ВРЕМЯ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ

«А воз и ныне там».

И. А. Крылов

Пройдёт ещё какая-то пара недель, и Израиль отметит своё 57-летие. За эти годы страна, находясь почти непрерывно в состоянии войны со своими соседями, достигла поразительных успехов. Достаточно упомянуть статус Израиля как военной супердержавы Ближнего Востока, состоящей в элитном клубе стран-обладательниц ядерного оружия, способной нанести ядерный удар с земли, воздуха и из воды. Страны, запускающей спутники в космос, единственного в мире государства, имеющего действующую систему противоракетной обороны.

Можно исписать сотни страниц на одни лишь перечисления достижений Израиля в науке, технике, медицине, экономике и прочих областях человеческой деятельности, где практически каждый новый день приносит сообщение об очередном успехе еврейского гения. Однако если в материальной сфере Израиль достиг потрясающих высот, то в духовной сфере, в области развития национального духа государства, в развитии иудаизма страна не только не сдвинулась с позиций, на которых находилась в 1948 году, но в ней очевиден регресс.

Собственно говоря, сегодня невозможно ответить на простой вопрос, имеющий самое непосредственное отношение к Израилю, а именно: является ли страна еврейским государством или нет? И хотя Декларация Независимости чётко возвестила о создании в Палестине Государства Израиля – Мединат Исраэль – наверное, большинство израильтян, не говоря уже о евреях диаспоры, понятия не имеют, что под названием «Мединат Исраэль» имелась в виду не страна, называющаяся «Израиль», а «Государство народа Израиля», то есть государство евреев.

Разница в названиях – огромная. Ведь в первом случае о связи государства с еврейским народом ничего не говорится. Неудивительно, что в результате в государстве постоянно предпринимаются попытки противопоставить евреев «израильтянам». Самым знаменитым примером в этом плане было хорошо известное заявление Шимона Переса о том, что «евреи победили израильтян», которое он сделал после того как проиграл выборы Нетаниягу.

В то же время словосочетание «еврейское государство» тоже не обходится без противоречий. Немало копий было сломано в спорах на тему, что имел в виду Теодор Герцль, когда писал свою знаменитую книгу, «государство евреев» или «еврейское государство». Суть спора заключалась в том, что «государство евреев» может состоять из людей, говорящих на иврите, но не имеющих ничего общего с иудаизмом и еврейством. В то время как в «еврейском государстве» приматом государства является его иудаистская составляющая.

Интересно, что подобный спор был просто немыслим, к примеру, в XVIII веке и соответственно во все предыдущие века по той причине, что еврей был неотделим от иудаизма. Еврей, не исповедующий иудаизм, просто не существовал. Иначе это был не еврей. Принимая другую веру и уходя из еврейства, такой индивидуум порывал свою связь с еврейским народом.

В те времена евреи жили в своём обособленном мире, границы которого были определены Талмудом. Как писал в 1943 году блистательный философ иудаизма Элиэзер Берковиц: «Талмуд был самым успешным экспериментом в истории конституций народов в том плане, что он функционировал без исполнительной власти и без принуждения. Он сохранил целый народ, противостоящий глупой и злобной враждебности всего человечества. Так, еврейский народ, став свидетелем распада могучих империй и крушения тиранов, по-прежнему существует и молод, несмотря на тяжёлые разочарования. И всё это благодаря Талмуду».

Однако подобная ситуация была достигнута благодаря очень серьёзной жертве, на которую решились евреи. Когда еврейская национальная жизнь в Эрец Исраэль прекратилась, и Талмуду была фактически поручена роль государства, мы как народ пожертвовали органическим развитием иудаизма. Если до того момента иудаизм был живым развивавшимся организмом, то после перехода государственных функций к Талмуду иудаизм потерял гибкость.

Берковиц пишет: «Когда во времена еврейской эмансипации европейские евреи вступили в мир современной цивилизации, они столкнулись с конфликтом между этим новым миром и их собственным старым еврейским миром, чья закостенелость, которую они добровольно на себя приняли, сделала любые возникающие проблемы неразрешимыми.

Евреи стали всё больше и больше участвовать в быстро меняющейся жизни, в то же время оставаясь в духовном и религиозном мире, потерявшем способность меняться. В этой ситуации все попытки примирения этих двух миров были обречены на провал. Ничего не оставалось, кроме либеральных методов сломать закостенелые формы иудаизма, которые вели лишь к ломке самого иудаизма (так как не существовал другой иудаизм, кроме того, который был напрочь связан с традициями), или неудовлетворительных компромиссов новой ортодоксии, компромиссов, которые надо было возобновлять с каждым новым днём».

Необходимо понимать, что сам по себе иудаизм не имел тенденции к закостенению, и постоянно развивался с того момента, как евреи на Синае получили Тору. В связи с этим Берковиц упоминает притчу, в которой Всевышний привёл Моше в школу Рабби Акивы. Моше был не в состоянии следить за ходом лекций этого великого учителя и успокоился только после того как Рабби Акива, отвечая на вопрос одного из учеников, сказал, что в том, чему он учит, нет ничего нового, и всё это традиция, непосредственно «полученная Моше на Синае» (Менахот 29 б).

Прекращение развития иудаизма, ставшее умышленным результатом действий, направленных на сохранение еврейского народа в диаспоре и к XVIII веку вступившее в противоречие с окружающей евреев действительностью, носило искусственный характер. И поэтому, как писал Берковиц: «Перед тем как мы будем в состоянии разрешить трудные ситуации, с которыми сталкивается современное еврейство, если мы хотим иметь надежду на успех, ИУДАИЗМ ДОЛЖЕН ОБРЕСТИ СВОЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ К РАЗВИТИЮ. МЫ НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ДОСТИГНЕМ И, В КОНЦЕ КОНЦОВ, СТОЛКНЁМСЯ С КАТАСТРОФОЙ, ЕСЛИ ЭТОГО НЕ ПОЙМЁМ».

Увы, за 58 лет жизни Израиля закостенелый иудаизм галута ни на йоту не продвинулся к живому иудаизму Торы. Возвращение евреев в Эрец Исраэль, которое должно было привести к возрождению иудаизма, не оказало на иудаизм никакого влияния. Причина была проста. Светский сионизм, для которого иудаизм служил лишь знаменем, позволявшим собирать евреев на их исторической родине, к развитию иудаизма не мог иметь никакого отношения. В то же время ортодоксальные израильские евреи, оказавшиеся на земле народа Израиля, по сути, остались каждый в своей маленькой общине.

Каждая отдельная община принесла с собой из галута своё толкование закостенелого иудаизма и не собирается от него отказываться. Тем самым в Израиле иудаизм Торы превращён в целое созвездие мини-иудаизмов галута, причём представитель каждой звезды этого созвездия уверен, что именно его звезда является самой яркой и именно она должна дать название всему созвездию. Уже сам факт, что в Израиле два главных раввина – ашкеназийский и сефардский, говорит о многом. А ведь в каждой общине есть ещё течения и теченьица. Очень сомнительно, что иудаизм Торы имел в виду разделение еврейского духовного наследия на массу маленьких ручейков.

В то же время светская часть израильских евреев (вдумайтесь в бессмысленность этого словосочетания, а ведь к ней относится и огромное количество русскоязычных евреев) смотрит на своих религиозных собратьев, чей быт застыл в местечках Польши, Галиции, Белоруссии и Украины и благополучно возродился в сегодняшнем Израиле, как на дикарей, противящихся развитию цивилизации.

Исторически лишённые возможности правильного восприятия иудаизма Торы, взращённые на атеизме и агностицизме, светские израильские евреи не имеют возможности почерпнуть из источника жизни иудаизма Торы из-за того, что иудаизму до сих пор не возвращена его изначальная способность к развитию. Те, кто мог бы вернуть иудаизму это качество, то есть ортодоксальные евреи Израиля, заняты своими внутриобщинными делами. Для них мир часто заканчивается за стенами одной — единственной иешивы.

А вместе с тем, пророческие слова Берковица остаются в силе. Если иудаизм не обретёт свою утерянную способность к развитию, еврейский мир ожидает катастрофа. Ведь евреи вернулись в Эрец Исраэль не для того, чтобы остаться в галуте. Они вернулись для создания там еврейского государства. А еврейское государство без живого развивающегося иудаизма существовать не в состоянии. Что толку от того, что евреи в Израиле будут говорить на иврите, не зная Торы? Вон в Гарварде на протяжении первых 100 лет его существования знание иврита было обязательным условием для получения дипломов. Разве Гарвард от этого стал независимым еврейским государством?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора