ПО ОМЫТЫМ КРОВЬЮ МОСТОВЫМ

Наверное, слово «Сохнут» для многих читателей «Еврейского Мира» значит очень много, потому что именно эта крупнейшая еврейская организация помогала советским евреям, даже в годы бесчисленных отказов и всяческих препон, уехать на землю предков.

Еврейское агентство для Израиля (так расшифровывается слово Сохнут) активно действует более чем в 60 странах мира, спасая евреев из тех стран, где им угрожает опасность, помогая репатриации в Израиль, заботясь о том, чтобы связь диаспоры с древним и молодым еврейским государством не прерывалась, об улучшении жизни евреев в любой стране и об образовании, национальном самосознании еврейской молодежи, т. е. о будущем нашего народа.

Нашим ребятам и девушкам нужно узнать богатейшую историю своего народа, его боевую славу, трагические страницы этой истории и, даже если они живут далеко от Израиля, укрепить не виртуальную, а реальную, живую связь со страной евреев, понять, что это их государство.

«Такова суть и задача нашей программы», — говорит сотрудник «Сохнута» Идан Пейсахович, чья должность именуется Посланник отдела образования «Сохнута» в Нью-Йорке. Это Идан организовал поездку группы еврейской молодежи в Польшу и Израиль и сопровождал группу, делясь с молодежью своими знаниями, добротой и своей любовью к Израилю.

После перелета из Нью-Йорка в Прагу, а из Праги в Варшаву, наша группа начала свое путешествие по Польше, стране, где в течение нескольких веков, поколение за поколением, жили евреи. И совершенно не случайно отправились мы сначала именно в Люблин, один из крупнейших и старейших польских городов. Перед Второй мировой войной в Польше было три больших города, население которых едва ли не наполовину было еврейским. Люблин — один из них.

История люблинской еврейской общины восходит к ХIV столетию. Князь Иеремия Вишневецкий побывал в немецком Бамберге, где практичная и расчетливая королева Кунигунда разрешила поселиться евреям — строителям, архитекторам (это они возвели знаменитые бамбергские замок, собор и первую в Германии синагогу), ремесленникам, купцам. Осторожный князь прежде всего сделал несколько сложных заказов еврейским оружейникам, ювелирам, краснодеревщикам, меховщикам, кожевникам, и только после того, как все было блестяще выполнено, открыл перед ними ворота Люблина, пообещав свою защиту. Так была основана первая в Польше еврейская община, способствовавшая процветанию города.

Уже к ХVIII веку в Люблине были еврейские школы, 12 синагог, сотня молитвенных домов, еврейская больница, детский дом, первый в Европе приют для одиноких стариков, позднее стали издаваться на идиш две газеты. Евреям принадлежала половина ремесленных мастерских и треть промышленных предприятий. Евреи представительствовали в городской управе и в течение нескольких веков относительно мирно сосуществовали с поляками. Относительно — потому что неистребимая ненависть ко всему еврейскому, к вере, обычаям, деятельному образу жизни, увы, была всегда. Но все же…

Золотой век польского еврейства продолжался почти до конца четвертого десятилетия ХХ века. 18 сентября 1939 г. фашисты ворвались в Люблин. К концу года в городе был создан Еврейский совет, ряд разных комитетов. Но в марте 1941 г. гауляйтер Люблина штурмбанфюрер СС Цорнер подписал приказ: все евреи обязаны жить в гетто, в беднейшей части старого города, появляться на «арийских» улицах им было запрещено. Затем гетто было обнесено стеной, выход из него перекрыт, и контакт с внешним миром прерван. Смертность в гетто из-за голода, из-за непригодных для жизни условий была ужасающей.

Когда наша группа оказалась в еврейском районе старого Люблина, я вспомнил улочки таких же еврейских кварталов Флоренции, где мне довелось побывать за год до этого. Архитектура домов в еврейских кварталах таких непохожих стран, как Польша и Италия, была однотипной просто потому, что восходила к канонам средневекового иудейского зодчества.

Но вернемся к рассказу о том, как шли мы по буквально омытым кровью мостовым люблинского гетто. Вот здание, где находился действовавший в годы оккупации Комитет спасения. Ни мемориальной доски, никакой надписи, и если бы мы не знали, каков герб комитета, сохранившийся на стене, могли бы пройти мимо. А ведь в этом доме до последнего дня работали мужественные люди, достойные того, чтобы не быть забытыми. Еще одно, тоже без единого памятного знака, историческое здание: здесь с ХVI по ХVIII век находилась еврейская управа, вернее, самоуправление общины, а потом детский дом, просуществовавший до захвата Люблина фашистами. Потом дети были схвачены, а их учителям и воспитателям предложили уйти. Однако среди них нашлись отважные и благородные люди, отказавшиеся покинуть детей — все были вывезены в лес и расстреляны. Так был дан кровавый старт уничтожению люблинских евреев. Погибли почти все сорок тысяч человек — такова эта трагическая цифра.

Трагедия настигла и знаменитую люблинскую иешиву, которую называли еврейским Оксфордом. Она была основана в ХV веке, и со всей Европы съезжались сюда юноши, чтобы изучать корни и основы иудаизма и иврит. Иешива была центром притяжения еврейского юношества, центром изучения Талмуда и Каббалы, она славилась богатейшим собранием книг. После того как убили всех до единого преподавателей и студентов, была сожжена библиотека. И я мысленно повторил слова еврейского философа: «Когда жгут книги, следом начинают сжигать людей».

В этом мы убедились, когда по дороге в Краков наша группа посетила два обиталища смерти — концлагерь Майданек и Мемориал миллионам детей, убитых нацистами. Майданек — лагерь уничтожения. Из шести его отделений одно было для поляков, в основном для евреев из Польши, еще одно — для советских военнопленных, ну а в последнем были газовые камеры, и дымил крематорий. Заключенные так и говорили: «Уйти в дым». А еще были там так называемые «производственные» цеха: ведь тела убиенных практичные немцы утилизировали. Многие умирали прежде, чем «шли в газ. Да и как было выжить людям, изможденным тяжелейшей 16-часовой работой в каменоломнях и изощренными издевательствами. Свыше 200 тысяч узников погибли в Майданеке. В большинстве своем польские и западноевропейские евреи и десятки тысяч советских военнопленных. Когда 24 июля 1944 г. советские войска ворвались в Майданек, они увидели горы трупов, контейнеры с пеплом, с женскими волосами, мылом (из человеческих тел!) и около сотни чудом оставшихся в живых похожих на скелеты узников — свидетелей страшных преступлений фашистов.

В молчании, не сдерживая слез, стояли мы над гигантской детской могилой в Звелотовской Горе, а это лишь одна из множества братских могил жертв нацизма.

В Кракове собрались группы участников Марша Жизни из Америки, Франции, России, Украины, Израиля, Польши, Венгрии, Молдовы, Канады, Германии, Бразилии, Испании и других стран. Поздним вечером все мы пришли на большую площадь в бывшем веками еврейским Казимежском районе. Здесь проходила торжественная поминальная церемония, посвященная 60-летию Победы над фашистами, повинными в катастрофе европейского еврейства, и памяти 6 миллионов жертв Холокоста. Здесь были и еврейские ребята из разных стран, и разнонациональные молодежные группы. И я был горд, что стою вместе с ними, будто говорю погибшим: «Мы помним о вас, и мы сделаем все, чтобы трагедия не повторилась».

Я не стану рассказывать о тех исторических местах, которые мы увидели, потому что память о них заслонила зловещая тень самого страшного места на земле, в котором за пять лет погибли 1,1 миллиона человек. Вдумайтесь в эту устрашающую цифру! И повторите всему миру известное название лагеря уничтожения: Освенцим. Слово, которое уже давно в памяти людской трансформировалось и звучит как машина смерти. Первый комендант лагеря эсэсовец Рудольф Гесс (убийца гордо называл себя отцом Освенцима) приказал высечь на воротах этого ада лицемерную надпись, которая красовалась и над въездом в концлагерь Дахау, где этот подлец и садист служил прежде: «Труд делает человека свободным» — «Arbeit macht frei». Но освободиться из Освенцима можно было, улетев в клубах дыма из трубы крематория.

70% узников евреи, не только из европейских стран и Польши, но и Украины, Белоруссии, России, Молдавии. Выживших — единицы, и то благодаря тому, что советские солдаты появились неожиданно и действовали решительно и быстро. Именно поэтому и остались свидетели неслыханной жестокости и бесчеловечности фашистов. Но было еще одно «вещественное» свидетельство — это множество ужасающих фотографий, запечатлевших пытки, мучения, казни узников, даже предсмертные муки взрослых и детей в газовых камерах. Снимки делались через специальное окошко. Такое вот хобби было у этих «любителей фотографии». А еще — картины и рисунки самих узников, среди которых было немало талантливых художников.

Я уже взрослый парень, мне 17 лет, но я не мог не заплакать там, в этом аду, ставшем ныне музеем.

Музеем стал и Биркенау, филиал Освенцима. Там участники Марша встретили премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. Его рассказ о трагедии Холокоста произвел на нас огромное впечатление, и все мы поняли: фашизм, пусть в новом обличье, жив, и мы обязаны ему противостоять.

Мне трудно писать, слезы жгут глаза, потому что практически каждый польский город — свидетель нацистских зверств, и в каждом — бесчисленные еврейские могилы. Лодзь: огромное кладбище, захоронения расстрелянных, в том числе и братская могила убитых детей. Хелм: величественный и трагический памятник матерям, из рук которых немцы силой вырывали детей, чтобы уничтожить. Варшава, столица Польши, страны Шопена, Коперника, Склодовской, — героическое Варшавское гетто, о котором так красочно, так эмоционально рассказывала наш гид Ноа. О голодающих стариках и детях, о сиротах, отчаянных мальчишках, пробиравшихся из гетто на варшавские улицы, чтобы добыть себе пропитание, о болезнях, косивших людей сотнями, о битком набитых вагонах, уходивших еженедельно в Освенцим и Майданек… 500 тысяч евреев, полмиллиона человек, взрослых и детей, мужчин и женщин, молодых, полных сил людей и беспомощных стариков из гигантского Варшавского гетто были убиты немцами при подавлении восстания. Да, да, казалось бы, невозможного, невероятного восстания, тайно подготовленного и дерзко осуществленного мужественными парнями и девушками, к которым присоединились тысячи людей, боровшихся до последнего и сопротивлявшихся до зубов вооруженным немцам почти месяц. Апрельское восстание 1943 г. Варшавского гетто было образцом храбрости, боевой инициативы и стойкости заключенных и погибших там евреев.

О них мы вспоминали, за души их молились, когда были на кладбище, где хоронили умерших в гетто и погибших в дни восстания. Мир их праху!

Мы покидали Польшу, землю, в течение шести лет окутанную тьмой и ужасом фашистского нашествия. Сердца наши были полны печали. Но впереди нас ждал Израиль — страна, обещанная нам Б-гом. И мы ехали туда с радостью и надеждой. Из тьмы к свету.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора