Законы войны

Современная цивилизация, которую принято называть сегодня иудео-христианской, имеющая в основе своей религиозную этику иудаизма и легальную систему Древнего Рима, мучительно ищет путь к пониманию законов войны.

Хоть войны существуют столько времени, сколько существует мир, нелегко осознать, что главная библейская заповедь, регулирующая отношения между людьми, «Не убивай», на время войны превращается в свою противоположность.

Часть 1

Принимая неизбежность зла войны, цивилизация, к которой мы принадлежим, с веками вырабатывает законы и этические правила, по которым ведутся войны. Законы эти выполнялись, например, в европейских войнах ХIХ века и в Первую мировую войну. Законами войны «защищались» мирные жители территорий, охваченных боями. Мародёрство — грабёж мирного населения военными — карался в армиях цивилизованных стран смертной казнью. В свою очередь штатская одежда служила для гражданских лиц не только защитой, но и обязанностью не участвовать во враждебных акциях. Женевская конвенция 1864 года и её модернизации, последняя из них 1951 года, формализовали защиту мирного населения и военнопленных во время войн.

Новые этические проблемы при ведении войн возникли с появлением новых технологий оружия массового поражения ко времени Первой мировой.

Хоть отравляющие газы в ту войну применялись только на поле боя, а не против мирного населения, ужас общества перед возможностью массового убийства людей привёл к международной конвенции о запрещении использования газов.

Полной нарушений законов войны стала Гражданская война в России, как обычно бывают гражданские войны, более ожесточённая, чем войны между странами. Новинкой той войны стал геноцид еврейского населения прифронтовых территорий, осуществлявшийся всеми воевавшими сторонами. Только деникинцами были убиты более 100000 евреев. И лишь в Красной Армии, «замешанной» в погромах, применялись санкции к погромщикам. Как сообщает британский историк Пол Джонсон, командовавший Красной Армией Лев Троцкий прекратил еврейские погромы в своей армии, расстреляв за участие в них несколько сотен бойцов. В то же время Красная Армия практиковала расстрелы заложников. Уже после окончания Гражданской войны в Крыму были расстреляны десятки тысяч белых офицеров, сдавшихся в плен. Другие воюющие стороны также грубо нарушали правила войны.

Повсеместно нарушались законы военного времени во Вторую мировую войну. И если некоторые виновники в самом массовом преступлении в истории, в Холокосте, были казнены, другие заключены в тюрьмы или преследуются до настоящего времени, преступления советской стороны, например расстрел в 1940 году в Катынском лесу 21857 поляков, массовые грабежи и изнасилования в Германии, остались безнаказанными. Уничтожение мирного населения во Вторую мировую перестало считаться военным преступлением и стало нормой ведения войны. Бомбёжки немцами Лондона, позже разрушение американцами Дрездена, а также Хиросимы и Нагасаки — самые известные акции. Всё же защита военнопленных, по крайней мере противниками Германии, соблюдалась.

В то же время неизменным осталось: диверсанты, партизаны, бойцы не в форме воюющей армии — «unlawful combatants» — защите как военнопленные не подлежат. Так в Америке были казнены в 1942 году шесть проникших в страну немецких диверсантов, несмотря на то, что они не успели ничего совершить и охотно выдали всю информацию, которой владели. Член Верховного суда Джексон постановил, что во власти президента установить военный трибунал для суда над «unlawful combatants», приговорившего тех к смерти. В России в то же время немцы казнили бессчётное количество партизан. И, конечно, все воюющие стороны удерживали военнопленных до конца войны.

Отличные от выработанных веками законы войны приняло на себя руководство Израиля. По законам прошлых войн, все члены террористических организаций ФАТХ и ХАМАС должны подлежать военному трибуналу, так как воюют в основном не с армией, а совершают теракты против мирного населения. Военными преступниками являются и организаторы терактов. Арафат заслуживал петлю не меньше, чем повешенные в 1946 году в Нюрнберге. А уж арестованные террористы, по законам войны, не должны освобождаться, пока армия террористов не объявит об окончании войны против евреев. Похоже, известная формула Голды Меир об арабской матери, которая ненавидит евреев больше, чем любит своих детей, может быть перефразирована относительно руководителей некоторых боевых операций Израиля так: «Они любят арабов больше, чем своих детей». Во время контртеррористической операции в Дженине в 2002 году, чтобы предотвратить неизбежные жертвы среди арабов, среди которых скрывались арафатовские террористы, евреи пожертвовали двадцатью тремя своими солдатами.

Бывший начальник штаба израильской армии Моше Яалон в статье, опубликованной в Washington Post 3 августа 2006 года, рассказал, как в разгар террористической войны между ХАМАСом и евреями в одном из зданий в Газе собрались все лидеры ХАМАСа. Израильская разведка узнала об этом. Была возможность уничтожить одним ударом всех террористов и спасти тем самым бессчётное количество граждан Израиля. Но при этом могли пострадать соседи организаторов террора. Была применена маломощная бомба, разрушившая только верхний этаж здания, напугав организаторов терактов, находившихся на нижнем этаже.

Новое понятие для законов войны, изобретённое недавно специально для Израиля и противоречащее целям войны — «непропорциональное применение силы». Например, председатель Европарламента Поттеринг во время последней войны в Газе обвинил Израиль в «непропорциональном применении силы». Так как две последние войны — и против Ливана в 2008 году, и против ХАМАСа, не были выиграны Израилем, логично было бы говорить скорее о непропорционально малом применении Израилем силы.

Меняется представление об этических законах войны в последние десятилетия и у американцев.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора