Мавзолей как проблема

«Время – начинаю про Ленина рассказ.

Но не потому, что горя нету более…»

В. В. Маяковский

Можно подумать, что у полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко «горя нету более», чем то, что Ленин в Мавзолее. Или он других дел для себя там не видит? Но факт остается фактом: ни с того, ни с сего он огорошил всю Россию своей инициативой вынести останки Ленина из Мавзолея и захоронить их в земле. Идея вообще-то не новая, со времен перестройки выдвигавшаяся и обсуждавшаяся. Помнится, выступали по этому поводу Юрий Карякин, Марк Захаров, Борис Немцов, но дальше разговоров дело не двинулось – поговорили и забыли, давно уже никто не поднимал вопрос о Мавзолее с Лениным, как и о четырех сотнях других захоронений на Красной площади – у кремлевской стены и непосредственно в ней. Более важные заботы отодвинули этот вопрос в сознании большинства граждан России на задний план.

Заметим, что ранее этот вопрос был на устах приверженцев демократии, ныне его вдруг поднял представитель высшей государственной власти. Когда предложения шли снизу, президенты – сперва Ельцин, потом и Путин – будто их не слышали или отвечали уклончиво, откладывая на будущее. Может быть, это будущее уже пришло, и призыв демократов, наконец, услышан в Кремле? Вряд ли. И вообще, всякое дело имеет смысл в своё время, по истечении которого становится бессмысленным, – то, что когда-то казалось важным, теперь уже никого не волнует. Отчего же вдруг такой всплеск?

Похоже, что о Ленине вспомнили в связи с тем, что в Москву из США и Швейцарии доставили и перезахоронили в некрополе Донского монастыря останки белого генерала Деникина и идеолога белого движения, религиозного философа-публициста Ильина, высланного из страны Лениным в 1922 году. Этот мотив прозвучал из уст президента Российского фонда культуры Никиты Михалкова, поспешившего вслед за Полтавченко заявить: «Следующей акцией после перезахоронения генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина должно стать захоронение тела Владимира Ленина». Его «одни боготворили, другие ненавидели с той же силой, но насколько же можно ненавидеть человека, чтобы не дать упокоиться его телу?», – патетически воскликнул Никита Сергеевич, странно перепутав боготворящих с ненавидевшими. Я здесь намеренно взял одно слово в настоящем времени (коммунисты боготворят Ленина по сей день), другое – в прошедшем (ненависть к Ленину и верным ленинцам ушла в прошлое, давно сменившись более спокойными человеческими чувствами).

Христианская аргументация инициативы Михалкова выглядит довольно фальшиво, равно как и высказываемое им стремление уважить волю покойного, который якобы «просил захоронить себя на Волковом кладбище вместе со своей матерью». Подоплёка его инициативы явно в другом, и на нее в «Ежедневном журнале» довольно резко ответил статьей «Игра в кости» замечательный публицист Леонид Радзиховский, сторонником Ленина, как известно, отнюдь не являющийся: «Правила примитивные. Ильина и Деникина – сюда. Ленина – туда. В результате потряхивания костями должно выпасть «21» – православие, самодержавие, народность»… Главный игрун… Михалков, «сервильный (рабский) цирюльник». Фигаро здесь – Фигаро там… Но здесь не только его обычная болезненная страсть согреваться у начальственного бока… Нет, здесь еще и бизнес… блуд на костях… Большевики сортировали персонажей русской истории на «своих»… и «чужих». Теперь этим изо всех сил стараются заняться их наследники – «державно озабоченные граждане», из которых наиболее известный, наиболее вменяемый (и потому наиболее циничный) все тот же Михалков… Тут же и генерал Полтавченко… Всё, конечно, делается под власть».

Под исполнительную власть немедленно двинулась власть законодательная. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска: «Похоронить по христианским традициям». Председатель Совета Федерации Сергей Миронов: «Захоронить, как он просил, в земле». А другой Сергей Миронов, губернатор Ульяновской области, обратился напрямую к президенту Путину с ходатайством о захоронении Ленина в Ульяновске, где он родился (тогда это был Симбирск) и где на кладбище Покровского монастыря похоронен его отец Илья Николаевич.

Мне интересно было узнать реакцию тех «державно озабоченных граждан», которых с некоторых пор представляет «Литературная газета». Она пока еще не высказана, зато там кстати появилась аннотация книги Алексея Абрамова «Правда и вымыслы о кремлевском некрополе и Мавзолее», Москва, 2005. Автор, председатель правления Благотворительной общественной организации по сохранению усыпальницы Ленина, опровергает мифы, будто Ленин завещал похоронить его рядом с матерью, а Крупская будто была против Мавзолея и не посещала его. Наоборот, голосовала «за» и посещала. Он отвергает аргументы тех, кто полагает, что Ленин не похоронен по христианскому обычаю: «Во-первых, он был атеист, во-вторых, «предание земле» – не обязательный элемент христианского погребения, тело может оставаться в склепе или саркофаге, главное, чтобы покойного отпели… Епископ Антоний совершил «траурное богослужение, посвященное чествованию подвига Ленина на благо трудящихся и бедняков» – так была названа в тогдашней прессе заупокойная служба».

Что за епископ, что за богослужение, где оно было и когда, в какой прессе отражено – не сообщается, но что тут смешит и умиляет, так это проникновение коммунистов-ленинцев в богословие и церковные каноны. «Почем опиум для народа?», – кинул бы им Остап Бендер. Даже на пресс-конференции, созванной КПРФ в ответ на заявление Полтавченко, кроме разоблачения «кощунственной провокации антинародного путинского режима» и заявления «Мы не допустим этой свистопляски, нам хватит ума и воли отстоять нашу историю и нашу святыню», Геннадий Зюганов показал себя знатоком норм православного захоронения. «Все разговоры о перезахоронении Ленина предельно лукавы, – сказал он.– Даже присоединяющаяся к подобным демаршам церковь прекрасно знает такие формы захоронения: в лаврах монахи лежат в открытых гробах, и им каждый месяц меняют рубашки. И сейчас тело Ленина лежит ниже уровня земли, что соответствует нормам захоронения». Будто в этом дело! Выступивший вслед за Зюгановым глава Союза советских офицеров генерал Копышев на церковные темы не разглагольствовал. «Если они вынесут Ленина из Мавзолея, – заявил он, – мы вынесем Путина из Кремля».

Отповедь затее Кремля опубликовал в газете «Завтра» Александр Проханов: «Из-за моря плывут кости Деникина и Ильина… Зачем в такую даль везти кости? Быть может, чтобы многострадальные черепа «белых»… сложить с многострадальными «красными»… опустить их в одну могилу… прекратить, наконец, войну… Не того хотят господа Полтавченко и Михалков. Не желают России мира… Натравливают «белые» кости на «красные»… Путин кичится «стабильностью»… На самом же деле, затевая новый «передел» могил и костей, рождает нестабильность… Это он… подбил своего верного дьяка Полтавченко и «постельного в пятом поколении» Михалкова заняться Мавзолеем».

Ну, это ясно, что не сами Полтавченко с Михалковым придумали ход и не сами выбрали момент, режиссура была кремлевская, но с какой целью? Натравить «белые» кости на «красные», то есть монархистов на коммунистов? Возможно.

Но, как мне представляется, замысел был масштабнее, и, вероятно, прав Александр Рыклин из «Ежедневного журнала», увидевший цель кремлевских политтехнологов в недопущении коалиции всех оппозиционных нынешней власти сил – как левых (коммунистов), так и правых (демократов).

Расчет был на то, что демократы, в прошлом безуспешно покушавшиеся на Мавзолей, теперь будут вынуждены стать на сторону Кремля. «Отдадим должное разработчикам провокации: придумано неплохо, – пишет Рыклин. – Но она может быть сорвана, если правые проявят политическую мудрость, и в вопросе Мавзолея не будут лезть в бутылку. В конце концов, черт бы с ним, с Лениным. Лежит себе и лежит, есть не просит».

Не то чтобы есть не просит. На него уходят 100 тысяч долларов в год, причем Зюганов заявил, что зарплату научным сотрудникам Мавзолея платит КПРФ. Но не буду отклоняться от главного – попытаюсь развить мысль, высказанную Александром Рыклиным.

Вспомню Николая Журавлева, безвременно покинувшего этот мир. В 2004 году на сайте Московского отделения Союза правых сил он выступил с манифестом под заголовком «Пришло время Народного фронта». Это был эмоциональный призыв, крик души, и продуманная программа действий объединенной оппозиции, политический документ, выраженный в четких формулировках. Цитировать этот текст трудно – начав, не можешь остановиться. Но я все-таки представлю здесь хоть какие-то фрагменты. Вот начало манифеста: «Парадокс текущего момента состоит в том, что в России существуют все внешние формы демократического государства, но демократии ни на грош».

И далее: «Новородившаяся из грязной пены рушившегося СССР демократия проиграла во мнении этноса не только благодаря жульнической приватизации и грабительским реформам, но, прежде всего, потому, что не овладела институтами государственной власти. Ее, в массе действительно неопытную, ловко оттеснили пополнившиеся и обновившиеся отряды старой номенклатуры, которые заново подчинили себе не только структуры власти, но и присвоили то имущество, которое было предназначено для куда более широкого круга претендентов. В результате опасность состоит (и уже частично реализуется) в том, что процедуры демократического волеизъявления могут оставаться сколь угодно свободными, но народ не выберет свободу. И без особых усилий со стороны фальсификаторов российский народ последует примеру немцев, которые, по меткому определению Томаса Манна, настолько не знали, что делать со свалившейся свободой, что с легкой душой обменяли ее на Гитлера»…

А в марте 2008 года – выборы, значит, надо действовать, «если, конечно, нам прежде не заткнут глотку… потому первая задача – не дать возможности это сделать», для чего необходимо объединиться всем, кто не хочет беды, – «Это тот самый случай, когда вместо того, чтобы морщить носик при упоминании Зюганова, Чубайса или Лимонова, надо вспомнить слова истинно великого политика и демократа Уинстона Черчилля: «Если Гитлер вторгнется в ад, я, по меньшей мере, положительно отзовусь о Сатане в Палате общин»…».

Тем, кто имеет доступ к Интернету, я рекомендую прочитать этот документ целиком по адресу:

http://www.spsmoscow.ru/publish/view.html?file_id=241.

Заодно посмотрите на том же сайте по адресу, отличающемуся от вышеприведенного только концовкой – 436 вместо 241 – «Тезисы», опубликованные Николаем Журавлевым 12 февраля с. г. «Прежде чем опубликовать обновленный проект моей «Платформы Народного фронта», – писал он в предисловии, – я решил предварить его краткими тезисами». Эти тезисы я здесь не цитирую, поскольку невозможно что-то выделить из 22 пунктов концентрированного и взаимосвязанного текста.

Итак, Журавлев провозгласил и отстаивал идею коалиции «левых» и «правых». Она сегодня представляется почти несбыточной (тем более – без ее умного и энергичного инициатора), но, если бы к 2008 году реализовалась, идея могла бы, выражаясь по-ленински, овладеть массами и создать революционную ситуацию, что таило в себе более грозную опасность для Кремля, чем вышеописанные угрозы коммунистов Зюганова и Копышева. Так что затея с Мавзолеем, вполне вероятно, имела целью предотвращение такой коалиции, раскол оппозиции, раздробление ее, и по частям выведение из борьбы. Стратегия верная, что и говорить.

Посмотрим, как события вокруг Мавзолея будут развиваться дальше, а пока, оставив в стороне развернувшуюся в России по этому поводу политическую борьбу, коснусь мавзолейной проблемы в культурологическом аспекте.

Ни в США, ни в старой Европе мавзолеев с телами усопших вождей нет: культура цивилизованного общества такого культа не допускает. А где они есть? Как сообщила газета «Аргументы и факты», «В свое время советские специалисты из лаборатории при Мавзолее В. И. Ленина забальзамировали семь тел: лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова, главы монгольского правительства Чойбалсана, президента Чехословакии Клемента Готвальда, вьетнамского вождя Хо Ши Мина, ангольского лидера Агостиньо Нето, северокорейского диктатора Ким Ир Сена и президента Кооперативной Республики Гайана Линдона Форбса Бернхема».

Прочитав это, я удивился: про Сталина забыли! Его тело ведь тоже забальзамировали, и сколько-то лет оно рядом с телом Ленина в Мавзолее лежало. Тогда еще, помню, говор пошел, что «Ленину свинью подложили». Потом одной хрущевской ночью Сталина из Мавзолея потихоньку вынесли и закопали у кремлевской стены. Прошло это мероприятие тихо – Ленин-то с Мавзолеем остался на месте. Вернусь, однако, к публикации «АиФ»: «Из «действующих» мумий (советского изготовления – С. И.) на сегодняшний день остались только Ленин, Хо Ши Мин и Ким Ир Сен…, а в Китае можно полюбоваться работой местных умельцев – мумией Мао Цзэдуна».

В другой публикации той же газеты читаем: «Мавзолей Ленина – украшение ансамбля Красной площади, его архитектурная доминанта, гармонирующая с силуэтами кремлевских башен, – что-то в этом роде несется из мегафонов, зазывающих гостей столицы на экскурсию. Люди не занимают очередь в 5 утра, как в недалеком прошлом. Они не ждут встречи, полдня переминаясь с ноги на ногу в Александровском саду. Но хотим мы того или нет, а тело вождя мирового пролетариата лежит в Мавзолее, и находятся люди, которые до сих пор хотят на него смотреть».

Вот я и подумал, что проблема уже не столько в мумии, сколько в самом Мавзолее. Внутрь заходят немногие: это в основном любопытные приезжие, свои и иностранцы, а собственно Мавзолей, расположившийся на самом видном месте столицы России – это сильнейшее воплощение ленинского плана монументальной пропаганды. «Могила Ленина – колыбель мировой революции!», – известный литератор Майя Каганская, ныне живущая в Израиле, прочитала этот лозунг, просматривая выцветшую киноленту 1924 года, на которой запечатлена церемония ленинских похорон (журнал «Солнечное сплетение» № 22-23, Иерусалим). Иначе говоря, это памятник «эпохи войн и революций», и даже если, вопреки призыву газеты «Не выносите сор из избы!», вынести из Мавзолея то, что осталось от тела Ленина, все равно останется не просто Мавзолей, а Мавзолей Ленина. Даже если его превратят в какой-то мемориал или музей. Снести же его и расчистить площадь – на это вряд ли кто-то и когда-нибудь решится, да и это ничего не даст.

Такая вот проблема. Решить ее, пожалуй, можно было на пике демократической волны, в самом начале 90-х, вместе с запретом КПСС и ее вооруженного отряда КГБ, с отстранением от власти номенклатуры сверху донизу и приходом на всех ее ступенях демократических сил. Тогда это могло изменить весь ход истории страны. Не исключено, что даже СССР мог бы сохраниться – под другим, конечно, названием и, главное, с другим содержанием, например, в качестве конфедерации. Но раз уж тот благоприятный момент был упущен, то назад его не воротишь, тем более – выносом мумии из Мавзолея.

Историю не переделаешь. Тем более такую, что «потрясла мир», а в СССР унесла десятки миллионов жизней. Осознать и медленно, постепенно изживать, только это и остается, а «свистопляска» и «кощунственная провокация», как назвал кремлевскую инициативу Зюганов, или «игра в кости», как назвал ее Радзиховский, проблему не решит. n

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора