НА НОВОМ МЕСТЕ

КАРМАННАЯ КРАЖА

Так я продержался три месяца. И наконец решился. Я ехал в трамвае, когда мне попалось на глаза объявление, помню еще – вместо «сдается» было написано «здается комната». Я подумал, надо пойти поговорить и привезти жену с детьми. Выхожу из трамвая, со мной выходит какой-то человек и хватает за руку. С ним еще двое.

Я спрашиваю:

– В чем дело? Он говорит:

– Отдай пятьдесят рублей. Двое подтверждают:

– Мы свидетели. Мы видели, как ты сунул руку к нему в карман и украл пятьдесят рублей. Отдай.

Я говорю:

– Вы ошиблись.

– Нет, не ошиблись. Пойдем в милицию, там разберемся. А мне в милицию идти – ну совсем ни к чему.

Тащат меня по улице, а вокруг уже толпа: «Жулика поймали! С поличным!» Представляете себе мой вид? Так мы шагаем, и вдруг вижу – идет раввин Шмая Марьяновский. Я кричу:

– Ребе, лайт мир фуфцик рубл! (Одолжите мне пятьдесят рублей. – идиш).

Рав побежал домой – он жил рядом, догнал нас и дает пятьдесят рублей. Я протягиваю деньги, а они не берут: «Ну нет, пусть отдаст те, что украл». Что вы на это скажете?

Не знает человек, где он зарабатывает олам а–ба. Не знает цены своему поступку.

Недалеко от базара Бешагач работал еврей-шапочник. Инвалид. Одной ноги у него не было. Мы встречались по субботам в доме раввина, куда я приходил молиться. Увидел этот шапочник меня в толпе и закричал:

– Я его знаю! Он не жулик! А эти говорят:

– Жулик, мы сами видели. Но шапочник как отрезал:

– Сами вы, наверно, жулики!

А они – ледяным тоном:

– Вам придется ответить за ваши слова.

Меня это на мгновение поразило. Мне и в голову не приходило, что они не случайные люди. Только потом по разным признакам я догадался, что это люди ГБ.

Идем по городу, а шапочник упорно ковыляет на протезе, не отстает:

– Слушайте, а зачем идти в городское отделение? Вот уже недалеко рынок. Там тоже есть отделение милиции.

Им возразить нечего, вокруг толпа…

– Ну да, конечно, давай туда.

Они думали, что все равно меня задержат. Входим в отделение. Поднимается жуткий шум. Одни орут: «Жулика поймали!», другие: «Он не жулик!» Дежурный милиционер выгнал всех, включая обвинителей, в коридор, обыскал меня, не нашел «тех пятидесяти рублей» и выпустил через другую дверь. Я убежал.

Шапочник меня спас. Он работал на рынке, шил шапки милиционерам и другим важным людям. Шапочника знали, и, когда он твердо сказал, что я не жулик, милиционер ему поверил.

Теперь представьте себе, как я ходил по улицам после второго побега… Я уже понял, что всю эту историю устроило КГБ. Оказывается, им было приказано довести дело со мной до конца, прошел месяц или полтора, а приказ все не выполнен. Они и придумали способ. Если бы не этот шапочник, не миновать мне новой статейки в газете под каким-нибудь броским названием вроде: «Слава Всевышнему на устах, а краденые деньги – в кармане».

Недавно я узнал, что внучка того шапочника приехала в Израиль. Я дозвонился и расспрашивал ее про деда. Оказалось, она хорошо помнит этот случай: дедушка рассказывал, что у меня был тот еще вид, когда меня вели по городу, как жулика. Еще бы!

ГАМ ЗУ ЛЕ–ТОВА

Перебраться в Ташкент меня вынудили неприятные события. Но – гам зу ле–това (и это к лучшему). Таковы расчеты Всевышнего. Если бы нас из Казани не вытолкнули, мы бы сами не уехали. А в переезде была и хорошая сторона.

Из Ташкента легче выпускали в Израиль (нас выпустили через двенадцать лет после переезда, в семьдесят втором году), здесь не так чувствовался гнет советской власти.

В Казани опасно было держать дома еврейские книги, даже сидур, а в Ташкенте – можно. Пусть тайно, но желающие могли учить Тору.

Не так страшно было не работать в субботу. Приходилось поступаться деньгами, найти такую работу было трудно, но работа была.

В Ташкенте была дружная ашкеназская община, семей семьдесят, среди них – много хабадников. Если кто-то поступал неверно, было кому поправить.

У детей появилась еврейская среда, еврейские друзья, и это было особенно важно.

Мы сблизились с семьей Владимира Ароновича и Елизаветы Яковлевны Кругляк. Это были добрые симпатичные люди. Несмотря на важную должность, Володя, рискуя, прятал у себя всех, кому надо было скрываться от властей. Мне он сказал: «Вы с семьей будете у нас сколько понадобится». Один человек скрывался у Кругляков полтора года, там и умер (у этой тайной жизни во всем были свои приемы, были хитрости, которые позволяли похоронить такого «неизвестного»).

«У нас была большая квартира, и все хупы ставили у нас – это же следовало делать в тайне. Субботние свечи я зажигала в таком уголочке, чтобы не видно было из окна, задергивала шторы.

Семьи, соблюдающие мицвот, знали друг друга и сообща заботились о нуждах общины.

В пятьдесят втором году мужа уволили с завода. А он с этим заводом из Москвы приехал! В доносе написали, что каждую субботу за ним приезжает такси (!), и он едет молиться…

Когда его увольняли, начальник сказал:

– Что делать, если приказано очистить завод от евреев? Сегодня ты, а завтра я… Как только умер Сталин, мужа опять позвали на завод… … Когда приехали Зильберы, они стали нам как родные».

Из рассказа Лизы Кругляк.

В этом доме бесплатно устраивались свадьбы, для которых Лиза Кругляк сама готовила еду. Кругляки много занимались «шлом байт» – примирением семей. Позовут родственников, друзей неладящей пары, и в десять – пятнадцать голосов разбираются, мирят. А сколько денег они раздавали людям, сколько давали в долг!..

ТРУДОУСТРОЙСТВО

У меня не было документов, чтобы официально устроиться на работу. Но Кругляк устроил меня в автотранспортную контору. Я должен был три раза в неделю с шести вечера до шести утра стоять и записывать номера прибывших машин и время прибытия.

Я сразу же договорился с одним узбеком, что буду платить ему три рубля с тем, чтобы в пятницу он задерживался на два часа. Это позволяло мне являться позже – в этот день недели я добирался туда пешком. Записывать номера машин я в этот день не мог и заучивал их наизусть. Наутро я должен был сообщить секретарше номера всех пятнадцати – шестнадцати машин и время, когда они прибыли!

Однажды по просьбе узбека я заплатил ему за три недели вперед, а он меня подвел. Меня уволили за прогул.

Меня устроили в строительную контору к одному корейцу. Я отдавал ползарплаты, чтобы в субботу не работать. Работал я, пока начальник не попался на фальшивых ведомостях: он оформлял на работу несуществующих людей и получал за них зарплату. Я немедленно уволился, чтобы не угодить в это дело.

Какое-то время я работал в неофициальной переплетной мастерской. Она ютилась в помещении какой-то другой организации, и мы приходили туда по ночам, когда «нормальные» работники уже уходили домой. Как-то все закончили работу и ушли, а я остался прочесть вечернюю молитву. Вдруг входит охранник:

– Что ты тут делаешь?

Я ему показываю на рот – не могу, мол, говорить. Он ушел. Спустя несколько дней, когда все пришли за зарплатой, он спрашивает:

– А где ваш немой?

Потом я попал в картонажный цех, где начальником был еврей Оке, бывший прокурор. Я работал у него гораздо больше восьми положенных часов, таскал тяжелые рулоны бумаги, весом в пятьдесят килограммов. В субботу я приходил, но не работал, и за это отдавал ему три четверти зарплаты: вместо двухсот сорока рублей получал шестьдесят.

В конце каждой недели Оке начинал меня запугивать, надеялся – уступлю:

– Я думал, как-нибудь вытерплю твою «субботу», но – не могу. Абрашкин из профкома недоволен.

Я тут же пишу заявление: «Прошу освободить по собственному желанию».

Он машет рукой:

– Ладно, поглядим еще немного. И так – каждую неделю.

Как-то Оке поругался с напарником, а зло сорвал на мне: выдал не шестьдесят рублей, а сорок. Я спрашиваю:

– В чем дело?

– Ни в чем. Вот так, и все.

А деньги нужны были позарез. Надо было отправить больного сына в санаторий. Деньги на билет я в последнюю минуту все же достал. Но оставим это.

Из книги «Чтобы ты оставался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора