Размышления о еврейских беженцах

ИЗ АРХИВНОЙ ПЫЛИ

yehudaИегуда Ерушалми

 

 

В конце сентября [2012] в Женеве достаточно скромно и преднамеренно незаметно для широких кругов прогрессивной общественности прошла конференция Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, на которой Государство Израиля, впервые за почти шесть с половиной десятилетий своего существования предъявило миру наши претензии по поводу еврейских беженцев. Дискуссия состоялась вопреки нажиму на руководство ООН со стороны арабских представителей, которые обвинили Израиль в циничном использовании понятия «беженцы». Израиль представляли заместитель главы МИД Дани Аялон и Посол в ООН Рон Прозор.

Немного отвлекусь. Готовясь к написанию статьи, я просмотрел в интернете материалы по теме, в том числе, и российской штамповки. И увидел, насколько эта тема принципиально неинтересна миру, отторгаема им, и это буквально прет, особенно из редких, чисто формальных и безграмотных иностранных сообщений о конференции, где в некоторых нашего замминистра даже произвели в Верховные Комиссары ООН по делам беженцев.  А, им все равно!

Впрочем, чему удивляться, если даже сам официальный Израиль поднял эту проблему, когда уже малые дитятки из тех толп беженцев стройными рядами уходят на пенсию?

Хорошо, нашлись энергичные энтузиасты-дипломаты Дани Аялон, несомненно, поддержанный главой МИД и премьер-министром,

и бывший зам. генерального директора МИД Цви Габай, «раскрутившие» эту проблему, и ставшие инициаторами кампании «Я беженец». Ее цель – добиться международного признания беженцами евреев, родившихся в мохаммеданских странах и вынужденных покинуть их в результате антиеврейских преследований.

Выступая 21 сентября в Женеве Д.Аялон  привел такие оценки: во время войны 1948-49 гг, развязанной арабским миром против новорожденного Еврейского Государства, и ставшей для нас Войной за Независимость, Эрец Исраэль, по данным ООН, покинули до 650 тыс. арабских беженцев. В результате же гонений, погромов, и изгнаний в период с 1948 по 1952 гг беженцами только из арабских стран стали 856 тыс. евреев. Подавляющее большинство их принял Израиль. Сумма утраченной ими собственности оценивается в шесть миллиардов долларов в сегодняшних ценах — почти вдвое дороже имущества, утраченного арабами…

Израиль поставил вопрос о необходимости учета фактора еврейских беженцев во всех переговорах с арабским миром и, особо, по так называемому «палестинскому» вопросу. Что ж, первый шаг сделан. А дорога в тысячу ли, как говорят мудрые китайцы (кстати, сколько это в метрической системе?), начинается с одного шага…

Но все это пока – пролог. Меня не покидает ощущение недостаточности предъявленных требований. Почему речь идет лишь о беженцах из стран ислама? Умные люди скажут: «Пусть пока хоть так! Не надо пугать весь мир с самого начала. Пусть заглотнут наживку». Другие могут цинично заметить, что уважаемые Ц. Габай и Д.Аялон, оба «мизрахи»: один рожден в Ираке, сам из беженцев, другой – потомок беженцев алжирских. И потому подняли тему, им кровно близкую, с младых ногтей… Наверно, и в том, и другом что-то есть.

Но, смотрите — разве европейские евреи: узники гетто, чудом  избежавшие газовых камер, воины, сражавшиеся в армиях союзников и отрядах партизан, мирные люди, изгнанные за тысячи километров волной гитлеровского наступления и там, на «ташкентском фронте» в холоде, голоде и нищете, выражаясь советским штампом, «ковали победу», а после нее не допущенные вернуться в свои дома и на свои пепелища властями их государств, не защитившими граждан-евреев от погромов, захвата их недвижимости и имущества местными мародерами, изгнавшими их, разве они – не беженцы?

Пусть мне не рассказывают, что за эти муки вдоволь взыскано с немцев.

Тут немало потрудились и поляки, и венгры, и румыны, и украинцы, и белорусы, и прибалты, и русские…

А вспомните гомулкино изгнание десятков тысяч евреев из Польши уже через четверть века после Второй мировой? Кто-то за это ответил – морально и материально?

Каюсь, в конце 60-х при гомулкиной депортации я еще не осознавал всей ее сути и гнусности. Но настала и наша очередь — через двадцать-двадцать пять лет. Не знаю, как у кого, а у нас первым звонком стали погромы в Фергане в мае 1989 г. Тогда много писалось об очередной депортации проживавших там турок-месхетинцев, уже однажды депортированных Сталиным. Их спасли военнослужащие Советской армии, буквально выдрав из лап разъяренных толп узбеков, науськанных на них муллами (сегодня картина таких толп, увы, во всем мире превратилась в обыденную рутину). И этих месхетинцев, в количестве 16 тыс. человек на «Антеях» срочно вывезли в европейскую часть СССР…

Но о чем молчала советская пресса, да, пожалуй, и не только она – попробуйте найти: громили не только месхетинцев (кстати, близких по языку и вере узбекам!), громили всех!

И тогда ВСЕ бухарские евреи, проживавшие в областях, городах и весях Ферганской долины, в короткий срок покинули Среднюю Азию, где их этнос был, пожалуй, самым древним – вел отсчет времен от походов Александра Македонского, а то и, от Вавилонского плена.

И бежали: кто в Израиль, кто – в США! И это был знак всем евреям, ибо бухарцы пережили и персов, и греков, и мохаммедов джихад, и русских самодержцев, и кремлевских мечтателей. А вот, пролетарский интернационализм их доконал (не забывайте, что советская власть была еще в битвах крепка как скала, и горбачевская перестройка вела нас к зияющим высотам!).

А потом уже пошло-поехало: Карабах, Баку, Тбилиси, подъем национализмов во всех республиках. Начались вооруженные конфликты, а то и войны. Появились беженцы, самые настоящие, что ни на есть. Еврейские, в том числе. Ведь все драки между ихними панами заканчивались дружным драньем наших еврейских чубов, тем более, что немало евреев при тех панах мельтешили. Или, в лучшем случае, угрозами.

Ну, а в 90-м пришлось вспомнить анекдот хрущевских времен: «Ашот, армянское радио передало, что с первого числа границы откроют. Что делать будем?» — «Залезем на дерево, чтоб толпа не затоптала!»

И рванула толпа, получившая впоследствии прозвище «Большая алия». Отпустили народ наш!

Но как? Ободрав, по сути дела, до нитки.

Моя мама, пенсионерка, педиатр с сорокапятилетним стажем, спасшая жизнь сотен детей разных народов, была: а) лишена пенсии; б) гражданства (за огромную для нее сумму); в) квартиры, в которой прожила десятки лет и которую все время поддерживала в порядке из своего кармана. Но ее заставили сделать перед сдачей полный ремонт. За ее же счет, разумеется. Иначе не ставили какие-то необходимые подписи.

Практически все «движимое» имущество ушло в это. А вывезти можно было на себе килограмм 20 (шмоток и почти никаких украшений; про золото-серебро – особый разговор!) и денег – долларов, то ли 100, то ли 200!

Скажите, это как – ограбление или нет? И кто из вас, читатели, через это не прошел?

Ну а после развала СССР и конца пролетарского интернационализма пришлось столкнуться с ранее неизвестным официальным давлением со стороны государства и граждан «титульной национальности» на этнической и религиозной почве. Впрочем, такое давление было всегда, но оно подавалось как искажение генеральной линии, а не она сама.

Мало сказать, что никто не спросив нашего мнения, с некоторого числа сделал нас гражданами государства, которое мы сами вряд ли бы добровольно себе выбрали.

Паны в Беловежской под горилку с сальцем поделили холопов, как взбрело в их пьяные мозги. Мне «посчастливилось» стать гражданином государства, на которое независимость просто свалилась, как головная боль от той пьянки.  Но руководство быстро сориентровалось и начало проводить национальную политику с сильным, в ту пору, шовинистически-мохаммеданским душком. Это позже Ислам Каримов сообразил, куда ведут события и чем могут закончиться для него и притушил их, и пока что, удерживает тяжелой рукой. Дай ему, Аллах, просидеть подольше во времена джихадных весен и путинской и китайской экспансий…

