Новый наряд президента

Сказки Ганса Христиана Андерсена не входят в интеллектуальный багаж среднестатистического американского журналиста, опять же в среднем воспитанного на афоризмах еврейского народного юмора и фразах отцов-основателей Соединенных Штатов. Тем не менее политический обозреватель газеты New York Post Джон Подхорец по-андерсеновски назвал свою статью «День, когда король официально оказался голым» (It’s the day the emperor officially has no clothes), намекая на сказку «Новый наряд короля».

Статья Подхореца появилась 2 августа — в день, когда президент Обама за два дня до пятидесятилетия, на 532-м дне своего правления и почти за 15 месяцев до своего возможного переизбрания на второй срок подписал закон о повышении потолка национального долга на 2,1 триллиона долларов — в дополнение к уже имеющемуся долгу в 14,29 триллиона. Для Америки это, скорее всего, плохо, но для Обамы хорошо, так как в следующий раз Конгресс будет ругаться по этому поводу в 2013 году, то есть после выборов.
В канун своего дня рождения Барак Обама получил не очень приятный подарок от жителей Флориды, 50% которых не хотят видеть его президентом на второй срок, а 42% им вполне довольны. Опрос 743 зарегистрированных избирателей провели авторитетные социологи университета Куиннипак в Коннектикуте, и они же установили, что нынешней работой президента Обамы довольны 44% респондентов и недовольны 51%. Оценивая шансы на победу в ноябре 2012 года, 44% опрошенных флоридцев высказались за демократа Барака Обаму и столько же — за республиканца Митта Ромни. Но вернемся к сказке о «новом платье короля». Если 6 ноября будущего года Барак Обама проиграет, считает Подхорец, это произойдет по вине 31 июля 2011 года, когда Обама доказал, что он «президент-односрочник», продемонстрировав основное качество всех неудачных лидеров — беспомощность.
Разница между красивыми словами Барака Обамы и их реализацией отмечалась на протяжении всего его президентства. Он сулил американцам золотые горы, но спасательные круги, которые он бросал нашей экономике, расходились кругами по воде.
Профукав полтора года единовластия демократов в Белом доме и Конгрессе, в июле Обама оказался в эпицентре самого острого межпартийного столкновения законодателей и оказался совершенно бессильным. Когда все сроки блефа вышли и игроки открыли карты, у президента оказался джокер в виде права вето, которым он не мог воспользоваться из-за неминучей угрозы дефолта. Все вышло не так, как он хотел, хотя, повторяю, Обама получил предвыборный козырь в виде оттяжки следующей драки за дефицит бюджета и госдолг, который растет не по дням и не по часам, а по секундам и уже перевалил за 14,5 триллиона долларов. Выражаясь языком более понятных цифр, каждый американец должен за свою страну 46 727 долларов, а каждый американский налогоплательщик — 13 282 доллара. Решение поднять потолок государственного долга не нравилось никому, но было неизбежным.
«Я ведь не блефую, Эрик, — сказал Обама лидеру большинства республиканцев в Палате представителей Эрику Кантору. — Я обращаюсь к американскому народу». Президент был тверд, как скала, не желая отказываться от увеличения налогов с состоятельной части Америки, которая богатеет на нефти и летает на собственных самолетах, амортизацию которых списывает с налогов больше, чем авиакомпании. Через 10 дней он понуро согласился оставить налоги в покое. Он обратился к народу на трех пресс-конференциях и в телеречи из Овального кабинета, которая транслировалась по всей стране в прайм-тайм. Но все это была пустая бравада, и за неделю «обращений к народу» рейтинг Барака Обамы упал на 10 процентов. Этому, конечно, помогли побочные факторы, вроде новостей о бедах экономики, росте безработицы и финансовом хаосе, но они были тесно связаны с предметом обсуждения. По ходу обсуждения президент вел себя не как муж, а как мальчик, и центр постепенно сдвигался вправо.
К середине июля пошли сообщения, что переговорщики-республиканцы в принципе согласны увеличить налоговые поступления в казну на 800 млрд долларов, что и предлагал Барак Обама своим проектом компромиссного соглашения. Это было бы крупной победой Обамы и Демократической партии, так как республиканцы немедленно раскололись бы и начали внутрипартийные разборки. Но гора планов Обамы родила мышь, он согласился на 400 млрд долларов, а затем отказался и от них. Джон Подхорец сравнил это с кадрами из диснеевского мультика про утенка Даффи, который палит из ружья по зайчонку Баггсу и в итоге стреляет в себя. Подписав закон об увеличении лимита государственного долга США на 2,1 триллиона долларов по навязанным ему условиям, президент поступил именно так.
Обаме пришлось заявить, что в принципе он надеется на приток поступлений в казну, когда новый двухпартийный спецкомитет законодателей разберется с 1,5 триллиона долларов, на которые решено сократить расходы. Сократить бюджетные расходы за 10 лет минимум на 2,7 триллиона долларов, причем на 1,2 триллиона сделать это немедленно, а на остальные полтора триллиона до Дня благодарения 24 сентября, и если к 23 декабря с.г. этого не произойдет, полтора триллиона долларов будут автоматически  вычтены из расходов на Пентагон, Медикер и другие важные программы. Пресс-секретарь президента Джей Карни всю последнюю неделю переговоров уверял, что Обама впереди, так как по результатам опросов американцам по душе «сбалансированный подход» к снижению расходов и повышению налогов. На самом же деле две трети опрошенных высказались за снижение бюджетных трат в целом, но были против этого в конкретной области.
После того как переговоры с республиканцами зашли в тупик, лидер сенатского большинства и однопартиец президента Гарри Рид единолично отказался от непременного условия, чтобы в закон о госдолге было включено повышение налогов. Другими словами, ничто не говорило о том, будто в затянувшемся блефе берет верх Барак Обама, который после прошлогодних выборов уже потерпел одно поражение от республиканцев, когда его вынудили продлить «эру налогового милосердия» Джорджа Буша.
В перепалке с Эриком Кантором, которая кончилась тем, что Барак Обама ушел из-за стола переговоров, он заявил, что упрямство республиканцев «может стоить мне президентства, но я не уступлю». Но он уступил.
«Как назвать предводителя, который не может вести, который утратил способность направлять общественное обсуждение или беседу в нужную ему сторону?» — спрашивает Джон Подхорец и тут же отвечает, что такого лидера нужно называть банкротом. В сказке Андерсена два плута, выдав себя за ткачей, взялись соткать королю материю, которую якобы может видеть только тот, кто достоин занимаемой должности, включая престол. Делая вид, что работают, плуты кроили и примеряли на короле пустоту, а в итоге торжественно вручили ему воздух вместо нового наряда. Король и свита притворились, что видят прекрасную материю — иначе вышло бы, что они глупы и не справляются со своими должностями. Король гулял нагишом, а все восхищались его нарядом, но один мальчишка, который не знал, в чем тут дело, увидел монарха, захохотал и закричал: «А король-то голый!» Похожая история, но на роль датского мальчишки из сказки Андерсена претендуют американские избиратели.
За день до пятидесятилетия Барак Обам слетал на родину в Чикаго, где шумно отметил эту дату в банкетном зале Aragon Ballroom. Входной билет на торжество стоил от 50 долларов за право присутствия одного человека до 38 500 долларов для пары, которую усадят на лучшие места, окружив теплом и заботой. За 10 тыс. долларов можно было сфотографироваться с президентом или первой леди. В тот же день вероятный соперник Обамы на выборах, республиканец Митт Ромни в своем «Твиттере» отметил, что президент «празднует свой пятидесятый день рождения и собирает чеки по 38500 долларов, а Иллинойс бьется из-за его провалившегося курса». Как сообщил глава республиканцев этого штата Пат Брейди, «мы близки к двойной рецессии», и с тех пор, как Обама стал президентом, его родной Иллинойс потерял 125 тысяч рабочих мест. Не хотелось бы, конечно, омрачать такой светлый день в жизни нашего 44-го президента, но на банкете в Aragon Ballroom не хватало датского мальчишки.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора