МАСАДА НА БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛЕ

В последнее время в русскоязычных средствах массовой информации появилось несколько публикаций о посещении жителями Нью-Йорка крепости Масада. В 70 году н. э., подавив восстание евреев, римляне разрушили Иерусалим и Второй Храм. Небольшая группа борцов за независимость Израиля бежала из Иерусалима в крепость Масада, которая находится недалеко от Мертвого моря. Когда стало ясно, что нет средства спасения или защиты, руководитель обороны Эльдар бен Яир призвал защитников крепости добровольно уйти из жизни, чтобы не быть рабами Рима.

Иосиф Флавий пишет в «Иудейской войне»: “Он собрал наиболее решительных из своих товарищей и обратился к ним со следующей речью: «Уже давно, храбрые мужи, мы приняли решение не подчиняться ни римлянам, ни кому-либо другому, кроме только Б-га, ибо он один истинный и справедливый царь над людьми… Пусть наши жены умрут неопозоренными, а наши дети – не изведавшими рабства… Умрем, не испытав рабства врагов, как люди свободные, вместе с женами и детьми расстанемся с жизнью».

Мои покойные родители — Бенцион и Нехама Гутманы, будет благословенна их память, уехали из белорусского города Мозырь в августе 1941 г., за несколько дней до оккупации его немцами. Отец отца – Нисель Гутман, которому было около 80 лет, остался. Наша семья вернулась в Мозырь из эвакуации в августе 1945 года.

Те, кто пережили немецкую оккупацию в Мозыре, рассказали отцу, что группа евреев, среди которых был мой дед, сожгла сама себя. Я с детства помню то место, где стоял дом, ставший братской могилой. Оно в нескольких сотнях метров от центра города, но после войны никто не хотел строиться на пепелище.

История Второй мировой войны знает множество случаев, когда нацисты, их пособники из местного населения сжигали людей, и не только евреев. Насколько я знаю, самосожжение мозырских евреев – единственный подвиг такого рода.

Книга «Память. Мозырь и Мозырский район» вышла в свет в минском издательстве «Художественная литература» в 1997 г. Впервые был документально не только подтвержден факт самосожжения мозырских евреев, но приведен список тех, кто добровольно выбрал мучительную смерть. «По утверждению свидетелей, которые жили в Мозыре во время фашистской оккупации, осенью 1941 года группа жителей города еврейской национальности, чтобы избежать гибели от рук фашистов, решили подвергнуть себя самоубийству через самосожжение, которое и произошло в доме N№ 19 по ул. Пушкина». Далее в книге приводится список погибших:

«Гофштейн Эля (1903), Гофштейн Фейга (1905), Гофштейн Соша (1922) подожгла дом и сгорела вместе со всеми, Гофштейн Эер (1913), Гофштейн Хая (1915), Гофштейн Шлема Эерович (1935), Гофштейн Роза (1917), Гофман Эля (1870), Гофман Малка (1910), Гутман (1885), Гутман Нисель (1860), Домнич (1895), Домнич (1896), Зарецкая Броха (1887), Зарецкий Берка (1897), Каган Исроэл (1901), Равинович Мовша (1905), Рагинская Соня, (1908), Сандомирская Гнейша Моисеевна (1872), Фарберг Ицхак (1890), Шехтман Фаня (1907)».

По другим свидетельским показаниям, опубликованным в этой же книге, героев белорусской Масады было около сорока человек. Возможно, читатели дополнят этот список.

21-23 октября 1943 года нацисты уничтожили последних узников Минского гетто – последнего гетто на территории Беларуси. С 1993 года, по инициативе Всемирной Ассоциации белорусских евреев, эти дни отмечались как Дни памяти белорусских евреев.

В Беларуси нацисты уничтожили 810 тысяч белорусских евреев и 55 тысяч евреев из Австрии, Германии, Польши, Чехословакии и других европейских стран. Хотелось бы, чтобы настоящая публикация начала рассказ о неизвестных страницах трагедии и героизма на белорусской земле.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора