Бабий Яр глазами именитых

С рассветом 29 сентября 1941 года начался исход десятков тысяч стариков, женщин, детей в братскую могилу в Бабьем Яру. Как всегда в подобных случаях немцы прибегли к обману. Они утверждали, что еврейское население переправляется для проведения работ. Расстрелы длились в течение пяти дней. Но наиболее интенсивными были первые два дня, когда погибла основная масса людей. К исходу пятого дня Киев стал городом, «свободным от евреев» — «юденфрай».

О том, что происходило в районе Бабьего Яра, стало быстро известно киевлянам. Однако, детали и подробности появились в печати уже после войны, по свидетельству нескольких человек оказавшихся очевидцами этого преступления. Эта информация в СССР долгие годы была закрытой для широкого круга читателей. Первая открытая информация появилась в виде стихотворения Евгения Евтушенко «Бабий Яр». Попытки И. Эренбурга и В. Гроссмана дать подробную информацию об этих событиях «застревали» в кремлёвской бюрократической элите.

 Из отдельных свидетельств очевидцев вырисовывалась страшная картина жестокого массового убийства. Тысячи людей, двигавшихся из разных районов города, сливались в один поток на ул. Мельникова. В конце ее, возле противотанкового рва, загороженного «ежами», была создана «застава», за которой развернута невидимая с улицы походная канцелярия. Поочередно от толпы отделяли 30-40 человек и под конвоем вели «регистрироваться». У людей отбирали все документы и ценности. Документы в спешке бросали в мешки, а то и просто на землю, где они валялись толстым слоем. Затем евреев заставляли раздеваться и через проходы в насыпи выводили к краю оврага, на противоположной стороне которого на специально оборудованной деревянной платформе сидел пулеметчик. Под безжалостный кинжальный огонь пулемета ретивые киевские полицаи загоняли палками, плетьми, ногами растерянных, голых, совершенно обезумевших людей, не давая им опомниться, сориентироваться. Душераздирающие рыдания, крики полицаев: «Скорише, швидше!», мольбы о помощи, проклятия палачам, молитвы, заглушаемые веселыми мелодиями вальсов, несущимися из громкоговорителей, рокот мотора кружащего над яром самолета…

Приведу несколько высказываний известных персон о трагедии Бабьего Яра, причинах и последствиях этого страшного события, произошедшего 70 лет тому назад.

******

Сталин, несомненно, грешил антисемитизмом, и поэтому отношения его очень сдержанные к увековечиванию памяти погибших в Бабьем Яру были абсолютно понятны. И ведь мы знаем, что после окончания войны Сталин попытался сделать по отношению к советским евреям то, чего не успел сделать Гитлер, поскольку был изгнан с нашей территории. Начались вот эти кампании, которые стыдливо называли кампаниями против космополитизма, но на самом деле, это были чистой воды антисемитские кампании. Я хорошо помню то время – я была тогда студенткой. Алексеева Людмила

 Как сказал Максим Горький, в детстве у меня не было детства. Поскольку родился я в 1941 году, когда моя семья эвакуировалась из Киева и, в общем-то, чудом спаслась от Бабьего Яра. Некоторые из родственников так и остались лежать в Бабьем Яре, а мы по настоянию моего деда отправились в Магнитогорск. Бардин Гарри

 Следует отметить, что первые неофициальные выступления, связанные с Бабьим Яром, где громко зазвучала еврейская тема, принадлежали не евреям. Писатели Виктор Некрасов и Иван Дзюба подняли свои голоса протеста против политики замалчивания еврейской трагедии. “Конечно, здесь расстреливали не только евреев, но только евреев расстреливали за то, что они евреи”, – сказал в своем выступлении Виктор Некрасов, известный писатель, награжденный орденами и званиями за свое творчество. Но когда он осмелился выступить на еврейскую тему, против него началась дикая травля, он впал в немилость. Анатолий Кузнецов, талантливый молодой писатель, опубликовал в наиболее массовом молодежном журнале “Юность” документальную повесть “Бабий Яр”. Правдивое описание жутких расправ гитлеровцев и их пособников над киевскими евреями вызвало яростные нападки как на журнал, так и на автора повести. Паломничества киевских евреев на место гибели их родных, где даже не было памятника, не прекращались все годы после войны. Сотни евреев приходили сюда, в день памяти расстрелов в Бабьем Яре, они стояли поодиночке и группами на большом пустыре, где был установлен небольшой мемориальный камень со словами: “Памяти 100 000 советских граждан, погибших от рук нацистов”. Чтобы держать под своим контролем ситуацию, начали проводить официальные митинги. Ораторы, назначенные партийным руководством, произносили казенные фразы о советском народе и не упускали случая клеймить “израильских агрессоров”. Показуха подчеркивала, что память о еврейских жертвах, мучениках геноцида, предана забвению. Это был тотально установленный порядок, безотказно действовавший в течение десятилетий. Он был направлен на подавление памяти миллионов жертв еврейской трагедии Второй мировой войны.  Бегун Иосиф

 Мама, отчего ты плачешь, Пришивая мне на платье Желтую звезду? Вот такое украшенье Хорошо б щенку на шею – Я его сейчас же приведу. А куда уводят наших, Может, там совсем не страшно, Может, там игрушки и еда? Мне сказал какой-то дядя, Сквозь очки в бумажку глядя, Что назавтра нас возьмут туда. Посмотри, какая прелесть, Вот оркестр играет фрейлехс, Отчего так много здесь людей? Мама, ну скажи мне, мама, Кто тут вырыл эту яму И зачем нас ставят перед ней? Что ты плачешь, ты не видишь – Их язык похож на идиш, Ну почему все пьяные с утра? Может быть, в войну играют, Раз хлопушками стреляют… Мама, это вовсе не игра. Мама, отчего ты плачешь, Мама, отчего ты пла… ( ”Бабий Яр”. Авторская песня – А. З.)  Болтянская Нателла

Я очень взволнован и в то же время горд тем, что жуткую дату трагедии Бабьего Яра в Московском еврейском общинном доме отмечают фильмом «Дамский портной», в основу которого легла моя пьеса. Когда после многих лет умолчания того, что случилось в оккупированном фашистами Киеве в сентябре сорок первого, кинематографистам, наконец, дозволили подступить к этой неугасающей теме – режиссёр начал с того, что на главную роль старого киевского еврея пригласил относительно молодого, но уже признанного великим, русского актёра Иннокентия Смоктуновского. Нравственное величие этого человека проявилось в том, что он немедленно откликнулся на обращение, забросил все другие дела и с головой и сердцем окунулся в то, что всегда будет хранить память моего народа. В игре Смоктуновского – сила волнующих открытий. Воистину, это – творческий подвиг, свидетелем свершения которого я был. Борщаговский Александр

Об евреях старались не говорить вообще вплоть до того, что из кинофильма «Цирк» знаменитого, известного, как это? «Я другой такой страны не знаю» Вырезали еврея, который пел что-то, уж я не помню, на иврите или на идише этому младенцу вместе со всеми. В 60-е годы это было из фильма вырезано. Полагалось, что у нас интернационализм, что все народы абсолютно равны. Понятно, русский народ более равен чем остальные, потому что он основной, системообразующий. Евреи тоже есть, ну, где 16 республик, ну и так далее. Но вот эти страдания нам были совершенно не нужны. И надо сказать, что это, с одной стороны, было проявлением государственной политики и антисемитизма, которое имело место в сталинское время, а потом по инерции. А дальше это было – мы хотели, чтобы у нас все было хорошо. Факт этот, я думаю, надо рассматривать вместе со всей той ложью, которая шла по поводу Второй мировой войны в Советском Союзе. Была извращена у нас практически вся история Второй мировой войны, и Бабий Яр в том числе. Веллер Михаил

Историческая судьба евреев, на которую их обрекли христианские народы, в Бабьем Яре просто продолжалась. Гитлеровцы были не первыми, кто устроил массовое уничтожение евреев на Украине. Их предшественником был Богдан Хмельницкий, один из самых страшных злодеев в исторической памяти еврейского народа… Коренное население оккупированных нацистами территорий СССР активно участвовало в уничтожении евреев.  Гефтер Михаил

Я хочу обратиться к вам – как своим братьям по человечеству. Я хочу обратиться к вам, евреям, как украинец – как член украинской нации, к которой я с гордостью принадлежу. Бабий Яр – это трагедия всего человечества, но свершилась она на украинской земле. И потому украинец не имеет права забывать о ней так же, как и еврей. Бабий Яр – это наша общая трагедия, трагедия прежде всего еврейского и украинского народов. Эту трагедию принес нашим народам фашизм. Но не надо забывать, что фашизм начинается не с Бабьего Яра, им и не исчерпывается. Фашизм начинается с неуважения к человеку, а заканчивается уничтожением человека, уничтожением народов, – и необязательно только таким уничтожением, как в Бабьем Яру. Дзюба Иван

 Бабий Яр был преступлением фашизма. Но наше многолетнее замалчивание чужого преступления стало преступлением собственным. Замалчивание — это тоже убийство, убийство памяти… Что является психологической причиной замалчивания? Боязнь напомнить о преступлении, в котором замешана украинская полиция. Нежелание вызвать сочувствие к евреям. Вдруг они снова смогут понадобиться для очередного выброса накопившегося озлобления…Я давно хотел написать стихи об антисемитизме. Но эта тема нашла свое поэтическое решение только тогда, когда я побывал в Киеве и воочию увидел это страшное место – Бабий Яр.  Евтушенко Евгений

 20 сентября 1941 года германская армия оккупировала Киев. Значительная часть еврейского населения города не успела эвакуироваться. Поводом к его поголовному уничтожению послужила серия взрывов в центре украинской столице, совершенных по приказу командования красной армии. В ответ оккупационные власти Киева вывесили около 2 тысяч объявлений следующего содержания: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября на угол Мельниковской и Дегтяревской улиц возле кладбища. Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и прочее». 29 сентября колонны евреев с вещами в сопровождении охраны направились в Бабий Яр. Там они сдавали документы и ценные вещи, раздевались, после чего их подводили к яме и расстреливали… Дмитрий Шостакович переложил стихотворение «Бабий Яр» на музыку в 13-й симфонии, впервые прозвучавшей в декабре 1962 года и после этого почти не исполнявшейся. Евтушенко подвергся суровой критике со стороны ряда антисемитских литераторов. В марте 1963 года его публично осудил Хрущев. Тема мученичества евреев была запрещена.  Кара- Мурза Владимир

 Бабий Яр был только одним из ужасающих, страшных катастроф, которые произошли на территории Советского Союза в зоне, оккупированной нацистами. Евреев расстреливали не только в Бабьем Яру. В маленькой Ялте, где я родился, 8 тысяч человек за 2 дня расстреляли, то есть в процентном отношении от населения города – в Ялте тогда было 30 тысяч человек – там убили больше в процентном отношении, чем даже в Киеве. А советская пропаганда замалчивала, потому что, в общем-то, была политика государственного антисемитизма и, как бы, особую трагедию еврейского народа, которого уничтожали подчистую всех, это, в общем-то, особо не обсуждалось и не признавалось. Более того, насколько я понимаю, не везде во время отступления Красной армии говорили евреям, что они подлежат полному уничтожению – где-то говорили, где-то не говорили. При советской власти также памятник, который там стоял, было написано: «Тут были уничтожены советские люди», — про евреев там ничего сказано не было. Я там сейчас был, там стоит памятник с надписью, по-моему, на 4-х языках – русском, украинском, иврите и идише. То есть сейчас хоть какое-то признание есть, хотя Бабий Яр застроили при советской власти такими вот многоэтажными домами… Согласно отчету командования подразделения эйнзацгруппы «С» зондеркоманды 4-А только 29 сентября в Бабьем Яру были расстреляны 33771 еврей. Расстрелы продолжались несколько дней. Памятная записка советского правительства союзникам относительно военных преступлений, подписанная Молотовым, отмечает, что в числе жертв было большое число евреев, включая женщин и детей всех возрастов. Коэн Ариель

 Да, в Бабьем Яру расстреливали всех, но только евреев расстреливали потому, что они – евреиБабий Яр превратился в понятие нарицательное. Как Варфоломеевская ночь, ГУЛаг, Хиросима, Чернобыль… Массовое убийство – вот смысл этих слов, названий, понятий. Какое из этих понятий страшнее – вряд ли стоит в этом разбираться. Но каждое из них имело свой оттенок…С Бабьим Яром – выяснилось после первой пулеметной очереди. Евреев надо уничтожать – и все! Три дня их уничтожали – 29 сентября, 30 сентября и 1 октября 1941 года. Говорят, что в эти три дня было расстреляно 70 тысяч человек… Из них только один человек спасся – актриса Киевского театра кукол Дина Мироновна Проничева, мать двоих детей. Единственный человек на весь мир, который мог и рассказал о том, что же происходило в этом глубоком овраге на окраине Киева в те страшные три дня. Подробный, леденящий кровь рассказ ее полностью приводится в известной книге Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Читая его, задаешь себе тысячу вопросов. Но главный из них – какая сила, какая мера злобы может довести человека, людей, которые принимали участие в этом убийстве, до того, что свершилось? Как могло родиться выражение «человек-зверь», «зверская расправа», «звериная ненависть»? Ни один зверь, самый лютый, не издевается над своей жертвой так, как человек над человеком… Зверь хочет есть, защитить своего детеныша, садизм ему неведом. Евреев Бабьего Яра, стариков и детей, перед тем, как расстрелять, били палками, раздев донага.  Некрасов Виктор

 Я никогда не мог бы ощутить себя космополитом хотя бы потому, что родился евреем в городе, где есть Бабий Яр, и о своем происхождении никогда не забывал. Портников Виталий

 В Советском Союзе, начиная еще до войны, а во время войны особенно, а еще больше после войны, в конце 40-х годов, просто буйным светом расцвел государственный антисемитизм. Он шел с самого верха, он шел от Сталина. И по имеющейся информации, уже достаточно проверенной, если бы Сталин не умер вовремя, то готовилась депортация евреев на Дальний Восток, причем по дороге, возможно, возмущенные трудящиеся атаковали бы депортируемых. Вот Бабий Яр, отношение к нему официальное – следствие именно этой позиции. То есть, ну как это, евреев? Нет-нет. Нет. Слово «еврей» вообще в какой-то момент тогда стало ругательным. Сванидзе Николай

 Новое руководство государства решительно осуждает любые проявления антисемитизма в Украине и готово плодотворно сотрудничать с Ассоциацией еврейских организаций и общин Украины, в частности, по вопросам возврата еврейской общине ее прежних культовых сооружений и имущества. Украинское правительство также настроено сотрудничать с Общественным комитетом „Бабий Яр” по созданию мемориального музея „Бабий Яр”.  Тимошенко Юлия

 О Катастрофе не надо говорить – о ней надо молчать. Молчать и помнить. Помнить об Освенциме, Бабьем Яре, Треблинке, Варшавском гетто, сотнях других жутких мест, в которых в середине двадцатого столетия творился ужас, которого не знало средневековье. Топаллер Виктор

 В декабре на нашей встрече мы уже касались этого вопроса в связи со стихотворением поэта Евтушенко “Бабий Яр”. Обстоятельства требуют, чтобы мы вернулись к этому вопросу. За что критикуется это стихотворение? За то, что его автор не сумел правдиво показать и осудить фашистских, именно – фашистских преступников за совершённые ими массовые убийства в “Бабьем Яру”. В стихотворении дело изображено так, что жертвами фашистских злодеяний было только еврейское население. Из этого стихотворения видно, что автор его не проявил политическую зрелость и обнаружил незнание исторических фактов. Кому и зачем потребовалось представлять дело таким образом, что будто бы население еврейской национальности в нашей стране кем-то ущемляется? Это неправда… У нас не существует еврейского вопроса, а те, кто выдумывают его, поют с чужого голоса.  Хрущёв Никита

 По воспоминаниям прошедших через ужас Бабьего Яра, то, что должно было произойти, в головах не укладывалось. До последнего не верили люди, даже тогда, когда их сквозь строй прогоняли, даже тогда, когда их избивали хохочущие гитлеровцы. Даже тогда, когда раздели их, а в нескольких метрах пулеметные очереди звучали. Даже тогда не верилось. Убить такую колоссальную массу людей? Уничтожить детей, женщин, стариков? Зачем?! Да быть такого не может!  Дело в том, что геноцид еврейского народа, осуществляемый Гитлером, советской прессой замалчивался. Гитлер был другом, надежным товарищем, но никак не монстром, готовым уничтожать сотни тысяч людей ради какой-то там идеи. Многие вспоминали 18-й год, когда вежливые оккупанты были учтивы и обходительны с местным населением. Но в 41-м году в Киев вошли другие немцы. Шарий Анатолий

 Многие слышали о Бабьем Яре, но понадобились стихи Евтушенко, чтобы люди о нем узнали по-настоящему. Были попытки стереть память о Бабьем Яре, сначала со стороны немцев, а затем – украинского руководства. Но после стихов Евтушенко стало ясно, что он никогда не будет забыт. Такова сила искусства. Люди знали о Бабьем Яре и до Евтушенко, но молчали. А когда они прочитали стихи, молчание было нарушено. Искусство разрушает тишину.  Шостакович Дмитрий

 Воззрения на еврейский вопрос были, в общем, более-менее общие у некоторой части советской номенклатуры и нацистов. И классово близкими в Бабьем Яру были те, кто расстреливали, а не те, кого расстреливали, от этого такая характерная пауза, такое характерное замалчивание темы. Бывает проговорка по Фрейду, бывает молчание по Фрейду. Это, вот, было молчание по Фрейду, приравненное к проговорке. Когда-то Виктору Некрасову задали такой вопрос «Почему вы говорите все про евреев? Там же расстреливали и просто красноармейцев, просто советских людей?» Но только евреев расстреливали за то, что они евреи, за их национальность. Эта тема национальная, этот пункт пятый – он всегда был больным пунктом у советской власти, и в этом молчании нет ничего странного, по большому счету. Шендерович Виктор

 И все же вопреки этому необъяснимому официальному национализму Бабий Яр во всем цивилизованном мире воспринимается как символ Холокоста… Мертвым безразличен политический строй, что бы там ни говорили живые идеологи и лжепатриоты. Принявшие смерть от нацистской пули — братья по крови. В Бабьем Яру должен стоять памятник украинцам и русским — он там и стоит. Но несправедливо отнимать право на память у расстрелянных евреев. Они ведь и погибли здесь именно потому, что они евреи. Утверждение подобного права не есть стремление к отделению или еще какому-нибудь националистическому выверту. Как не вспомнить слова Марка Блока: “Я еврей, но не вижу в этом причины ни для гордыни, ни для стыда, и отстаиваю свое происхождение лишь в одном случае: перед лицом антисемита”. Щеглов Юрий

 К чему слова и что перо,/ Когда на сердце этот камень,/ Когда, как каторжник ядро,/ Я волочу чужую память?/ Я жил когда-то в городах,/ И были мне живые милы,/ Теперь на тусклых пустырях/ Я должен разрывать могилы,/ Теперь мне каждый яр знаком,/ И каждый яр теперь мне дом./ Я этой женщины любимой/ Когда-то руки целовал,/ Хотя, когда я был с живыми,/ Я этой женщины не знал./ Мое дитя! Мои румяна!/ Моя несметная родня!/ Я слышу, как из каждой ямы/ Вы окликаете меня./ Мы понатужимся и встанем,/ Костями застучим – туда,/ Где дышат хлебом и духами/ Еще живые города./ Задуйте свет. / Спустите флаги./ Мы к вам пришли./ Не мы – овраги. (»Бабий яр», 1944)   Илья Эренбург

Символом преступлений нацизма для нас стал Бабий Яр в Киеве…Трагедия Бабьего Яра была и остаётся горем и печалью не только украинского еврейства, а всего украинского народа, одной из наиболее тяжёлых страниц второй мировой войны.  Ющенко Виктор

 Источник:  »Евреи глазами именитых друзей и недругов»  —  www.zelikm.com

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора