НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ «ШЛАХ»

«Говорил Б-г Моше и сказал: пошли себе людей, чтобы разведали страну Кнаан, которую даю я сынам Израиля, по одному человеку от каждого отцовского колена пошлите, и каждый из них князь» (Бемидбар, 13:1,2).

Раши цитирует мидраш Танхума, который объясняет, почему Тора рассказывает о разведчиках, посланных в страну Кнаан, сразу после истории о том, как Мирьям сказала лашон hapa. Несмотря на то, что Мирьям была публично наказана за свое высказывание против брата, эти грешники не извлекли должного урока.

Возникает вопрос, как же они могли научиться на примере Мирьям, ведь она говорила лашон hара против человека, а они — против страны? Рабби Исраэль Ордман из иешивы Тельшяй в Литве предлагает следующее объяснение. Человек должен во всем научиться видеть хорошее. Тот, кто во всем видит плохое (в еде, в работе и т. д.), неизбежно будет видеть плохое и в людях, а тот, кто во всем видит хорошее, тот и в ближних будет видеть хорошее. Вот этот урок и должны были извлечь разведчики — находить хорошее, а не выискивать плохое.

Как заметил один праведник: «Нам даны два глаза: один, очень острый, для интроспекции, чтобы смотреть в себя и замечать малейшие свои недостатки, а второй — слабый глаз, чтобы смотреть им на других. К сожалению, очень часто мы путаем, каким глазом на что смотреть».

В конце Второй мировой войны Шимон Визенталь (знаменитый своими розысками нацистских преступников, совершивших страшные преступления против человечества) находился в концлагере. В это время в лагерь привезли нового заключенного, которому удалось пронести тайком Сидур (еврейский молитвенник), и Визенталь изумился его мужеству. Если бы дело открылось, его могли бы за это убить. Но его отношение к смелому заключенному изменилось, когда он увидел, что тот дает другим четверть часа пользоваться своим Сидуром в обмен на четверть их скудного дневного рациона. Заключенные были очень истощены, но охотно согласились на этот обмен. Владелец Сидура умер раньше других заключенных, потому что его пищеварительная система не выдержала количества поглощаемой еды.

После войны рав Элиэзер Сильвер посетил лагеря перемещенных лиц от имени Ваада hацала. Он организовал молитвы и обратился к выжившим со словами ободрения. Заметив, что Визенталь не пошел в синагогу, рав Сильвер решил его навестить. Вот как об этом рассказал Визенталь:

«В этот вечер рав Сильвер пришел навестить меня. Это был человек маленького роста, одетый в армейскую форму без знаков различия. У него была маленькая белая борода, а глаза светились добротой. Ему, должно быть, было лет 75, но ум его был остр, а голос юн.

Он положил мне руку на плечо: «Итак, говорят, ты сердит на Б-га», — сказал он на идиш и улыбнулся мне.

«Не на Б-га, — ответил я, — а на одного из Его слуг». И рассказал ему о том, что случилось.

Он продолжал улыбаться. «И это все, что ты хочешь мне рассказать?» «Но, рабби, разве этого недостаточно?» — спросил я. «Ду думмер (ты глупый), — сказал он. — Ты смотришь только на человека, который взял что-то. Почему ты вместо этого не смотришь на людей, которые что-то дали?» Он тронул меня своей протянутой рукой и вышел.

На следующий день я пошел в синагогу. С тех пор я всегда старался помнить, что у каждой проблемы есть две стороны» («Убийцы среди нас», с. 249-50).

Рав Сильвер не акцентировал свое внимание на том, что взяли. Он обратил внимание на духовную высоту голодающих людей, которые отдавали свою еду ради возможности почувствовать себя ближе к Всемогущему.

«И умерли те люди, которые говорили плохо о земле, от мора по воле Б-га» (Бемидбар, 14:37).

Талмуд говорит, что мы учимся, насколько серьезным преступлением является лашон hapa, читая о том, как были наказаны разведчики за то, что сказали плохо о земле, и в результате народ не пошел в свою страну, а был вынужден еще сорок лет скитаться в пустыне. Если те, кто плохо говорили о камнях и песке, получили столь суровое наказание, насколько же тяжелее наказание тем, кто плохо говорит о своем ближнем! (Арахин).

Из книги Зелига Плискина «Люби ближнего»

Перевод с английского Гедальи Спинаделя

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Рав Зелиг Плискин

Израиль
Все публикации этого автора