ПРЕОДОЛЕТЬ КОНФЛИКТ

Как часто у нас опускаются руки в результате семейных ссор, конфликтов с коллегами или друзьями. Как часто мы спрашиваем себя: “Смогу ли я преодолеть этот конфликт?”

Наша недельная глава повествует об окончательном примирении братьев. После смерти отца Яакова братья вновь обратились к Иосифу с просьбой о прощении. Может быть, из за своей любви к отцу Иосиф не отомстил братьям, продавшим его в рабство? А теперь, после смерти отца, у него развязались руки?

Но нет, услышав просьбу о прощении своих братьев, Иосиф заплакал и уверил их в том, что не собирается мстить, а будет поддерживать их и их детей.

Иосиф предстает великодушным, прощающим, милосердным. Не случайно Тора называет Иосифа праведником. Иосифу и его братьям удается достичь такого примирения, которое ляжет в основу единства всех их потомков — всего еврейского народа…

“Но позвольте, — возразит поверхностно знакомый с текстом Торы читатель. — Разве можно назвать Иосифа праведником?” Вы только вспомните детали этой истории. Почему Иосиф не открылся братьям сразу, когда, став главным министром Египта, он узнал в прибывших в Египет за хлебом своих братьев? Почему потребовал от них в доказательство истинности слов привести в Египет младшего брата Беньямина, оставшегося с отцом в стране Израиля? Почему, когда братья в конце концов вернулись в Египет с Беньямином, Иосиф пригласил их за стол и приказал дать Беньямину в пять раз больше еды, чем всем остальным? Почему подложил Беньямину в мешок свой бокал, а затем, когда довольные братья вышли на дорогу, приказал страже догнать их, обвинив в краже бокала? Почему отверг предложение братьев, заявивших, что поскольку бокал был найден в мешке Беньямина, то все они готовы стать его рабами, а предложил им всем уйти и лишь Беньямину остаться в рабстве в наказание за кражу (которой тот никогда не совершал!)? В конце концов — главный вопрос: почему в течение десяти лет с того времени, что Иосиф уже правил Египтом, он не подумал о своем отце, который продолжал все эти годы страдать, так и не найдя утешения? Разве Иосиф не мог послать гонца из Египта в Израиль, сообщив Яакову, что его любимый сын жив?

Каждый, кто знакомился с рассказом о продаже Иосифа, неизбежно задавал себе эти вопросы и безуспешно пытался найти в тексте Торы ответы.

Впрочем, хочу сразу оговориться. Тора — это не книга для беглого чтения по диагонали. Тору не читают, а изучают, вдумчиво анализируя каждый нюанс. Ибо изучающий Тору познает саму мудрость жизни во всей ее сложности, противоречивости, парадоксальности. Противоречит духу изучения Торы отсутствие поиска, поверхностность, упрощение. Тора не боится вопросов самых острых и кажущихся неразрешимыми. Чем сильнее и острее вопрос, тем интенсивнее поиск ответа и значительнее находка драгоценного клада — концепции, мысли, урока, преподносимого нам. Процесс изучения Торы — это всепоглощающий человеческую душу творческий процесс осознания и открытия закономерностей жизни. Только важно помнить, что в этом процессе поиска мы идем по пути, указанному нам мудрецами устной Торы — Талмуда, которые черпали мудрость своих объяснений в словах пророков, в еврейской традиции понимания Торы и ее ценностей, понимания жизни, ее проблем и природы человека. Когда мы ищем ответ на волнующий нас в Торе вопрос, мы не занимаемся самодеятельностью, не открываем Америки, а идем по пути, освещенному нам мудрецами еврейской традиции, стараясь осмыслить их слова, извлечь из их слов уроки мудрости жизни.

Все сформулированные выше вопросы, касающиеся, на первый взгляд, непонятного поведения Иосифа, могут быть поняты в ракурсе всего лишь одного слова — раскаяние!

Только на этот раз Тора преподносит нам урок не просто понятия раскаяния, связанного с сожалением человека о том, что он совершил в прошлом, и обязательства не повторять этого поступка в будущем. Нет, Тора учит нас настоящему, полному раскаянию. Ведь несмотря на слова сожаления и обещания не повторять поступка, ничто не гарантирует, что человек действительно сможет устоять от соблазна. “Что же является полным раскаянием? — спрашивает великий мудрец Маймонид в своей книге о раскаянии и отвечает, — когда представилась человеку возможность совершить то же преступление, которое он когда-то совершил, но он преодолел себя.”

Узнав своих братьев в Египте, Иосиф решил простить их, удостоверившись, что они действительно изменились и полностью раскаялись. Потому Иосиф настаивает, чтобы в Египет пришел его младший брат Беньямин, который был тогда маленьким и не участвовал в продаже Иосифа в рабство. Беньямин, так же, как и Иосиф, был рожден Яакову его любимой женой Рахилью. Не случайно Яаков выделял Иосифа своей любовью, а после его исчезновения (как он думал, смерти, по рассказам обманувших его сыновей) привязался к Беньямину.

Давайте вспомним, в чем состояли преступления братьев? Любовь отца к Иосифу вызвала зависть и неприятие к Иосифу братьев. Они посчитали его интриганом, сплетником, пытающимся поссорить их с отцом, внести раздор в дом. Братья хорошо знали, что конфликт в семье чреват ее разрушением, потому и решили избавиться от Иосифа. Пришло время, и братья должны были раскаяться в том, что несправедливы были к брату.

Двадцать два года спустя Иосиф ставит своих братьев в ту же самую ситуацию. Он приглашает Беньямина, кормит его, выделяя среди других братьев (подобно тому, как отец выделял Иосифа своей любовью, подарив полосатую рубашку), а затем, подложив Беньямину свой бокал, Иосиф хотел посмотреть, уйдут ли братья, оставив Беньямина в рабстве (как они поступили когда-то с ним).

Откуда мы знаем, что братья раскаялись? Когда они увидели, что египетский министр выделил Беньямина, дав ему больше еды, как рассказывает нам Тора, они стали пить вино. Раши поясняет, что с момента продажи Иосифа в рабство они не пили вина. Почему же вдруг решили выпить? Вино — выражение радости. Оказавшись в аналогичной ситуации, братья не почувствовали зависти, объяснил глава йешивы польского городка Мир, перекочевавшей во время Второй мировой войны в Китай, а затем в Израиль, рабби Хаим Шмулевич. Но эту свою радость по поводу преодоления внутренней зависти в сердце братьям пришлось подтвердить на деле.

Потрясенные фактом находки бокала в мешке Беньямина, братья в трауре разрывают на себе одежды. Представ перед министром, Иегуда даже не пытается оспаривать факта кражи: ”Что можем мы сказать нашему господину, как оправдаться? Всевышний нашел грех слуг твоих, и все мы будем тебе рабами, и тот, у кого найден бокал!” Раши поясняет слова Иегуды “Знаем мы, что никто из нас не крал бокала, но видим мы руку Всевышнего, воздающего нам за другой грех. Мера за меру! Мы продали нашего брата Иосифа в рабство, а теперь, по законам Египта, за кражу сами станем рабами!”

“Все мы будем тебе рабами”, — обращается Иегуда к министру.

“Никогда не совершу такого, — говорит им министр. — Лишь только тот, у кого найден бокал (Беньямин), останется в рабстве. А вы идите с миром к своему отцу!”

И тогда начинает Иегуда свой знаменитый спор с министром Египта, предлагая себя рабом вместо Беньямина. “Я несу ответственность за брата пред нашим отцом, — говорит Иегуда. — Я буду вместо него рабом, а он пусть вернется с братьями!”

Это тот самый Иегуда, который предложил братьям продать Иосифа в рабство? Нет, это другой, новый, полностью раскаявшийся в своем грехе и изменивший свою природу, свой характер. Он не только преодолел зависть. Мы становимся свидетелями готовности Иегуды пожертвовать своей свободой, своей жизнью ради брата! “И не мог больше Иосиф сдерживать себя… и поднял голос свой в плаче… и сказал братьям своим: “Я — Иосиф!”

Иосиф от чистого сердца простил братьев, полностью раскаявшихся. Но ведь и он сам раскаялся полностью в своем грехе. А в чем грех? В злой клевете на братьев.

Конечно же, став министром Египта, Иосиф мог послать гонца к своему отцу. Мог, но не послал! Это — свидетельство того, что Иосиф полностью раскаялся в том, что способствовал конфликту между братьями и отцом. Ведь если бы только Иосиф послал гонца к отцу, то факт его продажи братьями открылся бы! Какой бы вспыхнул конфликт в семье… И Иосиф, который когда-то клеветал, научился молчать. Он молчал десять лет, до переезда братьев с отцом в Египет.

Эта история — пример того, что раскаяние является колоссальной духовной работой человека над собой, над своей личностью, своим характером. Преодолевая недостатки, зло внутри нас, мы сможем преодолеть ссоры и зло вокруг нас. Достигая мира в нас, мы сможем добиться мира вокруг нас!

Почему Тора, повествующая о первой еврейской семье, не поведала нам об идиллии, о всегда дружной и единой семье Яакова и его двенадцати сыновей, а вместо этого познакомила нас с самыми острыми проявлениями вражды: попыткой братоубийства, продажей брата в рабство, ложью, ненавистью, завистью? Чтобы мы помнили: мир не приходит сам по себе, за него нужно бороться! И как бы ни казалась запутанной и сложной вам ваша личная ситуация, помните: если Иосиф и его братья сумели преодолеть себя, свою ссору, то и вы сможете преодолеть все жизненные конфликты и добиться мира!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора