Пинхас Полонский в Бруклине

«На мой взгляд, было бы очень полезно и целесообразно предоставить израильское гражданство с правом выбирать в органы государственной власти евреям, живущим за пределами Израиля, по их желанию. Это усилило бы нашу национальную ответственность за государство, которое нам всем принадлежит».

Пинхас Полонский

Пинхас Полонский родился в 1958 г. в Москве, окончил физмат МГПИ, изучал иврит и Тору в Москве, в подпольных условиях. В 1987 г., после семи лет отказа, репатриировался в Израиль, живет в поселке Бейт-Эль, Южная Самария. Преподаватель иудаизма в университете Бар-Илан.

– Перед тем, как приступить к главной теме нашего разговора о религиозном сионизме, давайте обсудим следующий вопрос. Как известно, еврейская история, насчитывающая около трех с половиной тысячелетий, состоит из двух периодов. Первый период – от XIV в. до н. э. до II в. н. э. – евреи жили на своей земле и имели свое государство. Второй период – от II в. н. э. по ХХ в. – евреи в рассеянии.

Как вы считаете, в какой из этих периодов (когда евреи имели свое государство, или когда жили в рассеянии) еврейский народ внес больший вклад в мировую цивилизацию? Конечно, в первый.

Главный вклад евреев в цивилизацию, что признано всем миром, это монотеизм (единобожие).

У пророка Исайи сказано: «Еврейский народ – это народ Завета, светоч народов мира». Светоч, потому что принес человечеству монотеизм и выполняет заповеди Б-га.

Цитата из пророка Исайи выбита на стене около ООН. В очень приблизительном русском переводе она известна как «Перекуем мечи на орала». А какой самый известный, самый читаемый во всем мире поэт? Царь Давид – автор псалмов Давида («Теилим» – «Псалтырь»).

«Первый бард на планете –

Пастух иудейский Давид,

Что плясал от восторга

Во время общения с Б-гом.

===

И склонились посланцы

У пыльной гробницы твоей

Трех враждебных религий,

Тебя объявивших пророком».

А. Городницкий

Известен всему миру и мудрейший из людей царь Соломон. Можно перечислять и другие имена знаменитых на весь мир евреев, деятельность которых относится к первому периоду еврейской истории.

Во второй период – период рассеяния – хотя евреи дали миру множество крупнейших ученых и других деятелей (Эйнштейн, Спиноза, Фрейд и т. д.), тем не менее, евреи сделали гораздо меньше, чем в первый период. Почему?

Соблюдать немного, или не соблюдать ничего?

Для начала мне бы хотелось, чтобы мы представили некоторую общую картину религиозной жизни в интересующих нас регионах.

Как вы думаете, где люди более религиозны – в Европе или в Америке?

В Америке. В США, согласно опросам, в Б-га верят около 80% населения, в то время как в Европе – примерно 15 – 20%. Теперь для разминки еще вопрос: в Израиле и в Америке евреев живет почти поровну – по 5,5 млн. человек. Как вы думаете, в какой из этих стран в среднем евреи более религиозны?

В Израиле. У нас религиозными себя считают 25% евреев. А в Америке – около 7%. Израильская русскоязычная пресса, которая старается показать, что религиозные евреи в нашей стране в меньшинстве, несправедлива, ибо нерелигиозных евреев у нас тоже 25-30%. То есть такое же меньшинство. Остальные евреи – полурелигиозные.

Теперь уточним эти понятия. Кто такие ортодоксы? Это те, которые полностью соблюдают кашрут, шабат и другие заповеди. Нерелигиозные ничего не соблюдают. Полурелигиозные – это те, которые соблюдают заповеди, но частично. Например, они соблюдают кашрут, зажигают субботние свечи, делают кидуш, а потом включают телевизор, садятся в машины и едут куда им надо. То есть полностью шабат они не соблюдают. При этом они не реформисты, ибо ничего не реформируют. Они молятся не в реформистской синагоге, где нет разделения на мужскую и женскую половины, а в ортодоксальной. Когда реформисты, которых у нас меньше 1% (50 тыс. человек), хотели их записать в свои синагоги, полурелигиозные отказались. Хотя заповеди они выполняют частично, но считают, что реформировать их и упрощать нельзя. По этому поводу есть даже такая шутка (в ней большая доля правды): «Бен-Гуриона спросили о его отношении к синагоге, и он ответил: «В синагогу я не хожу никогда. Но та синагога, в которую я не хожу, должна быть ортодоксальной».

В Америке реформистская и консервативная синагоги выполняют важнейшую социальную функцию. Они дают возможность евреям ощущать себя евреями.

В Израиле, вне зависимости от религиозности, еврей и так ощущает себя евреем. Если спросить нерелигиозного еврея в Израиле, какая у него религия, – как вы думаете, что он ответит?

Атеизм? Никогда. Иудаизм, конечно. «Но ты же нерелигиозный». А он: «Ну и что, а разве я обрезание детям не делаю? Бармицву, батмицву справляю. Песах, Хануку, другие праздники праздную. Кадиш по умершим читаю. Соблюдаю что могу». То есть почти для всех евреев в Израиле их религия – иудаизм. Даже самые антирелигиозные в нашей стране борются не против самой религии, а против ее места в государстве.

И последний вопрос разминки: «Как вам кажется, что, с точки зрения ортодокса, предпочтительнее, чтобы еврей был полурелигиозным или совсем нерелигиозным?»

Вот, например, приходит еврей к раввину и говорит: «Знаете, ребе, я не соблюдаю шабат, стоит ли мне зажигать субботние свечи?» Что ему ребе ответит? Конечно, стоит.

Или: «Ребе, я не соблюдаю ни шабат, ни кашрут, стоит ли мне праздновать Песах?» «Конечно, праздновать».

С точки зрения любого ортодокса, лучше полурелигиозность, чем совсем нерелигиозность. Лучше хоть что-то соблюдать, чем совсем ничего. И это очень важно.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора