей иерусалимской иешивы «Мерказ ха-рав», участник Войны Судного дня, человек больших знаний, преподаватель известной средней школы «Хорев». В поселке он выполняет также функции даяна, еврейского судьи, — к нему обращаются жители с разными проблемами, семейными, соседскими, внутрипоселковыми, ведь конфликты между людьми неизбежны в любой общине.
Когда число детей, достигших школьного возраста, оказалось достаточным для открытия школы, в поселок привезли караваны и приспособили их для учебных классов. Теперь на месте караванов — стационарная школа и спортзал. В поселке есть множество кружков, после уроков детям есть чем заняться. Есть в Долеве отделение еврейской международной молодежной организации «Бней-Акива», что можно перевести на русский как «Сыны Акивы». «Сыны» и «дочери» расчистили и благоустроили источники в окрестностях Долева, и теперь каждый год в пасхальные каникулы тысячи людей с детьми разного возраста приезжают к источникам, чтобы провести время в этом красивом заповеднике. Руководители «Бней-Акива» — это профессиональные воспитатели, к тому же прошедшие военную или национальную службу.
В 1994 году школа была названа «Дерех Игудит» (Путь Игудит) в память о матери инициатора создания Долева Мики Дгани. Игудит Остер родилась в Белоруссии, во время войны она и ее две сестры остались сиротами, скрывались от немцев. После войны Игудит репатриировалась в Израиль, создала семью. В Суккот 1993 года она вместе со своими родственниками приехала в Долев на празднование годовщины создания поселка и дня рождения своего внука. Игудит погибла в теракте, когда машина, на которой они на исходе шаббата возвращались из Долева домой, подорвалась на взрывном устройстве, установленном арабами на дороге между их деревней Харбата и еврейским поселком Мататьягу (ныне это район города Модиин-Илит с пятидесятитысячным населением). Все пассажиры получили сильные ожоги и ранения, а Игудит не успела выскочить из горевшей машины и погибла.
Пять лет назад по инициативе Эльяшива, младшего сына из семьи Тейманс, основателей Долева, он и его друзья из старших групп «Бней-Акива» решили организовать в поселке во время летних каникул лагерь для детей-инвалидов из Модиина. Они собрали пожертвования, прошли специальную подготовку, записали желающих провести неделю в этом лагере. Эльяшив составил программу действий. Детей привозили на автобусе, питались они у жителей поселка, их возили на экскурсии, устраивали для них концерты и даже поставили спектакль «Красная Шапочка», в котором дети сами были артистами. Родители были безмерно благодарны за доставленную радость их детям, ограниченным в передвижении и в восприятии действительности, тем более что все это было сделано очень профессионально, с большим сочувствием и душевным теплом. Успех первого лагеря они повторяют каждый год.
Год назад Эльяшив Тейманс, не дожив месяц до своего 20-летия и мобилизации в ЦАХАЛ, трагически погиб, перевернувшись на тракторе. Его родители, когда сердце Эльяшива еще билось, но уже не было надеж­ды на спасение его жизни, согласились на пересадку органов нуждающимся в этом пациентам больницы Шаарей-Цедек.
Эльяшив с детства занимался художественной фотографией, и многие жители поселка приобрели его потрясающие работы, полные любви к нашей земле.
В Долеве проживают репатрианты и дети репатриантов со всех концов света — из стран Европы, Южной и Северной Америки, бывшего СССР, Северной Африки, из Индии, Йемена, Ирака, Ирана и Турции — и уже растут внуки «первопроходцев». Всех нас объединяет мировоззрение, верность еврейской традиции, трудолюбие и любовь к своей стране и народу.

Бэлла ГУЛЬКО, Израиль

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора