«Человек, спасший одну жизнь, спас все человечество». Эти слова из Талмуда выгравированы на медали «Праведник Народов Мира», учрежденной в 1953 году, когда кнессет принял закон об увековечении памяти шести миллионов евреев – жертв нацизма и тех, кто спасал евреев в дни Холокоста. Тогда же были установлены определенные критерии, согласно которым это звание может быть присвоено. Основные из них: спаситель, оказывая помощь, знал, что рискует своей жизнью, спасая еврея, не требуя за это каких-либо материальных компенсаций. Лица, удостоенные звания Праведника, получают почетную грамоту и медаль. Их имена высечены на Стене Почета на Аллее Праведников в «Яд Вашем».
В настоящее время в мире известны имена более 20000 этих смелых и благородных людей, которые с риском для жизни бескорыстно спасали евреев. Более 500 из них были жителями Беларуси. О них рассказывается в недавно изданной в Минске книге «Праведники народов мира Беларуси» (Минск, ОДО «Тонпик», с. 164 с фотографиями).
Уникальность книги в том, что ее составители – Инна Герасимова, директор Музея истории и культуры евреев Беларуси (Минск), Аркадий Шульман, председатель правления Еврейского культурного центра “Мишпоха” (Витебск) в содружестве с Генеральным спонсором проекта – Международным центром культурных связей «Израиль – Беларусь» (руководитель Аркадий Крумер), ряд других организаций и частных лиц – энтузиасты сохранения исторической памяти Израиля и Белоруссии. Они собрали и привели в ней полный список всех имен Праведников. В книге опубликованы фотографии спасителей и спасенных ими людей, год присуждения звания, описаны места и краткие истории спасения.
Из многих описанных в книге историй спасения евреев приведу первую, в которой рассказывается о спасении еврейской семьи Эли – Шейлах Казинца. Не потому, что эта семья была первой, ибо все «Праведники» были первыми, а только потому, что Эли–Шейлах Казинец первым из евреев Беларуси, кто 1965 году обратился в Яд Вашем с просьбой о присвоении своим спасителям звания Праведников, которое и было присвоено 3 ноября 1965 года. Однако из-за политической ситуации мужественные люди так и не смогли при жизни получить эти награды. Андрей Николаевич умер в 1974 году, Наталья Захаровна – в 1986. Медали и грамота были вручены их наследникам только 4 октября 1994 года в Минске.
Вот краткая история этого спасения: Андрей Николаевич Станько с женой Натальей жили в деревне Речки, Минского района, Минской области. Встретив бежавшую из гетто местечка Долгиново семью Эли– Шейлаха Казинца – его жену с сыновьями Натаном и Ицхаком, Андрей вырыл для них землянку рядом с домом и там прятал всех в течение 10 недель. Вместе с Натальей он приносил им еду и теплую одежду. Зная о том, что семья Казинца религиозная, и так случилось, что в то время, когда она пряталась в землянке, наступил праздник Песах, Станько, уважая еврейские традиции, приносил им еду без хлеба. Он специально купил новую кастрюлю и варил в ней для беглецов картошку в мундирах.
Приведу также отрывок из выступления члена Комиссии по присвоению звания «Праведник мира», человека, который сам пережил ужасы Холокоста, судьи Бейского: «Речь идет о классическом случае самопожертвования во имя спасения евреев во время Второй мировой войны. Мне пришлось встретиться с сыновьями Эли–Шейлаха Казинца. Они с восторгом рассказывали о семье Станько, которые в течение продолжительного времени, подвергаясь смертельному риску, спасали евреев. Многие евреи знали Станько, знали, где их дом, и пользовались им для связи друг с другом. Несмотря на то, что семья была бедной, в их доме всегда находилась еда для тех, кто скрывался от преследователей».
Последними в книге приводятся фамилия Праведников Муравьевой Людмилы и ее матери Ксении, которые это звание получили в 2003 году за спасение Злотниковой Мины, ее дочери Ротштейн Марии (Злотниковой Муси) в местечке Лиозно, Витебской области.
Но точка в этом благородном деле еще не поставлена. Поиск продолжается. Имена многих Праведников становятся известны широкой общественности только сегодня, спустя 60 лет после окончания Второй мировой войны. Долг всех людей, в первую очередь еврейских организаций как представителей еврейского народа, помнить и быть благодарными тем, кто, рискуя собственной жизнью, сохранили чужие жизни. Это о них хорошо сказал писатель Анатолий Алексин: «Люди никогда не должны жить минувшим горем, но они никогда не должны забывать о тех, кто спас их от этого горя».
К сожалению, книга имеет один недостаток – очень маленький для такого важного и нужного издания тираж – всего 100 экз., но будем надеяться, что ее составители найдут возможность издать книгу большим тиражом.