ВОЗВРАЩАЮЩИЙ ШАХМАТЫ НА ПОДОБАЮЩИЙ ПЬЕДЕСТАЛ

«Я в этот мир не помещаюсь –

На цыпочках, из-под руки…

А мысль спасают от отчаянья

Кристаллом шахматной доски».

Леонид Юдасин, «Тысячелетний миф шахмат»

«Кто знает верный ход, – тому надежда есть» (стихотворение Зелика Аксельрода «Шахматы», 1929 г., перевод М. Светлова).

Эти слова в полной мере можно отнести к Леониду Юдасину, который не только знает, но и сделал, и имеет в запасе не один, а множество верных ходов. О нем и о только что вышедшей из печати его книге «Тысячелетний миф шахмат» на Интернет-сайте Петербургского шахматного клуба написано много теплых слов. В частности: «Юдасин – энциклопедист, эрудит, разнообразно талантливый человек, написав эту книгу, совершил своеобразный подвиг… Сочетание его искренней, всепоглощающей любви к Б-гу и шахматам нашло свое выражение в этом фундаментальном труде».

Академик Анатолий Кармин в предисловии к книге отмечает, что она своего рода шахматная энциклопедия, в которой речь идет не только о шахматах, но и о тайнах человеческого разума и о судьбах человечества.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В воскресенье, 5 декабря, в помещении синагоги Кегилас Морешес Яков (раввин Бинский, синагога выходцев из СНГ) международный гроссмейстер Леонид Юдасин проводил презентацию своей книги.

Он родился в 1959 г. в Ленинграде. Двукратный претендент на звание чемпиона мира, олимпийский чемпион, обладатель Кубка и вице-чемпион СССР, чемпион Израиля, победитель более десятка международных турниров. Инженер-электрик. Женат. Есть дети и внуки. Немало лет отдал занятиям различными восточными системами, психологией и парапсихологией, сравнительному исследованию религий, мифологии, философии, истории.

11 лет назад начал возвращение к традициям своего народа. Автор и редактор нескольких шахматных книг, тренер, руководит Бруклинской Академией шахмат. Последние годы мало выступал в соревнованиях, погрузившись в работу над книгой.

Экс-чемпион мира Александр Халифман сказал: «Быть может, это первая попытка столь всесторонне рассмотреть нашу Игру, борьбу и творчество».

А Гарри Каспаров в предисловии к книге написал: «Хочется поблагодарить Леонида Юдасина за его титанический труд, возвращающий шахматы на подобающий им пьедестал».

Однако есть и другие отзывы. Мастер по шахматам Ю. П. Рыжков, отдавая дань «титаническому труду», как он назвал книгу Юдасина, отмечает серьезные, на его взгляд, недостатки. Рыжков пишет (Интернет): «Автор при каждом удобном случае вставляет: «еврей» (стр. 38), «еврейская традиция» (стр. 43), «еврейский мидраш» (стр. 44), … (стр. 80), … (стр. 113) и тому подобные перечисления».

Из любопытства интересуюсь, что же так не по душе «товарищу» Рыжкову? На странице 38 «криминальное» слово «еврей» встречается в следующем контексте: «У греков, египтян, индийцев, римлян – табличных игр (шахматных) с костями не счесть. (Меньше среди китайцев, японцев, евреев, персов)».

На странице 43 нахожу из национальностей: араб Аль-Масуди, король Индии Балхита, император Китая, а внизу страницы под чертой сноска-пояснение (надо же, нашел) к числу «40» написано «еврейская традиция» (какой ужас!)

Стр. 44 («Мидраш»): Речь идет о гипотезах происхождения шахмат. Их 15. Перечисляются возможные варианты: Шахматы впервые возникли в Китае; Персии; Вавилоне, Индии (3500 лет назад), в Тибете. Для Рыжкова это все приемлемо. А вот что нетерпимо: Мидраш о создании шахмат царем Соломоном 3000 лет назад. И это последнее в представлении Рыжкова уже расизм. И сравнивает он это не с чем иным, как с книгой «Майн Кампф»! Он так и пишет: «В недавней истории человечество на себе испытало подобные расистские идеи из «Майн Кампф», обернувшиеся трагедией немецкого и еврейского народа».

Что тут скажешь? Бедные антисемиты, нет им нигде покоя от их ненависти, даже в шахматах.

Презентация книги проходила по такому плану: сначала Юдасин рассказал о том, как зародился замысел книги, и в чем ее суть. Затем отвечал на вопросы, раздавал автографы, и под конец состоялся сеанс одновременной игры со всеми желающими. Из 13 партнеров трое добились ничьей, остальные гроссмейстеру проиграли.

КАК ВОЗНИК ЗАМЫСЕЛ КНИГИ?

Я увлекался психологией. По сути, шахматная игра глубоко связана с человеческой личностью. Человек с шахматами связан очень глубоко. Первоначальная идея книги – проекция личности человека на шахматную доску. Но оказалось, что не обойтись без истории человеческой и шахмат, философии и многого другого. Пошло накручиваться исследование. В общем, перед вами поэма в прозе в духе субъективной энциклопедии шахмат.

«ИСКУССТВО ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ»

Существует очень старый мидраш, которому больше 2000 лет. В нем рассказывается, что Моше Рабейну получил шахматы на горе Синай в качестве элемента устной Торы. Я понимаю это так.

Шахматы – это великолепный инструмент развития человеческого интеллекта и воли. Есть такое понятие на иврите «Мелех» (царь) и «Клюм» (пустышка). На иврите они состоят из одних и тех же букв, только поставленных в разном порядке. Правильный порядок, когда «м» (мозг) человека управляет (т. е. стоит впереди). «Л» – сердце человека, командующее эмоциями.

То есть человек разумный должен быть царем над своими желаниями.

«Клюм» – это обратный порядок. «М» – мозг служит человеку для того, чтобы искать пути удовлетворения его желаний. Человек, идущий на поводу своих желаний, – пустышка.

Современные СМИ воспитывают именно такого человека. А шахматы – наоборот, так как в шахматы «пустышка» играть не может. Они требуют максимальной концентрации разума и внимания. Иначе грубые ошибки, проигрыш, стресс. Человек вынужден ловить и воспитывать в себе состояние, когда разум начнет управлять его эмоциями.

Я так понимаю: мидраш имеет в виду необходимость воспитания человека, у которого разум управляет его чувствами.

Это дают шахматы. Они имеют великолепную возможность связывать ум и волю.

Принято говорить, что разум – это ум, соединенный с волей. Например, человек подумал, что хорошо бы бросить курить. 15 раз подумал, но курить не бросил. Он прекрасно понимает, что «хорошо бы», но его воля в этом не участвует, не заставляет это делать. Она сама по себе, а ум сам по себе. Шахматист так поступать не может. Если он вовремя не соберется, он проиграет.

У меня был такой случай. Уже будучи мастером, я играл с не знакомым мне партнером, которого сильно недооценил, и он меня разнес в пух и прах.

После игры моя рубашка была пропитана кровью. То есть в шахматах иногда бывает такой тяжелый стресс, что кровь выходит с потом. Сильнее, чем от удара кулаком боксера. Это хорошая школа для мобилизации воли и концентрации внимания.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора