Обама, евреи и Израиль

В 1947 году президент Гарри Трумэн долго не имел однозначной позиции по палестинскому вопросу, как тогда назывался ближневосточный конфликт, и в конечном итоге решил признать еврейское государство сразу после его провозглашения. На дворе была предвыборная кампания, и молодой советник президента Кларк Клиффорд доказывал Трумэну, что, если он хочет забрать голоса нью-йоркских евреев, ему стоило бы поддержать идею создания Израиля заранее.
Такова, во всяком случае, одна из версий. Сам Клиффорд под конец ее отрицал, но она до сих пор в ходу и иллюстрирует одну из аксиом американской политической жизни, которая гласит: по мере приближения выборов кандидаты начинают все больше сближаться с позицией Израиля. Или должны.
На первый взгляд, в этом нет особой нужды, особенно для Обамы. Многие американские евреи, как я уже отмечал, скорее социалисты, чем сионисты. Поэтому они никогда не пойдут голосовать за Сару Пэйлин или Рика Перри, которые горой стоят за Израиль, ибо большинство евреев расходятся с ними по всем остальным вопросам бытия. А с Обамой они вроде во всем согласны.
Много десятилетий подавляющее большинство американских евреев голосуют на президентских выборах за демократов. Обама получил 78% еврейских голосов, Джон Керри — 74%, Ал Гор — 79%, Клинтон — в первый раз 78%, как Обама, а во второй — головокружительные 80%.
Логично поэтому предположить, что евреи США, в массе своей настроенные либерально, снова проголосуют на будущий год за Обаму, поскольку им больше некуда деться.
Большинство, скорее всего, так и сделает. Но велико ли будет это большинство? Вот это неясно. Во-первых, американские евреи в массе своей действительно либералы, но Демократическая партия в последнее время резко качнулась влево и сейчас не столько либеральна, сколько радикальна. Это может оттолкнуть часть евреев, стоящих ближе к политическому центру.
Демократы всегда демагогически раздували тему классовой борьбы, но американские либералы в прошлом не были, как правило, настроены антикапиталистически или антиамерикански. Сейчас это изменилось.
Во-вторых, напомню, что Джимми Картер в 1980 году получил всего 45% еврейских голосов (кому интересно, 15% достались тогда давно забытому Джону Андерсону, а 39% — Рейгану). Картер тоже получил больше еврейских голосов, чем его соперники, но очень мало по сравнению с Обамой, Гором и тем более Клинтоном. Причина была в том, что Картер имел репутацию человека, настроенного антиизраильски. Впоследствии он ее регулярно оправдывал.
Иными словами, такая репутация кандидату в американские президенты решительно ни к чему. Обаме она грозила с самого начала.
Во-первых, его неизбежно сравнивали с Бушем. Поскольку тот был самым произраильским президентом США в истории, сравнение было не в пользу Обамы.
Во-вторых, он афроамериканец. Евреи шли в первых рядах борцов за гражданские права цветного населения Америки, но с тех пор отношения между ними и афроамериканцами оставляют желать много лучшего. Взять хотя бы антисемитские и антиизраильские высказывания многолетнего духовника Обамы, бесноватого Джеремайи Райта.
Отчасти неприязнь афроамериканцев к евреям есть результат того, что жители негритянских гетто знали евреев лишь в трех ипостасях — хозяев трущоб, шинкарей и владельцев винных лавок. Не самые популярные персонажи.
Настораживало часть евреев и имя Хусейн, и тот факт, что Барак Хусейн любил якшаться в Чикаго с палестинскими активистами, такими как историк Рашид Халиди.
Заступники Обамы доказывали, что он был тесно связан с такими деятелями еврейской общины города, как богатая застройщица Пенни Прицкер и инвестор-миллиардер Лестер Краун.
Болельщик президента Джон Хейлеманн недавно напечатал в журнале «Нью-Йорк» гигантскую статью, в которой советник Обамы Бен Роудс заявляет, что благодаря этим чикагским связям тот «пришел к власти, имея более глубокое понимание еврейской культуры и еврейской мысли, чем любой другой недавний президент».
Притом все это пишется на голубом глазу.
На обложке журнала помещена фотография обамовского затылка с ермолкой и надписью: «Первый президент-еврей».
Это напомнило мне, что Клинтона звали в прессе «первым президентом-афроамериканцем», потому что он играл на саксофоне. Насчет Клинтона я согласен, но вот насчет Обамы не знаю. Но даже если он еврей, все американские евреи не обязательно будут за него голосовать.
Ортодоксального иудея-демократа Дэвида Веприна недавно прокатили в 9-м нью-йоркском избирательном округе, который называют самым еврейским округом в стране.
Демократический агитпроп отмахнулся от этого провала. А видный конгрессмен-демократ Генри Ваксман, который как две капли воды похож на циркового Карандаша, заявил, что евреи 9-го округа проголосовали против Обамы, поскольку хотели «обезопасить свое богатство». В США такие заявления принято считать антисемитскими.
Моим первым восточным языком был корейский. У нас в группе со смехом цитировали статью о Марксе из южнокорейской энциклопедии. Там якобы говорилось: «Карл Маркс был евреем, любил деньги и поэтому написал книгу “Капитал”». Высказывание Ваксмана прозвучало похоже.
Но консервативные комментаторы сочли результат голосования в 9-м округе местью тамошних евреев Обаме за его отношение к Израилю.
Сторонники президента доказывают, что он тоже горой стоит за еврейское государство, например, развивает военное сотрудничество с Израилем и выступает против попытки палестинцев заручиться благословением ООН на создание своего государства явочным путем.
Но Белый дом явно встревожен тем, что часть евреев смотрит в лес. Последний опрос Гэллапа показал, что рейтинг Обамы среди евреев США упал со времен инаугурации на 28 пунктов и составляет сейчас 55%.
Чтобы доказать евреям кошерность Обамы, Белый дом назначил спецпредставителя по связям с еврейской общественностью. Им стал активист Демпартии Айра Форман, известный своей борьбой против еврейских организаций, связанных с республиканцами.
Ему предстоит нелегкая задача.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 4,43 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Козловский

Все публикации этого автора