СЕМЕНА НА АСФАЛЬТЕ

Эксклюзивное интервью с Аркадием Сухаренко, кавалером Ордена Трех звезд (главной наградой Латвийской Республики), председателем Совета еврейских общин Латвии, главой общины рижских евреев, заместителем председателя Совета латвийского Rietumu Banka.

В конце 80-х, в прошлом, стало быть, веке, мне, тогдашнему члену правления Латвийского общества еврейской культуры – ЛОЕК – довелось с единомышленниками пикетировать Рижский горисполком. На самодельных наших «штандартах» было начертано: «Евреям – еврейский дом!», «Евреям – еврейскую школу!», «Евреям – еврейскую культуру!» А что начертано на «штандартах» евреев Латвии сегодня, двадцать лет спустя? Удалось ли им, в основном русскоязычным, а значит, по мнению местных радикалов, «оккупантам» и «потомкам оккупантов», найти общий язык с власть предержащими? За ответом на этот и другие острые вопросы я пришел в Еврейский дом на рижской улице Сколас, тот самый, который мы на заре «еврейского Ренессанса» требовали вернуть законным хозяевам.

– Аркадий, во-первых, сколько «наших» осталось в Латвии? Когда я в 90-м иммигрировал в Штаты, в республике, тогда еще советской, евреев было тысяч двадцать пять, а теперь?

– По официальной статистике – 10,700, в том числе около 9,000 в Риге.

– Если не ошибаюсь, до Второй мировой войны в Латвии было едва ли не 100,000 евреев. А сколько евреев проживает ныне в двух других балтийских республиках?

– За точность не ручаюсь: в Литве – 4,500, в Эстонии – около 3,000.

– Да-с, что ни говори, а еврейство Прибалтики, похоже, идет «польским путем». Но, может быть, я ошибаюсь? Каков возрастной состав общины, много ли молодежи?

– У латвийской еврейской общины свой путь. Считаю, что сегодня в стране налицо благоприятная ситуация для того, чтобы количество евреев – граждан Латвии возрастало. В Риге работают две еврейские школы. Одна из них государственная, имени Шимона Дубнова, в ней учатся 275 ребят. Вторая школа частная, открыло ее при нашей поддержке движение Хабад–Любавич, там учатся примерно 90 человек.

Хочу сказать, что будущее еврейской школы в Латвии – это мой важнейший и основной приоритет в работе, поскольку я убежден: образованные культурные люди, нашедшие себя в жизни, – это гарант завтрашнего дня для всей общины.

Вообще говоря, ситуация в Латвии отличается от большинства еврейских общин в других странах. Много молодежи в 90-е годы покинуло страну, но значительное число пожилых людей при этом осталось. Они составляют сегодня примерно 30 – 35% численности общины. Община оказывает реальную помощь продуктовыми пакетами и услугами патронажных сестер примерно двум тысячам наших соплеменников. Еще 2 – 2,5 тысячи – это евреи в возрасте от 40 до 60. Остальные моложе, это самая активная в экономическом и социальном смысле часть общины, которая в целом успешно адаптируется.

– А вовлечены ли еврейские школы в конфликт русскоязычных жителей Латвии с инициаторами реформы, требующими вести преподавание в государственных школах на государственном языке?

– Мы поддерживаем школьную реформу и считаем, что знание латышского языка необходимо нашим детям. Мы убеждены, что малые национальные общины Латвии должны сделать шаг навстречу латышской общине и показать, что мы тоже считаем это государство своим. При этом, как нам представляется, само государство должно строго придерживаться законов и не считать русскоговорящих латвийцев бильярдными шарами на зеленом сукне, где главная задача – загнать их в лузу. Не менее важны и шаги государства навстречу нелатышским общинам.

Считаю, что всем ребятам, которые окончили школу уже в пореформенный период, надо автоматически давать гражданство. И, конечно, негражданам Латвии надо предоставить право участвовать в муниципальных выборах. А латышский язык мы обязаны выучить и обязательно выучим.

– А как относятся к реформе в семье Сухаренко? Вовлечены ли в конфликт ваши дети?

– Нельзя решать политические вопросы, выводя для этого детей на улицы. Главная проблема сегодня: в латвийском обществе исчезло доверие. Я думаю, что пройдет еще немало времени, пока это доверие будет восстановлено. И сам очень жду, когда же в Латвии появится сильная центристская партия, за которую голосовали бы и латыши, и представители национальных меньшинств.

– Ваши способности и вашу работу, насколько я знаю, оценили на самом высоком уровне…

– Пожалуй, я единственный лидер этнической общины, заслуги которого отмечены главной наградой Латвии – Орденом Трех звезд. Я говорю, что все мы, евреи, должны интегрироваться в латвийское общество. Но я против ассимиляции. Еврейские школы, общинный центр, синагога, культурные организации должны развиваться и быть центрами формирования еврейского самосознания. Еврейские школы должны способствовать преемственности еврейских традиций, должен преподаваться иврит. Мы должны отмечать еврейские праздники, укреплять национальную гордость.

Мы должны знать историю латышского народа, но не должны забывать свою. Мы не должны забывать уроки Холокоста. Уже проведена огромная исследовательская работа и установлены около 200 мест на территории Латвии, где проводились массовые расстрелы евреев. К сожалению, пока почти на половине этих мест нет никаких памятных знаков или обозначений. Община разработала большую программу установки мемориальных памятников. Когда два года назад открывали мемориал на месте массовых расстрелов в Румбуле, община добилась, чтобы на памятной доске было написано, что уничтожение евреев проводилось силами нацистов и их местными пособниками.

– В мое время такое заявление в Латвии не прошло бы…

– В наше время тоже не обошлось без борьбы, но меня поддержали президент страны и тогдашний министр иностранных дел Сандра Калниете. Мы считаем, что историческая правда на пользу всему латвийскому обществу. Нельзя замалчивать историю и забывать о том, как все было на самом деле.

К сожалению, сегодня мы наблюдаем подъем волны ксенофобии. Наиболее ярко, быть может, это проявляется на примере деятельности экстремиста Гарды, который регулярно выступает с антисемитской филиппикой. И не он один. Последний пример – попытка реабилитации и прославления военного преступника Цукурса. Он был когда-то неплохим летчиком, в предвоенные годы совершил ряд дальних перелетов, за что снискал популярность в обществе. Но с приходом нацистов добровольно вступил в печально знаменитую команду Арайса, истреблявшую евреев, стал комендантом Рижского гетто. В конце войны Цукурс сбежал за границу, но Мосад нашел и покарал его. И вот сегодня одна из националистических организаций выпустила почтовый конверт в честь Цукурса. Когда мы выступили с протестом, нам сказали: «Ничего страшного, конверт выпущен самодеятельным способом для внутреннего пользования». Я глубоко убежден, что в таких случаях первыми должны реагировать не мы, а органы правоохраны и государственные спецслужбы.

Не устраивает нас и отношение официоза к бывшим членам латвийского легиона СС. Я не оспариваю права престарелых легионеров, воевавших на стороне гитлеровской Германии, собираться и вспоминать свое «славное» прошлое. Но День легионеров не может и не должен считаться государственным памятным днем. Марш легионеров 16 марта – это не праздник, это трагедия Латвии.

– Когда видишь и слышишь такое, то невольно задаешься вопросом: что вы делаете здесь, когда вас ждут на родине предков? Ариэль Шарон, премьер-министр Израиля, не устает повторять, что стране очень нужен еще один миллион репатриантов.

– Государство Израиль, и это не громкие слова, всегда в моем сердце. Отношения с посольством Израиля в Латвии у меня самые добрые. А назначение послом Гарри Корена я считаю большой удачей как для Совета еврейских общин в частности, так и для развития латвийско-израильского сотрудничества в целом. Я и Корен ровесники, нам по 45. Он родился в Латвии, мы друг друга прекрасно понимаем, более того – мы друзья. В конце прошлого года я и Виталий Готлиб летали в Израиль, чтобы наладить еще более продуктивное сотрудничество диаспоры с метрополией. Встретились, в частности, с Реувеном Ривлиным, спикером кнессета, с Натаном Щаранским, министром по делам диаспоры, с главным ашкеназийским раввином Ионой Метцгером. То есть наше отношение к Израилю самое что ни на есть трепетное.

Я считаю, что Израиль силен своей диаспорой. И когда меня избрали главой Совета еврейских общин Латвии, я прямо сказал, что буду упорно работать и приложу все силы для того, чтобы каждый еврей в Латвии чувствовал себя комфортно и безопасно, чтобы латвийским евреям жилось хорошо.

– Ах, если бы это зависело только от желания Аркадия Сухаренко!..

– Во-первых, я не один. А во-вторых, жизнь евреев Латвии заметно – в пределах возможного, разумеется, – улучшается. К тому же у нас прекрасные отношения с Еврейским агентством «Сохнут», которое как раз и работает над тем, чтобы в Израиль перебрался еще один миллион репатриантов. Но мы понимаем, что такие серьезные решения люди принимают самостоятельно, и это не связано с работой руководства общины. Люди сами решают, где им жить лучше и где их дом.

– В свое время, когда создавался ЛОЕК, известный еврейский прозаик Григорий Канович из Вильнюса, мой литературный наставник, живущий ныне в Израиле, задал риторический, как я считаю, вопрос: а стоит ли высевать семена на асфальт? Аркадий Сухаренко полагает, что бросать семена на асфальт все же стоит?

– Ситуация изменилась – число евреев, покидающих Израиль, уж никак не меньше числа репатриантов. Причем, возвращается работоспособная молодежь. Я тоже задаю себе вопрос о целесообразности высевания зерен на асфальт. Но я подразумеваю под «асфальтом» нечто иное, чем уважаемый Григорий Канович. Для меня «асфальт» – это такая корка, которой обросли многие латвийские евреи. Эта корка делает их глухими, в частности, к нуждам еврейской общины, и вот эту корку или, как вы говорите, «асфальт», я и пытаюсь пробить. Именно на нее я и мои соратники бросаем семена в надежде увидеть ростки интереса к жизни общины.

– Хрестоматийный пахарь разминает землю в горсти: сеять пора… А вы разминаете обломок асфальта и произносите те же слова…

– Мой «асфальт», повторяю, – это корка на душе моего соплеменника. Но в эти души летят сегодня семена, и они должны прорасти.

– Сюрреалистическая картинка получается. К слову, в царской России был издан сборник «Щит» со статьями лучших представителей интеллигенции, которые пытались замолвить слово за евреев. Но от погромов эта книга евреев не спасла. Вы засеваете только еврейскую душу? А нееврейскую? В самой Америке, где сильна и богата еврейская община, евреененавистников хватает, – нас ведь даже подозревают в причастности к трагедии 9/11…

– Мы разработали программу «Наш общий еврейский дом». Мы приглашаем к себе представителей всех нацменьшинств и титульной нации. В частности, в минувшем году мы приняли участие в конференции малых общин Латвии, где представители каждой народности имели возможность показать себя и пригласить к своему столу гостей. Мы приглашали на цимес, нас приглашали на бульбу, галушки и долму. И знаете, что я понял? Нас настолько перемололи в единую общность по имени советский народ, что мы мало чем друг от друга отличаемся.

– Отличаемся, отличаемся – национальный характер не скроешь.

– Я не знаю, насколько мы отличаемся. Вот и вас, еврея, переселившегося в Америку, там тоже называют русским… Хочу сказать о другом: мы, евреи, умудренные горьким историческим опытом, с пониманием относимся к проблемам самоидентификации латышей. Я часто общаюсь с ведущими латвийскими политиками, среди них много моих ровесников. Могу заверить вас в том, что они очень позитивно относятся к латвийским евреям. Насколько они откровенны, правда, не знаю…

– А вы? А члены вашего Совета еврейских общин?

– Мы открыто говорим: еврейские общины должны стать самодостаточными. Это важнейшая и приоритетная задача – стать самодостаточными и независимыми. Да, мы по-прежнему под крышей Евросоюза, под крышей Латвии, под покровительством Израиля, но при этом следуем своим курсом.

– На какие, извините, шиши, в смысле – латы, евро, доллары?

– Религиозные организации, которые входят в Совет еврейских общин Латвии, получили (по Закону о реституции) свою собственность – синагоги и молельные дома. Эта собственность приносит некоторый доход. Нам возвращен в декабре минувшего года Еврейский дом.

– Наконец-то!..

– Мы продолжаем диалог с властями о возвращении нам остальной собственности латвийских евреев. Создана комиссия по реституции при премьер-министре, члены которой уточняют реестр объектов, на которые мы претендуем.

Конечно, финансовая база общины могла бы быть крепче. Пока же основой нашей независимости является спонсорская поддержка. Мы живем на пожертвования частных лиц – таких сегодня 47 человек. Создан Попечительский совет, в который в основном входят еврейские бизнесмены.

– А кто возглавляет Попечительский совет?

– Виталий Готлиб, президент холдинга RD.

– Есть среди членов Совета свои «гусинские», «ходорковские»?

– Если вы имеете в виду так называемых олигархов, то их среди нас нет. Скажем так: в Латвии тоже есть очень состоятельные евреи –предприниматели, которые входят в элиту бизнеса. Но в нашей среде филантропия еще не стала традицией.

– Мы с вами впервые встретились в синагоге на празднике Симхат–Тора, и я был несколько озадачен тем, что к ящику для пожертвований почти никто не подходил… В американских синагогах глава Совета конгрегации обращается к прихожанам с призывом жертвовать на богоугодные дела, и практически каждый вслух называет сумму, на которую обязуется выписать чек.

– В то же время нас, членов Попечительского совета, еще год назад было тридцать, а ныне сорок семь! Членские взносы составляют примерно 100 латов в месяц. Сумма не астрономическая. Просто каждый еврей должен преодолеть некую грань, за которой начинается общность. Но не та общность, которая называлась советский народ, а та, которая вписывается в понятие «мы – единый народ».

– Федерация еврейских филантропов Нью-Йорка – UJA-Federation – следует девизу: «Каждый еврей в ответе друг за друга».

– И это понятно: тебе сегодня 40, ты преуспел, так помоги тому, кому уже 70; фортуна переменчива, может быть, не дай Б-г, завтра в помощи будешь нуждаться ты. Я надеюсь, ряды филантропов будут расти; нас вполне может быть не 47, а 147. Должен также сказать, что в решении социальных задач нам помогает Джойнт, широко известная благотворительная организация, которая финансирует программы социальной помощи.

– Мне довелось интервьюировать в Нью-Йорке Рональда Лаудера…

– Понятно, вы, наверное, прочли на стенде нашего Еврейского дома о том, что нам помогает Фонд Лаудера? Я тоже встречался с этим известным предпринимателем и общественным деятелем, мы разработали совместный проект строительства в Риге еврейской школы. Фонд Лаудера обещал выделить нам 2 миллиона долларов, мы с партнерами обязались внести 400 тысяч. Городские власти, кстати, уже отвели землю под новостройку, причем, в центре Риги – напротив Дома спорта «Даугава». Нам отдают ее бесплатно.

– В Большом Нью-Йорке осели десятки сотен выходцев из Латвии, насколько прочны ваши связи с ними?

– У нас сложились очень хорошие отношения с организацией, которую возглавляет Стивен Спрингфилд – это Общество жертв нацизма – выходцев из Латвии. Сравнительно недавно, в июле, мы провели съезд бывших латвийских евреев, живущих не только в США, но и в Канаде, Латинской Америке, Израиле.

– Как работают на авторитет общины евреи, которые стали депутатами Сейма?

– В Сейме сегодня два латвийских еврея: Яков Плинер и Борис Цилевич, но они не работают активно в общине. Я вообще категорически против того, чтобы еврейская община была вовлечена в политику. При этом, конечно, любой еврей волен как частное лицо свободно заниматься политической деятельностью.

У общины свой простой и четкий взгляд на внутреннюю политику: Латвия – дом для всех; национальные меньшинства – плюс для страны; моноэтническая Латвия – это тупик.

– Сколько лет вашим детям?

– Старшему – 21, дочери – 17, младшей скоро будет 3 года. Все живут со мной. Сын окончил школу и университет в Лондоне, вернулся, живет и работает в Риге.

– В среде американских евреев, которую разъедает вирус ассимиляции, практикуется подготовка молодых лидеров, а у вас?

– Полностью разделяю такую позицию и считаю, что нужно готовить молодых еврейских лидеров, за ними будущее. Поэтому я забочусь также о расширении Попечительского совета за счет приема молодежи.

Не менее забочусь я и о том, как сократить расстояние между нами и евреями – выходцами из Латвии, где бы они ни жили – в ближнем или дальнем Зарубежье. Может быть, совместными усилиями нам удастся установить памятные камни во всех городах и местечках Латвии, где в годы Второй мировой войны пролилась еврейская кровь, в том числе отстроить заново Большую хоральную синагогу в Риге на углу улиц Дзирнаву и Гоголя, в которой заживо сожгли наших с вами соплеменников, да будет память о них благословенна.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “СЕМЕНА НА АСФАЛЬТЕ

  1. Лично мне всё сказанное очень понравилось.Буду только рад прочитывать подобные статьи на этом сайте. Сердечное спасибо!

Обсуждение закрыто.