ПУТЕШЕСТВИЕ В МОЛОДОСТЬ

Надо же случиться такому совпадению: мое недавнее пребывание в родной Кодыме, месте моего рождения и детства, пришлось как раз на празднование 250-летия со дня ее основания. Событие это, как и положено, отмечалось торжественно. Все было: собрания и митинги, поздравления и рапорты, красочные буклеты и многоцветная газета «Вiстi Кодимщини». И, конечно, книга к юбилею, написанная Надеждой Боровой, где перекликается история и современность. К этой книге мы еще вернемся, а пока позволю себе привести краткую историческую справку.

Итак, в разное время наша Кодыма, что в Одесской области, которая берет свое начало в 1754 г., была своего рода буферной зоной между Турцией и Польшей, а с 1793 г. вошла в состав Российской империи, именовалась то поселком городского типа, то станцией, то райцентром. А по сути это было еврейское местечко с присущим местным колоритом, где неплохо уживались украинцы и русские, евреи и поляки, молдаване и татары. Основная же достопримечательность здешних мест – поистине целебный воздух, до звона прозрачный, настоянный на опьяняющих запахах яблок и груш, слив и вишен, черешен и орехов, степного разнотравья и неповторимого аромата местной маслобойки. Кодымские фрукты имеют специфический вкус. Я пробовал многие экзотические плоды, но таких, как у нас… Потому и не удивительно, что сюда приезжали дачники из Москвы, Одессы, Киева…

Вот такой получился мимолетный взгляд в прошлое. Чем же живет нынешняя Кодыма, именуемая городом, тем более что она имеет сейчас свой герб и гимн: герб – молодая женщина со снопом пшеницы в руках, а гимн написала местная поэтесса Татьяна Триморук. Не будем оспаривать их смысловые и эстетические достоинства, воспримем их такими, как есть. А вот внешнее впечатление Кодыма производит весьма отрадное: на каждом шагу современные кафе, магазины, универсам, банки. И что не менее важно – не счесть товаров и продуктов, от заморских до местных, очень вкусен хлеб, выпеченный в местных пекарнях. Правда, цены, по сравнению с окладами, здорово «кусаются», но мы ведь говорим о внешних атрибутах. Хотя к этому ряду следует отнести и допотопный ручной умывальник в гостинице, где вода подается по часу-полтора ночью и рано утром. И коромысла с ведрами – как напоминание о юности как-то по-особенному смотрятся на фоне современных кафе.

К новшествам я бы отнес и заасфальтированные улицы, по которым когда-то ходил по колено в грязи. Имею в виду улицы им. 1-го Мая, где и поныне стоит наш дом, и ул. Леваневского, где грязь, по-моему, не просыхала круглый год. Да и сама Кодыма далеко шагнула за железнодорожный вокзал, раздалась вдоль и вширь.

Но вот наступил вечер, настала темень. И наш город будто вымер. Опустели улицы, опустел железнодорожный вокзал, стало темным-темно и очень неуютно. Кстати, о вокзале. Место это для нас, кодымчан, было необычным. Сюда мы приходили не просто так: это был своего рода особый ритуал. Мы точно знали расписание поездов. Московский. Киевский. Одесский… Задолго до символического удара станционного колокола собирались на перроне в ожидании особого церемониала, когда выходил сам начальник станции Шлаин в строгой парадной форме с погонами техника-лейтенанта тяги и красным околышем на фуражке и давал резкую отмашку специальным жезлом. Скорые и пассажирские поезда останавливались у нас всего на 2-3 минуты. А сколько надо было успеть! Встретить и проводить, и просто смотреть на мелькание лиц в окнах. Как будто сами приобщались к далеким путешествиям. Была еще одна сверхзадача, которая тоже стала традицией: передавать домашние посылки тем, кто учился. Причем, никто не смел отказаться от этой миссии и вручал нередко еще теплое варево прямо в руки. Святое дело.

Чего же не хватает нынешней Кодыме? Вроде бы немало изменилось к лучшему, появились продукты и товары. Я ходил, смотрел, разговаривал с земляками, сравнивал. И никак не мог найти подходящего названия, которое бы наиболее полно выражало суть недостающего. А потом перед самым отъездом меня осенило: такое впечатление, будто из Кодымы, из нашей Кодымы, вынули душу, убрали стержень, который создавал неповторимый уют, своеобразную ауру. Кодыма стала, по-моему, патриархальным захолустьем с признаками современного интерьера. Может быть, мне так показалось…

Обо всем этом и еще о многом другом мы вели речь с главным руководителем города и района – главой райгосадминистрации Святославом Огинским. Современный руководитель, с широким кругозором, он произвел самое благоприятное впечатление. Мы обменялись сувенирами: я ему подарил свою книгу «Зов памяти» (о Холокосте, в которой речь идет и о нашем регионе); он мне вручил юбилейную книгу о Кодыме, праздничную местную газету и памятный вымпел. А потом я завел разговор, может быть, не совсем к месту, о главной цели своего визита: я ведь приехал не просто посмотреть на родные места, хотя и эта причина не была второстепенной. Меня беспокоили дошедшие слухи о том, что могила отца на еврейском кладбище разрушена. Слухи оказались верными. Да и само кладбище, как и место захоронения сотен евреев, расстрелянных в первые месяцы войны, представляло жалкий вид и больше походило на пастбище для овец и коз.

Еврейское присутствие в Кодыме исчезло. Моих земляков можно встретить в Америке и Израиле, Австралии и Аргентине… Уже некому ухаживать за могилами. А у местных властей, вполне естественно, своих забот хватает. Что же делать? Мне показалось, что С. В. Огинский с пониманием отнесся к этой проблеме, обещал огородить кладбище, присмотреть за другими памятными местами. Мы сошлись на том, что историю нельзя делить на «нашу» и «вашу». Это общая забота. И нужно это живым. Ибо забывать прошлое, пренебрегать памятью тех, кто творил историю, значит обречь себя на повторение прошлых ошибок. И преступлений. Каких?

Вот теперь мы вплотную подошли к юбилейной книге, которая так и называется – «250.Кодима». Надо отдать должное автору: она нашла немало интересного из истории нашего края. Здесь есть имена партизан и подпольщиков, героев минувшей войны, знатных людей труда. Среди них и директор моей украинской школы N№ 1,а впоследствии генерал армии, первый заместитель председателя КГБ СССР С. Цвигун; народный артист СССР В. Лановой; председатель колхоза В. Белоконь; академик Е. Столица и многие другие. К сожалению, Наталья Боровая забыла упомянуть (а может, и не знала) лауреата Государственной премии СССР Бориса Файнгерша, по уникальному проекту которого проложена отопительная система Санкт-Петербурга по дну Невы. Упоминаю о Борисе, ушедшем из жизни в расцвете лет, не только потому, что это мой брат. Это был поистине честный, порядочный и уважаемый человек. И специалист высочайшего класса…

Специальная глава книги посвящена Кодымскому Бабьему Яру, где были расстреляны и заживо похоронены сотни евреев. Автор упомянула и трагедию семьи Льва Фиха, о подвиге Юзика Слепого, первым принявшего смерть, но не сдавшегося. Только автор умолчала о том, кто же творил зверства. Немцам и румынам помогали и свои, доморощенные каратели. Очень удобно было в этой части упрекнуть немку Эмму, которая до войны работала в Кодыме и выдавала многих. Очень удобно было спрятаться под общими фразами – «нелюди», «мiсцевi полiцаi» и др. Очень уж много было местных полицаев, перед зверствами которых нередко пасовали фашисты.

Автору книги следовало бы встретиться с Аркадием Дувидзоном, который выступал свидетелем обвинения на выездном заседании военного трибунала 3-го Украинского фронта. Она бы узнала, как в Кодымском Яру погибла вся его семья, а также о том, что по приговору трибунала были повешены бывший старший следователь paйпрокуратуры Щербина, бывший секретарь сельсовета Романенко, а бывший председатель колхоза Луцик был осужден на 25 лет. К сожалению, это был единственный случай, когда сработало правосудие по кодымским фашистским прихвостням.

Автору следовало встретиться с Аркадием Шухатом, бывшим узником гетто, у которого погибли 19 (девятнадцать!) родственников. Она бы узнала о том, что жители села Грабово, под Кодымой, хлебом-солью и коврами встретили фашистов.

Немало печального из истории нашей Кодымы могли рассказать автору Семен Калика, Эмилий Целикман, Марк Гайсинский, Александр Спектор и многие другие узники гетто. Историю нельзя переделывать. Иначе она будет потом долго мстить.

Нет, не упрека ради пишу об этом. И тем более не злорадствую. Возможно, Наталье Боровой не хотелось омрачать праздник воспоминаниями о кровавом прошлом, о тех страницах истории, которые неприятно вспоминать. Объяснить могу. А понять никак не получается.

Мы, кодымчане в диаспоре, желаем процветания нашему краю.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

3 комментариев к “ПУТЕШЕСТВИЕ В МОЛОДОСТЬ

  1. Милый, любимый мой дядька Петя! Спасибо, что не забыл моего папку! Я давно собираюсь сесть за книгу о нем. Люблю тебя очень. Твой МишкА

  2. Действительно, очень сильная статья. И мне близка Кодыма. И даже
    рассказ я написал в 1962 году. В Кодыме в 1919-м году петлюровец убил на привокзальной площади моего дядю Иосифа…

  3. Статья очень интересна, ее я выставлял на Кодымском сайте, правда брал ее не с Вашего сайта.
    Новый неофициальный Кодымский сайт, (правда не оконченный)- http://kodyma-city.narod.ru

Обсуждение закрыто.