Гондурас, гондурас

Визит президента Обамы в Москву оттеснил на задний план политических новостей все другие события, вроде бы не такие важные. Я же не ждал от этого визита ничего экстраординарного, поэтому в данный момент меня больше интересует Гондурас. И вот зашел я на официальный сайт Государственного департамента США, впечатал в поисковое окошко запрос про Гондурас и получил в ответ четыре результата поиска: про какую-то торговую инициативу, которую поддержал Гондурас, про борьбу с оборотом оружия — и там в перечне стран он значился, еще что-то по части миротворчества и нераспространения, а также об иностранных студентах, ставящих перед собой глобальные задачи. Вся эта абсолютно ненужная мне информация, характеризующая деятельность Госдепа относительно его интересов в Гондурасе, датирована прошлым годом, так неужели в текущем году Госдеп о происходящих там событиях на своем сайте ни разу не высказался? Увы, ни разу. Молчит Госдеп. Будто Гондурас его вовсе не интересует.

Как ни странно, в России Гондурас более популярен, чем в США. Там, например, можно услышать, что лучше калымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме. И даже песня есть про Гондурас — текст Аркадия Арканова, музыка Игоря Крутого. Шуточная была песня, иронично-пародийная, про любовь, а припев нарочито политизированный:

«Гондурас, Гондурас,

Мы с тобой в тревожный час!

Гондурас, Гондурас,

Где же твой рабочий класс?»
и т. д.

Чего это дался Арканову когда-то этот далекий, за тридевять земель, Гондурас? Если бы теперь — так другое дело! Теперь он, по крайней мере, на слуху.

Бурлит Латинская Америка, развивается, и, как в Европе XIX века, призрак бродит по ее закоулкам, призрак коммунизма, а вернее, не призрак, а вирус, разносимый по странам континента вражескими лазутчиками, и не коммунизма, а тоталитаризма, в который эта утопическая идея выродилась. Сперва на Кубе Фиделя Кастро, теперь в Венесуэле Уго Чавеса… Для США это непростительный внешнеполитический просчет, более того — серьезная и возрастающая опасность, но отношение к ней до странности индифферентно, вроде бы это чьи-то чисто внутренние дела и нас они не касаются. Так что же — далее везде? И что будет, то будет? Но на дворе не XIX век. И не XX, преподнесший человечеству впечатляющие уроки. Вот Гондурас, похоже, эти уроки усвоил и попытке узурпации власти воспротивился. Его бы поддержать! Увы, «прогрессивная» пресса руководствуется другой идеологией и преследует иные цели, поэтому трубит о путче, государственном перевороте и военной хунте — совсем как советская печать в 70-х годах прошлого века по поводу событий в Чили.

Между прочим, скажу, что как тогда, в 1973-м, так и теперь моя позиция вполне определенна: генерал Пиночет спас Чили и весь континент от коммунистической заразы. Ему надо памятники ставить. Но мир несправедлив, и вместо благодарности этому достойному человеку достались злобные нападки. Зато никчемного Сальвадора Альенде, под прикрытием которого к власти пробирались коммунисты, «прогрессивная» пресса восхваляла. И европейская, и американская, не только советская. Потом, если помните, «обменяли хулигана на Луиса Корвалана…» — ходил такой стишок с концовкой про Брежнева. А еще рассказывали тогда анекдот. Про советского рабочего. Я, говорит, не знаю, кто такие Чили и Хунта, но если они не выпустят Луиса из Корвалана, я завтра на работу не пойду… Однако к делу.

Президент Гондураса Мануэль Селайя, избранный в январе 2006 года от правоцентристской Либеральной партии, ушел от предвыборных обещаний и резко взял левый курс, чем вызвал недовольство однопартийцев, зато получил поддержку Уго Чавеса. Воодушевившись его примером, а то и по его подсказке, Селайя вознамерился продлить свои президентские полномочия, что прямо запрещено действующей в стране с 1982 года конституцией. Чтобы обойти конституционный запрет, он назначил на 29 июня референдум, а обеспечить его проведение поручил военным. Но поскольку Верховный суд страны, а также Избирательный трибунал (аналог Центризбиркома) признали организацию референдума незаконной, военные отказались выполнять антиконституционный приказ своего главнокомандующего.

Дальше события развивались в ускоренном темпе. 25 июня президент уволил начальника генштаба армии и министра обороны. Верховный суд тут же единогласно восстановил уволенного начальника генштаба на своем посту. Президент отказался признать это решение Верховного суда, заявив, что судебная власть вышла за рамки конституционных полномочий.

Генеральный прокурор Гондураса обратился к парламенту (законодательной ветви власти) с требованием отстранить Селайю от должности. Накануне дня, на который президент назначил референдум, он был арестован группой военных, посажен в самолет и высажен неподалеку в Коста-Рике, где получил полную свободу и вскоре на присланном за ним самолете Чавеса перелетел в Никарагуа. Поначалу, получив поддержку Организации американских государств (ОАГ), Селайя намеревался вернуться в Гондурас, однако это оказалось невыполнимым.

Парламент Гондураса отстранил Селайю от исполнения обязанностей главы государства и временно назначил на его место своего спикера Роберто Мичелетти. Он, кстати, член руководства Либеральной партии, от которой в президенты прошел Селайя. Выборы нового президента Гондураса парламент назначил на 29 ноября. Что касается военных, депортировавших Селайю, то Верховный суд Гондураса постановил, что они действовали в рамках закона с целью «восстановления конституционного порядка». Кардинал Оскар Родригез, глава католической церкви в Гондурасе, обвинил бывшего президента в нарушении клятвы и призвал его не возвращаться в страну во избежание беспорядков. Он пообещал поддержку церкви действующему временному правительству. А оно объявило, что смещение Селайи с поста президента необратимо, и предупредило, что при возвращении в страну он будет арестован и предан суду, причем не только за нарушение конституции, но и за причастность к наркоторговле.

Хотя левые СМИ твердят о беспорядках в столице Гондураса, при конкретном рассмотрении они незначительны и вполне блокируются немногочисленной полицией. Армии на улицах практически нет. Акции сторонников свергнутого президента блекнут в сравнении с манифестациями в поддержку нового правительства. Так что страна, очевидно, в состоянии спокойно решить свои проблемы без вмешательства извне. Но обойдется ли без вмешательства?

ОАГ потребовала восстановления Селайи в должности президента и установила для этого предельный срок — 72 часа. В ответ на этот ультиматум правительство Гондураса объявило о выходе из ОАГ. Подключился, естественно, и генсек ООН Пан Ги Мун: Селайя, он сказал, «должен вернуться к исполнению президентских обязанностей». И Генассамблея ООН, им внепланово собранная, за это проголосовала. Всемирный банк объявил о том, что больше не будет выдавать Гондурасу кредиты. Страны Евросоюза, имеющие в Гондурасе свои посольства, поспешили отозвать своих послов. Евросоюз призвал Гондурас к «незамедлительному возвращению к конституционному порядку». Так ведь именно к конституционному порядку страна теперь и возвратилась!

Удивительно: все, кому не лень, вмешиваются во внутренние дела небольшой и никому не угрожающей суверенной Республики Гондурас, а там, где надо власть употребить, — в отношении ядерной угрозы со стороны северокорейского диктатора или бесноватого иранского фюрера, угрожающего стереть с карты мира государство, являющееся членом ООН, — там у лидеров мира и у мировой общественности мы наблюдаем бездействие и паралич воли.

На фоне этого бездействия Уго Чавес не побоялся пригрозить Гондурасу военным вторжением. Он, конечно, готов помочь Селайе возвратиться и воцариться, пополнив круг промарксистских (условно говоря) режимов в регионе. О безусловной поддержке Селайи заявили и другие его коллеги-леваки: никарагуанский президент Даниэль Ортега, боливийский Эво Моралес, эквадорский Рафаэль Корреа и, конечно же, душа этой компании Фидель Кастро. Кстати, их агентура, действовавшая под прикрытием посольств Венесуэлы, Кубы и Никарагуа, обвиняется в подрывной деятельности.

Уго Чавес, не долго думая, приписал свержение Селайи деятельности ЦРУ и вообще «империи янки», на что представитель Белого дома заявил о непричастности США к тому, что происходит в Гондурасе. Я думаю, что заявление Белого дома правдиво, хотя непричастность в данном случае считаю ошибкой. Эта непричастность граничит с попустительством, равно как и последующие уклончивые заявления, свидетельствующие о перманентной сдаче великой державой своих позиций на американском континенте.

В этой связи прокомментирую разнесенную информационными агентствами новость: «Президент США Барак Обама осудил военный переворот в Гондурасе и призвал к восстановлению конституционного порядка. После встречи в Белом доме с президентом Колумбии Обама заявил, что Вашингтон совместно с Организацией американских государств будет добиваться того, чтобы свергнутый президент Гондураса Мануэль Селайя вернулся в свое кресло».

Во-первых, в Гондурасе не было переворота, тем более — военного, а было предотвращение антиконституционного переворота, и предотвращен он был легитимными государственными органами власти, причем вполне законными средствами. В интересах США, полагаю, была бы именно такая констатация происходящего. Во-вторых, как может Вашингтон добиваться возвращения свергнутого президента? Силой? Бойкотом? Роспуском парламента, 128 законодателей которого были избраны народом республики на выборах, всеми признанных демократическими? Да подумать только, с кем в унисон запел Вашингтон — с Кастро, Чавесом, Моралесом… Подходящая ли это компания для оплота демократии в мире?

Информация о происходящем в Гондурасе в настоящее время скудна, и трудно предсказать, чем там всё завершится. Пока не слышал, чтобы хоть кто-то из лидеров стран мира выступил в поддержку нового правительства Гондураса, но это ничего не значит, время покажет, кто там прав. Моя оценка гондурасских событий, основанная на доступной информации, конечно, субъективна. В частности потому, что я рассматриваю происходящее там, исходя из интересов США, как я их понимаю. А они таковы, что с интересами Уго Чавеса решительно расходятся. Поэтому его подрывной активности в странах региона нельзя давать волю. Позиция постороннего наблюдателя ничего хорошего нам не сулит. Сегодня он на Гондурас позарился, завтра еще куда-то полезет. Кстати, в припеве упомянутой выше песенки была еще и такая концовка: «Гондурас, Парагвай, Кого хочешь — выбирай». Если так запоют в Вашингтоне, нам несдобровать.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора