ПОЧЕМУ ОН ЭТО СКАЗАЛ, или не слова определяют политику, а дела

С момента выступления израильского премьер-министра в Бар-Иланском Университете прошло чуть больше недели, и его слова были проанализированы вдоль и поперек целым морем комментаторов и простых смертных. О произнесенное им словосочетание «демилитаризованное палестинское государство» было сломано столько копий, что, казалось бы, мало что можно добавить. И, тем не менее, попробуем взглянуть на его речь чуть иначе, чем большинство обозревателей. Вместо того, чтобы доказывать плохо это или хорошо для Израиля, зададимся вопросом: «Почему он это сказал?»

Но прежде всего возразим тем, кто заявляют, что в своем выступлении Нетаниягу «одобрил создание палестинского государства». Давайте внимательно перечитаем сказанное им: «Если мы получим эти гарантии по демилитаризации и потребностям безопасности Израиля, и если палестинцы признают Израиль как государство еврейского народа, тогда мы будем готовы в будущем мирном соглашении, согласиться на создание демилитаризованного палестинского государства рядом с еврейским государством». Ни о каком одобрении, конечно же, речь здесь не идет. Скорее перед нами построение нескольких рядов частокола, через которые трудно пробраться, не сломав ноги. Да и само словосочетание «будем готовы в будущем согласиться», вовсе не означает, что это «соглашение» когда-либо произойдет. «Быть готовым» и «согласиться» — это две большие разницы (как все еще говорят в Одессе).

Однако давайте посмотрим на утверждения тех, кто настаивает на том, что Нетаниягу действительно согласился на создание «демилитаризованного палестинского государства». И тогда, как утверждают и справедливо объясняют многие, слово «демилитаризованное» очень быстро исчезнет из людской памяти, и все, что останется от выступления израильского премьера, будет словосочетанием «палестинское государство». Более того, те, кто готовы признать за Нетаниягу благие намерения, направленные на пользу Израилю, пытаются объяснить ему, непонятливому, что «демилитаризованное» государство — это химера, и что оно в скором времени превратится из демилитаризованного в очень даже милитаризованное.

Хотя и те, и другие, без сомнения, правы, единственным пробелом в их аргументации является тот простой факт, что Нетаниягу знает это гораздо лучше их. Ведь именно Нетаниягу разъяснил на заседании Центрального комитета «Ликуда» 12 мая 2002 года недопустимость создания демилитаризованного палестинского государства, сказав:

«Необходимо понимать, что суверенность имеет свою независимую силу. Даже если достигнуто соглашение, которое существенно лимитирует или урезает такие полномочия, в течение короткого промежутка времени палестинское государство потребует эти права и также воспользуется ими. И не имеет никакого значения, согласимся мы с этим или нет. Мировое сообщество не остановит палестинское государство от того, чтобы оно воспользовалось всеми имеющимися в его распоряжении полномочиями для уничтожения Государства Израиль. Но оно помешает нам, если мы захотим отказать им в этих полномочиях. …Сказать «да» палестинскому государству, значит сказать «нет» еврейскому государству, а «да» еврейскому государству, означает «нет» палестинскому государству».

За семь лет, прошедших с 2002 года, ни палестинские арабы не стали более уступчивыми, ни мировое сообщество не воспылало любовью к еврейскому государству. Наоборот, ситуация стала в неизмеримое число раз хуже, и значит, объяснение Нетаниягу, касающееся «демилитаризованного палестинского государства», лишь более убедительно. Тогда почему же он произнес эти слова? Причем, в контексте абсолютно сионистской речи. Раскладывая все четко по полочкам, однозначно объясняя, что достижение мирa между Израилем и палестинскими арабами на протяжении 60 лет саботируется именно арабами, демонстрируя нерушимую 3500-летнюю связь евреев с Эрец Исраэль и подчеркивая, что пришельцами являются арабы («внутри нашей родины живет большая палестинская община»).

Более того, в своей речи Нетаниягу не только абсолютно не упоминает «Дорожную карту», которая так усердно выпячивалась и Америкой, и арабами последние пару месяцев — с их требованиями к Израилю следовать в ее фарватере, но очень жестко и однозначно убирает из категории вопросов, подлежавших обсуждению в финальной фазе переговоров с арабами два наиболее принципиальных — Иерусалим и «беженцев». Он заявляет, что «должно быть ясное понимание того, что проблему палестинских беженцев необходимо решать вне границ Израиля», что «Иерусалим должен остаться единой столицей Израиля» и что только «территориальный вопрос будет обсуждаться в рамках заключительного мирного соглашения».

Оглушительный вой и истошный крик сокату, чтобы появиться перед телезрителями и заявить, что даже через 1000 лет не найдется ни одного палестинского араба, который согласился бы с условиями Нетаниягу) после выступления израильского премьера. Нетаниягу, без всякого сомнения, знал, что произнесенная им речь должна была стать не просто красной тряпкой, а ярчайшим красным полотнищем для разъяренных арабских быков.

Еще бы, эти димми-евреи смеют с открытой наглостью, делать абсолютно неприемлемые для арабов заявления о еврейской сущности Израиля, о связи евреев с Эрец Исраэль, о еврейской принадлежности Иерусалима, о снятии с себя всякой «ответственности» за «палестинских беженцев», и в качестве «клубнички» на поверхности торта, бросают арабам кость в виде «демилитаризованного государства». Выходит, что все народы в мире, даже «презренные евреи», имеют право жить в суверенном государстве, и только «палестинскому народу» такое право не дано? Выходит, что «палестинский народ» — это второсортный народ?

Ну что может быть большим оскорблением для столь чувствительных к вопросам чести и достоинства арабов? Так для чего же Нетаниягу еще больше «накручивает» их, и без того озлобленных?

Многие утверждают, что Нетаниягу сделал свой жест «под давлением Обамы», что он, мол, «сломался». Подобное утверждение представляется сомнительным хотя бы потому, что израильский премьер выбрал для своего «ломания», не «замораживание поселений», как того требуют арабы и примкнувшая к ним обамовская администрация, а вопрос о «палестинской государственности», если этот предложенный им вариант кастрированной суверенности можно таковым назвать.

В ответ на каирское обамовское «Нет никаким поселениям!» Нетаниягу на весь мир сказал «нет!» американскому президенту. И еще очень уважительно высказался о «поселенцах», отметив: «… Необходимо создать возможность жителям (поселений) жить нормальной жизнью, позволить матерям и отцам растить своих детей, как это делают семьи в других местах (Израиле). Поселенцы — это не враги народа и не противники мира. Скорее, они — неотъемлемая часть нашего народа, обладающая твердыми нравственными устоями, культивирующая дух первопроходцев и исповедующая идеалы сионизма».

Самое поразительное в комментариях к речи израильского премьер-министра состоит в том, что практически все до единого комментаторы, упустили из виду, что Нетаниягу обращался в своей речи не только к Америке, мировому сообществу и арабам, но и к израильтянам тоже. И что будучи премьер-министром, он в первую очередь должен заботиться о единстве своего собственного народа, которое-то и пострадало больше всего в результате ословского договора. И поэтому он совершенно не случайно сказал:

«Эти два факта — наша связь с Эрец Исраэль, и палестинское население, живущее в ее пределах — способствовали глубокому расколу в израильском обществе. Но правда заключается в том, что нас намного больше объединяет, чем разделяет. Я пришел сегодня вечером сюда, чтобы выразить это единство». А затем подчеркнул еще раз в конце выступления: «Наше единство является жизненно необходимым».

Может быть, именно в этом и зарыта собака? Ведь это сущая правда, что подавляющее число израильтян хотят мира. Подавляющее число израильтян хотят каким-то образом разрешить арабо-израильское противостояние. Подавляющее число израильтян не хотят управлять палестинскими арабами и согласны на их Автономию. Подавляющее число израильтян категорически против возвращения «палестинских беженцев». Подавляющее число израильтян хотят видеть Иерусалим своей единой и неделимой столицей.

И одно из главных преступлений Осло состояло в том, что на фоне этой общности огромная масса израильтян напрочь забыла о том, о чем Нетаниягу напомнил в своей речи, а именно, что Израиль — это сионистское государство тоже. Что Эрец Исраэль это не просто красивое выражение, а слова, которые, каждый раз будучи произнесенными, должны вызывать восторг в еврейской душе. Многие израильтяне забыли, что они все до единого поселенцы, что Эрец Исраэль возродилась через поселенческое движение, и сами нынешние «поселенцы» — «неотъемлемая часть нашего народа, обладающая твердыми нравственными устоями, культивирующая дух первопроходцев и исповедующая идеалы сионизма».

Одна из самых честных израильских журналисток Каролина Глик, выражая недовольство, произнесенными Нетаниягу словами о «палестинском государстве», тем не менее, написала 15 июня в The Jerusalem Post: «Надо отдать должное Нетаниягу, в свете идеологической приверженности Обамы парадигме двух государств, которая обвиняет Израиль в отсутствии мира, очень даже не ясно был ли у него выбор, кроме того, чтобы последовать за (американским) президентом и просто играть на затягивании времени».

А может быть, все совсем иначе? Может быть, американский президент тут лишь побоку, ибо Нетаниягу прекрасно понимает, что в Белом доме находится совсем не друг Израиля? И даже если фраза о двух государствах и была кажущейся уступкой Обаме, может быть, у Нетаниягу не было другого выбора, кроме как использовать это словосочетание в контексте всей своей речи, чтобы усилить единство израильтян, которое ох как понадобится для решения всех стоящих перед Израилем проблем.

Если это словосочетание необходимо в качестве фигового листка для Эхуда Барака, для укрепления правящей коалиции, может, оно того стоит? Задумайтесь о том, что поддержка Нетаниягу народом после его речи подскочила на целых 16 пунктов, составив 44 % — самое высокое число с момента его вступления в должность, и это при том, что до мозга костей левая израильская пресса, ненавидящая Нетаниягу, ничуть не изменилась.

Более того, как написала 16 июня «Гаарец»:

«Опрос показал, что 90 % тех, кто голосовали за «Ликуд», совершенно невообразимое число, согласны с тем, что Нетаниягу сказал в своей речи. Может быть, они понимают, что палестинское государство не возникнет в результате этого, и поэтому не беспокоятся. Кроме того, 73 % голосовавших за «Ликуд» считают, что Нетаниягу сказал правильные вещи».

И действительно, как можно не считать правильной его на 99.99 % сионистскую речь? Может быть, израильские евреи действительно понимают намного больше комментаторов и аналитиков? Не столько слова определяют политику, сколько дела. Ибо слова можно всегда интерпретировать по-разному, а дела говорят сами за себя. В этом плане самым обнадеживающим моментом для правого национального лагеря должно стать размораживание средств для строительства в «существующих поселениях». И если сообщение армейского радио 21 июня о том, что правительство Нетаниягу намерено выделить на развитие существующих поселений в Иудее и Самарии 250 миллионов долларов, соответствует действительности, то, может, кое-кому из ярых оппонентов Нетаниягу в национальном лагере стоит сменить гнев на милость? Может, Биньямин Нетаниягу действительно не самый большой враг еврейского государства? стороны арабского мира последовал буквально через 5 минут (именно столько времени потребовалось Саибу Эри

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Шустеф

Все публикации этого автора

1 комментарий к “ПОЧЕМУ ОН ЭТО СКАЗАЛ, или не слова определяют политику, а дела

Обсуждение закрыто.