А тогда… Скоропостижно приняли закон о государственном языке, сделав узбекский единственным в делопроизводстве, судопроизводстве, обучении. С рекордно коротким сроком внедрения. И всех нас, людей образованных (включая большое количество узбеков), в один миг сделали неграмотными. И работать многим стало невозможно. Особенно тем, чьи заказчики оказались за границей, особенно, после довольно быстрого развала банковской системы СССР и фактического прекращения переводов денег…

Зато, правда, разрешили частное предпринимательство, провели приватизацию жилищного госфонда. Появился квартирный рынок, и, уезжая (а что надо уезжать, то бишь, бежать, сомнения уже мало у кого были), можно было продать квартиру, дом.

Правда, вывозить разрешалось наличными лишь по 500 долларов на человека. И надо было изыскивать пути переправки денег в Израиль. А что бывало при этом, лучше меня могут вспомнить репатрианты из Киева и моя хорошая знакомая Женя Кравчик, занимавшаяся журналистским расследованием действий преступной группы, укравшей у олим огромные суммы, причем, используя крышу израильской дипмиссии…

Естественно, квартиры, распродававшиеся отъезжантами-европейцами, евреями, по большей части, ибо только нам было куда ехать – русских Россия не шибко рвалась принять на своей широкой матушкиной груди, покупались узбеками и за бесценок. Закон рынка: предложение велико, а денег у покупателей было немного. И мне повезло больше, чем маме.

Денег, вырученных в Ташкенте от продажи двух квартир: 3 и 4- комнатной нам хватило на съем трехкомнатной амидаровской халупы на окраине Иерусалима, аж, на целый год! Да, у мамы и этого не было. Но, с другой стороны, стоимость аналогичной пары квартир в Иерусалиме тянула тогда где-то, на четверть миллиона долларов! Так что, велика ли разница моей выручки с маминым нулем?

И так было со всем имуществом. Все продавали всё. За бесценок. Помню, стою на Тезиковке, на толчке среди тысяч себе подобных.

Ташкент. 1994 г. Тезиковка.

Пришла пригородная электричка, высыпали узбеки-колхозники. Одного заинтересовало рыбное блюдо– наследство бабушки жены, на котором мы по праздникам подавали фаршированную рыбу. Вывезти нельзя – дореволюционный кузнецовский фарфор. Объявлен художественной ценностью, хотя при покупке был ширпотребом.

Узбек спрашивает: «А барашка положить можно?»-«Почему нет? Можно, конечно». Торгуемся, никак не сойдемся в цене. Наконец, он, махнув рукой, уходит: «А, все равно все  бросите, нам оставите!» Так оно и получилось. А сколько денег съели взятки?! Поборы ежедневно и на каждом квадратном сантиметре! А унижение в аэропорту, когда меня уже после всех официальных контролей обыскивали, заставив раздеться догола?

А моя пенсия, заработанная активным тридцатилетним трудом в КБ советского ВПК, украденная Россией, которую в приснопомятной беловежской пьянке Ельцин с собутыльниками назначили правопреемницей СССР, включая его долги. В том числе, и пенсионные долги гражданам СССР!

И еще много чего! И, скажите по-честному,  много ли кто, особенно, из нашей алии, прозванной «колбасной», может похвастаться, что он не проходил через эти или подобные мытарства? И не беженцы ли мы, репатриировавшиеся, в результате, как говорится, с «голой задницей»?

Я сознательно говорю лишь о нас, «колбасниках», ибо для меня – аксиома, что люди, вырывавшиеся в Израиль в период «железного занавеса», не менее нас обобранные и ограбленные советской властью, а, тем более, те из них, кто был подвергнут репрессиям, прошел психушки, тюрьмы и лагеря — все они, безусловно – беженцы.

Они бежали от осознания невозможности жизни, созданной евреям в стране советов. Они это поняли раньше нас. И, хвала Господу, что и для нас, гораздо тупее ощущавших, создались условия, сорвавшие нас с места, и, через беженство-репатриацию привели нас в Сион! И слава Израилю, нас принявшему!

Средняя Азия в Рамле. Бухарские лепешки

 

И потому считаю, что официальный Израиль должен оперировать цифрами еврейских беженцев вдвое, а то и втрое большими, чем привел в докладе Дани Аялон. И иметь в виду, что еще не сорвались с места три крупнейшие еврейские общины: штатовская, российская и французская. А, ведь положение евреев во всех трех странах ухудшается. Ибо они испытывают двойное давление, выталкивание. Как и ставшее привычным — от джихадствующих сограждан, так и новое — от реконкистирующих. Вспомните проблемы с кипами у французских евреев, с обрезанием у немецких… Пока их разрешили быстро, но похоже, раскручивается вторая Реконкиста. Потому читающим не грех освежить в памяти великие деяния Фердинанда с Изабеллой, и хорошо ли это для евреев?

Иерусалим

30.09.12

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 17, средняя оценка: 4,94 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

6 комментариев к “Размышления о еврейских беженцах

  1. From: romantr@netvision.net.il [mailto:romantr@netvision.net.il]
    Sent: Saturday, September 29, 2012 11:24 PM
    To: Ruva
    Subject: Re: Material by YEHUDInfo 120929_EM_Yehuda

    Уважаемый Иегуда!
    Разрешите открыть список подписантов-беженцев из СССР. Ко всему, что из украденного Вы перечислили могу добавить.
    У меня сохранились несколько сберегательных книжек Сбербанка СССР с некоторой мелочевкой. В 2003, будучи в своем Иваново, зашел в сберкассу и попросил вернуть вложения. Весь штат некоторое время совещался, а затем объявили, что без российского паспорта деньги не выдаем.
    — Но советский паспорт у меня отняли при выезде, вот мой международный паспорт!
    — Нельзя. По закону.

    Спасибо, прочитал с удовольствием и вспомнил с …….
    Роман Трахтенберг д.т.н. проф. Ивановского энергетического института

  2. From: Vladimir Minkov [mailto:minkov1@comcast.net]
    Sent: Saturday, September 29, 2012 10:57 PM
    To: ‘Ruva’
    Subject: RE: Material by YEHUDInfo 120929_EM_Yehuda

    Браво! Очень правильная постановка вопроса!
    Владимир Минков

  3. Постановка вопроса абсолютно верная и я поддерживаю её полностью. Я сам в 90-м, собственноручно написав заявление об увольнении с поста главного врача и с больной мамой на носилках покинул Коканд. О проданном за бесценок доме, о втором, жактовском, с огромным двором, в котором жили родители и который пришлось просто так оставить, равно как и о многом другом, даже не хочу вспоминать. А надо бы не забывать! И предъявить счёт! Особенно после погрома 1 мая 1990 в Андижане. А то ведь до сих пор некоторые левые и либеральные «интеллектуалы» спорят, мы беженцы, или переселенцы.

    1. Иегуда: Меня вообще забавляет, когда евреи из СССР/СНГ, пережившие эмиграцию или репатриацию под давлением внешних обстоятельств с той или иной степенью драматичности (а таких — подавляющее большинство, по крайней мере, среди изральской Большой алии, которая числом около миллиона!), не хотят признать себя беженцами, пережившими ТРАНСФЕР! И с пеной у губ отрицают возможность организованного и гуманитарного трансфера арабов из оккупированной ими Эрец Исраэль!
      А между понятиями «беженцы» и «переселенцы», «олим», «иммигранты» я не вижу противоречия. Понятие «беженцы» отражает исход, а остальные — прием на новом месте, устройство, вхождение в СВОЙ народ (алия) или в ЧУЖИЕ народы (иммиграция)

  4. Автор статьи (и последнего поста) меня улыбнул. Если бы он в 1989 г. собственными глазами видел, как дикая толпа по непонятной для меня до сих пор причине, обогнув еврейский квартал, направилась к кварталу турков-месхетинцев и почувствовал страх за детей и близких, от которого мне и сейчас трудно избавиться, он на всю жизнь запомнил бы разницу между беженцами и переселенцами. Интересно, г-н М. Исраели, откуда Вы происходите? Я ни на секунду не сомневаюсь, что предания Вашей семьи также содержат подобные воспоминания.

    1. Беды турок — месхетинцев не отрицают бед еврейского народа — беженца многих столетий и из многих стран, ставших вдруг «чужими землями».

Обсуждение закрыто.