ЖЕНИТЬБА

До сих пор не знаю, как и почему, но в пятницу под вечер меня неожиданно выпустили. Я еще успел забежать в синагогу на вечернюю молитву.

Свадьба состоялась вовремя.

Кстати. Я решил не рассказывать маме эту историю, но когда после свадьбы вернулся в Казань, наши соседки Файнштейн и Коган, которые всегда захаживали к маме, неожиданно спросили меня:

– Ицхак, что с тобой было в четверг без четверти пять?

– А что? Они говорят:

– Мы сидели у вас, разговаривали. Вдруг мама вскакивает и начинает бегать по комнате: «Ой, нехорошо с Ицхаком, нехорошо! Б-г знает, что будет!»

Мне вспомнилась история с пожаром. Я не выдержал и все рассказал.

СЕМЬЯ МОЕЙ ЖЕНЫ

С моим тестем реб Биньямином-Ицхаком Зайдманом я не имел чести познакомиться лично. Он сидел, когда мы с его старшей дочерью поженились, а когда он вышел на поселение, сидел я. Когда я вышел, он находился в ссылке и умер как раз, когда ссылка подошла к концу. Так мы и не успели встретиться.

Я много слышал о реб Биньямине от людей, чьим отзывам можно доверять. Они были о нем самого высокого мнения. Рав Аарон Рабинович, женатый на средней дочери реб Биньямина, в предисловии к книге своего отца «Биньян Шломо» (его отец, раввин, был убит немцами в Польше) пишет:

«Святым долгом почитаю вспомнить с хвалой моего тестя – реб Биньямина-Ицхака Зайдмана, истинного праведника, делавшего добро людям, и мою тещу – Фруму-Малку, дом которых был всегда открыт для всех, кто нуждался. Б-г дал мне обрести благосклонность в их глазах и в глазах их дочери Кели, и я взял ее в жены. Так же бесконечна была их любовь и преданность моему брату Шолому-Мордехаю, который был в таком же положении, что и я, а потом взял их дочь Айну в жены».

Рассказ о том, в каком положении находились братья Рабиновичи до встречи с семьей Зайдманов, еще впереди, а пока поговорим о реб Биньямине.

Реб Биньямин родился в Брест-Литовске. Совсем юным он остался сиротой. Попал в Самару (позже, как я уже говорил, Куйбышев). Началась революция, и границу закрыли. Так он навсегда был оторван от своих близких. Вскоре он женился на Фруме-Малке. У них было четверо детей – три дочери и сын.

Реб Биньямин-Ицхак был заготовщик – вырезал из кожи заготовки для обуви. Чтобы не работать в субботу, он всю неделю работал день и ночь, не высыпался, и от этого глаза у него всегда были воспалены и болели. Моя жена, его старшая дочь, рассказывала, что закапывать отцу капли в глаза обычно было ее обязанностью.

Почему он столько работал? Потому что должен был зарабатывать не только на свою семью – он кормил еще многих. Во время войны, когда люди умирали с голоду, у него за субботним столом сидели десять-одиннадцать человек из тех, которым нечего было есть. В его доме всем давали кусок хлеба и тарелку супа. Каждую пятницу его жена варила котел картошки и относила в синагогу – беженцам.

Приехав на свадьбу, я остановился у них в доме (больше негде было) и видел людей, которые там бывали. Один из них, рав Иегошуа-Иегуда-Лейб Меирович, о котором я уже упоминал (он был свидетелем на моей свадьбе), знал наизусть весь Талмуд с Рати и Тосафот, все труды Рамбама и «Шулхан арух». Он хранил в памяти десятитомную энциклопедию «Сде хемед» (эту энциклопедию законов Галахи составил во второй половине прошлого века великий сефардский раввин, мудрец и праведник рав Хаим-Хизкияу Модино, и она по сей день верно служит всем раввинам). В разговоре выяснилось, что в Литве рав Меирович учился у рава Мордехая Рабиновича, брата моей бабушки со стороны матери.

Откуда мне известно, что он все знал на память? Я как-то слышал, что имя Ибн-Эзры, одного из крупнейших комментаторов Торы, упоминается в Тосафот только дважды. Я его спрашиваю:

– Где именно?

Он мгновенно отвечает:

– Кидушин, лист тридцать семь «бет» (в Талмуде нумеруются листы, а не страницы, при этом стороны листа отмечаются буквами «алеф» и «бет»).

И читает весь отрывок из Тосафот наизусть, приводя все высказывания поименно, а потом так же спокойно переходит ко второму отрывку.

Так он отвечал на любой вопрос из Талмуда, о чем ни спроси. Или из «Сде хемед». Например: «Где в «Сде хемед» встречаются имена моих дедушек?» Он сразу говорил, где упоминается дедушка из Рагувы, где дедушка из Режицы. И этот человек ходил зимой в рваных ботинках и был счастлив, что в субботу у него есть тарелка супа в доме моего тестя.

В этот дом приходили многие евреи, и среди них особенно много беженцев из Польши. Власти, которым это не нравилось, ловко использовали обстоятельства. Когда Советы решили сформировать новое, послушное, правительство Польши, против беженцев из Польши сфабриковали обвинение в заговоре. Заявили, что в Куйбышеве действует польский подпольный центр во главе с габаем синагоги и моим тестем (вероятно, сыграло роль еще и то, что в доме у тестя жил рав Мордехай Дубин). Арестовали человек пятнадцать, причем «заговорщики» были все как один евреи. Сначала взяли моего будущего тестя и его зятя Аарона, потом – уже после моей женитьбы – рава Дубина и других…

Один из арестованных с этой группой жив, он сейчас в Тель-Авиве. Помню, он сказал мне хорошее слово – привел стих из Теилим: «Верил я, что еще сумею рассказать, как я страдал» (116.10). Так оно и вышло.

В течение года до ареста реб Биньямина мою будущую жену вызывали на допросы в НКВД. Каждый день она вставала в пять утра и шла на завод, где работала по четырнадцать-пятнадцать часов. И каждую ночь после работы ее «приглашали на собеседование» – так любезно они это называли. С Гиты взяли подписку, что она никому ничего не расскажет. Она, однако, посоветовалась с Дубиным. Дубин ее научил:

– Ничего там не говори. Скажешь одно, помянут другое. Одно только слово, – объяснял он, – «это сосед» или «это брат» – и тебе уже не дадут остановиться. Ты сидишь, и с тобой все сидят. На все вопросы отвечай «не знаю». Это единственный выход.

Гиту сажали на табурет без спинки, напротив садилось несколько человек и начинали задавать вопросы. Следователи выходили, менялись, а она все сидела, по многу часов. Ее спрашивали:

– Почему в доме столько народу, кто приходит, о чем говорят? На все вопросы она отвечала, что приходит с работы усталая и ложится спать – ничего не знает.

Гита рассказывала: напряжение было такое, что однажды на исходе ночи она вышла с допроса и в городе, где родилась, не узнала улицы. Смотрела вокруг и не знала, куда идти. Вышел следователь и спрашивает:

– Что ты ищешь?

– Не знаю, где дом.

Так он ей показал, в какую сторону идти.

Гита говорила, что целью властей было объявить о формировании нового правительства Польши в связи с арестом прежнего. А прежним (незаконным «польским правительством в изгнании») они изобразили беженцев, собравшихся в доме Зайдманов. Все это происходило под конец войны, в сорок четвертом – сорок пятом году. Во время войны избегали открытой травли евреев, вели другую игру – хотели получить американскую помощь. А в конце войны уже было можно – помощь выторговали.

Все эти тяжелые дни, как мне потом рассказывали домашние, Гита не ела и не спала. С тех пор, если она нервничала, у нее отнималась спина. Для нее было мучением сидеть на стуле без спинки.

Из книги воспоминаний «Чтобы ты остался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора