Скандал в Союзном государстве

В Союзном государстве России и Белоруссии переполох. Едва между партнерами закончилась газовая война (напомню: Александр Лукашенко, одолжив у президента Азербайджана сотню — другую миллионов долларов, расплатился с «Газпромом», после чего тот согласился заплатить Беларуси за транзит газа по ее территории в Европу), как началась война информационная.

Фильм «Крёстный батька», показанный по телеканалам НТВ 4 июля и обвиняющий в тяжелейших грехах лично Лукашенко, он, обвиняемый, вероятно, воспринял не иначе как вероломное нападение, и некоторое время, по просочившейся информации, оставался в шоке. Почти как Сталин 22 июня 1941 года – тот тоже от своего приятеля такого вероломства не ожидал. Не мог себе представить, чтобы после столь тёплого приёма германской делегации в Москве, после подписания договора о дружбе и, главное, после его проникновенного тоста в честь фюрера, тот вдруг надумает совершить такое вероломство…

Договор о создании Союзного государства был подписан в 1997 году по личной инициативе Александра Григорьевича. С тех пор много воды утекло. Хотя быстрого продвижения этой идеи не наблюдалось. Но ведь оно еще существует, это Союзное государство, не так ли? Договор ни одной из сторон не денонсирован, и за прошедшие годы это государство обросло солидной инфраструктурой, его штаб-квартира занимает красивый особняк в центре Минска, и, согласно официозу (soyuzinfo.ru), там «функционируют Высший Государ-ственный Совет (Предсе-датель Высшего Государст-венного Совета – президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко), Совет Министров (Председатель Совета Министров – Председатель Правитель-ства Российской Федерации В. В. Путин), а также Постоянный Комитет Союзного государства (Руко-водитель – Государ-ственный секретарь Союзного государства П.П. Бородин)». Так как же это случилось, что люди Председателя Сов-мина Союзного государства вдруг наехали на Пред-седателя Высшего Государственного Совета, то есть на главу этого же государства и вылили на него бочку грязи?

Невероятно, но факт

Что было в той бочке? Пристыдили за нехорошие высказывания, за внебрачного сына, диагностировали манию величия и диктаторский стиль руководства, напомнили об исчезновении и убийстве оппонентов… Всё правильно, но, во-первых, это давно известно, об этом много лет трубила белорусская оппозиция, не находившая в верхах России понимания и участия. Во-вторых, бросается в глаза сходство критикуемого «последнего диктатора Европы» с национальным лидером России, так что, как в басне Крылова, «не лучше ль на себя, кума, оборотиться». К тому же не факт, что Лукашенко последний диктатор Европы. Последним диктатором Европы в действительности может стать не Лукашенко, а Путин.

Вслед за «Крёстным батькой-1» на НТВ прошел телефильм «Крёстный батька-2», где к прежде инкриминированным грехам белорусского президента добавили обвинение в порочных связях с Березовским, тайно приезжавшим вроде бы в Минск, но не выданным России, а также со свергнутым президентом Киргизстана Бакиевым. Параллельно на англоязычном телеканале Russia Today прошел аналогичный сюжет «Hard Luka», в «Известиях» появилась статья «Лукоблудие», а в «Московском комсомольце» – «Минская резня телепилой». Всё это, конечно, отрежиссировано, и нам, естественно, очень интересно узнать, что у режиссера на уме – не замочить ли несговорчивого в сортире. Или, может быть, как-то иначе отделить эту муху от белорусской котлеты? Пока режиссер о своих планах помалкивает, попробуем их разгадать логически.

Беларусь России нужна

Ради владения ею российские стратеги 16 лет назад поддержали Лукашенко, помогли ему стать президентом и с тех пор, как теперь подсчитали, растратили на его содержание 52 миллиарда долларов. А он оказался неблагодарным, требует нефть и газ бесплатно, по крайней мере, без таможенного сбора (для чего и вступил в Таможенный союз). Долго его притязания терпели, надеясь постепенно укротить и додавить, но клиент упрям и огрызается.

«Как бы они нас ни давили, ничего у них не получится, – заявил он недавно. – Обидно только, что твои коллеги это делают. Это никакие не СМИ делают, это заказы оттуда. Я знаю, кто эти команды дает, как это управляется, чем… Мы им не будем отвечать на грязь грязью». И ответил асимметрично, послав специального корреспондента в Тбилиси. Тот взял 15-минутное интервью у президента Грузии Саакашвили, и его показали в прайм-тайм по белорусскому телевидению. А Саакашвили ведь для Путина, что красная тряпка для быка, так что мне нет необходимости это интервью цитировать, всё и так понятно. На него гневно откликнулся Грызлов, а Жириновский по этому поводу предсказал, что на президентских выборах, которые намечены на начало 2011 года, Лукашенко потерпит поражение и будет вынужден покинуть политическую сцену.

Предсказания Жири-новского (или через него доносимые до публики) часто сбываются. Но как Россия может вмешаться в белорусские выборы? Здесь возможны разные варианты (кроме криминальных): поддержка Россией белорусской оппозиции; антилукашенковская пропаганда; недопущение манипуляций с бюллетенями в ходе подсчета голосов; давление на электорат.

Пока рейтинг Лукашенко в Беларуси высок, поддержка Россией оппозиционного кандидата – хоть агитацией, хоть и деньгами – представляется малоэффективной. Для обрушения рейтинга Лукашенко, боюсь, мало осталось времени. А он теперь утвердился как единственный защитник суверенитета и независимости Беларуси. Недавно в интервью CNN Лукашенко выразил робкую надежду на то, что «рано или поздно россияне привыкнут к тому, что Беларусь – суверенное и независимое государство». Своим объясняет подробнее: «Если мы хотим быть независимыми, то ни я, ни вы, граждане Беларуси, не должны наклоняться и вставать на колени. Если склонимся и встанем на колени – не поднимемся. Всю жизнь нас будут понукать, как это раньше было. Поэтому я не могу себе позволить встать перед ними на колени и лбом стучаться в кремлевскую стену». Если оппозиция напомнит, что в 1996 он заверял, что «на коленях готов ползти в Россию», то он скажет, что тогда были другие времена и Россия была другой. Действительно, тогда ему померещилась перспектива побороть Ельцина и стать президентом России, другие были времена, для него неповторимые.

Надежды на честные выборы в Беларуси под надзором России трудно себе представить до тех пор, пока они не станут честными в самой России. И вот из перечисленных выше вариантов остался у нас один: давление на электорат. Тут кроме пропагандистского возможно давление экономическое. Людям могут дать почувствовать, что без России (или вне России) им хана. Это может быть достигнуто подрывом благосостояния и жизненного комфорта, когда отключат газ, перекроют нефть и т. д. Я думаю, что не случайно именно теперь, спустя почти четверть века после Чернобыльской катастрофы, Россель-хознадзор вдруг опомнился и затеял мониторинг белорусской продукции (молочных продуктов, мяса, а также мебели) на наличие в них источников радиации. Верно пишет А. Суздальцев (politoboz.com): «последствия радиационного мониторинга могут быть более разрушительными, чем отключение республики от газа. Только один намек на возможность выявления радионуклидов в белорусских продуктах может навсегда закрыть для продукции белорусского сельского хозяйства не только российский рынок, но и все мировые рынки».

Тревога «батьки»

Но ведь не обязательно России ждать до белорусских выборов. Неугодного президента Беларуси российские спецслужбы могут скинуть и без выборов, например, по киргизскому варианту. Он, вероятно, такую опасность ощущает, но неизвестно, сможет ли ей противостоять. Как мне представляется, у российских силовиков в Беларуси есть «пятая колонна» и разветвленная агентура во всех слоях общества. Хотя Лукашенко, последовательно сменяя ненадежных на преданных, успел хорошо укрепиться в своей вотчине, есть недовольные им в бизнес-элите, среди чиновников, в армии и даже в его спецслужбах. Вряд ли его команда останется ему верна, если почувствует выгоду от его устранения. Впрочем, пока нет явных признаков приближения к такому ходу событий, поэтому оставляю эту тему без дальнейшего развития.

Состоянием беспокойства, тревоги, а то и отчаяния, можно объяснить рассылку Александром Лукашенко доверительных писем аж восьмидесяти представителям российской элиты с объяснением ситуации и своей позиции, которая, по его мнению, может найти у адресатов поддержку. Президент России Дмитрий Медведев пренебрежительно назвал эти письма «спамом», т. е. никому не нужным почтовым мусором, на что Александр Григорьевич возразил: «Я имею право как председатель Высшего Госсовета Союзного государства, о котором так мечтали россияне и белорусы, говорить то, что я считаю нужным… Придет время, мы русскому человеку расскажем, что происходит, если он не будет чего-то понимать. Хотя я еще раз говорю: русские люди все понимают, они ни в чем не виноваты, и последним куском хлеба мы с русским человеком, с россиянином поделимся»…

Кстати, одно письмо Александр Григорьевич адресовал ближайшему коллеге по аппарату Союзного государства – Павлу Павловичу Бородину. Когда на «Эхе Москвы» ведущий спросил, что это было за письмо, Бородин уклонился от прямого ответа, но высказался так: «Дело в том, что такие конфликты, как газовые, молочные, финансовые, лесные и так далее – это не вопросы государственных отношений, это вопросы межкорпоративных и коллегиальных отношений. Я об этом говорю уже 10 лет. Понимаете? И я считаю, что нет необходимости это поднимать на уровень президентов, премьеров». Показательная позиция Госсекретаря, от которого не узнаешь, кому он подчиняется: Лукашенко или Путину?

С Бородиным нельзя по-серьезному, только с юмором. Поскольку он уже 10 лет живет в Минске и хорошо там прижился, я бы не удивился, если бы его выдвинули кандидатом в президенты Беларуси. Пока же этот веселый человек интересен в качестве Госсекретаря Союзного государства, которое он без устали пропагандирует. Цитирую: «И узбеки, и таджики, и татары, и азербайджанцы, и украинцы хватают меня за руку: когда вы нас возьмете в состав Союзного государства? Я им сказал: в самое ближайшее время… А к 2021 году, уверяю вас… вся Европа войдёт в состав Союзного государства… Что у них там есть, кроме пива и сосисок? Ничего нет. А у нас всё есть: огромная территория, национальные проекты, рабочие места и востребованность… Давайте вникнем в реальные законы макроэкономики. Это не я придумал, это придумали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Вы знаете, они были не муж и жена, это четыре разных человека»…

Улыбнулись, читатель? Теперь всерьез. Беларусь – моя родина, и я озабочен ситуацией, которая там сложилась. Надеюсь на лучший сценарий ее развития. Без «батьки» и без «старшего брата». Но ведь «батька» как раз и есть ставленник «старшего брата». Беларусь была моделью, на которой отрабатывались механизмы авторитарной власти. К сожалению, в России масса приверженцев именно этой модели. Среди них оказался историк Рой Медведев, написавший книгу под названием «Александр Лукашенко: феномен белорусской модели», в которой, по его словам, и модель эта, и ее феномен представлены одобрительно, очень позитивно. К удивлению историка, ни одно из крупных издательств, куда он пытался пристроить свою книгу, ее не взяло. Зато поддержку он нашел у мэра Москвы Юрия Лужкова, повелением которого книга будет издана и выйдет в свет в сентябре. Лужков уже заказал две тысячи экземпляров для столичных библиотек, так что Александр Григорьевич, авось, еще воспрянет духом.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора