ВЫБЕРИ ЖИЗНЬ!

Жестокая расправа, учиненная террористами над американским евреем Ником Бергом, потрясла всех нас. В жутких кадрах казни террористы заявили, что убивают Ника Берга в отместку за издевательства американских тюремщиков над иракскими пленными.

То, что эти люди движимы местью, у нас не вызывает сомнений. Однако не логичнее было бы казнить солдата в американской форме? Ведь в руках террористов все еще находятся несколько заложников, в том числе и американский солдат. Почему же для показательной казни был выбран человек по фамилии Берг?

Многие сравнивают убийство Берга с убийством Даниэла Перла в 2002 году. Его казнь так же засняли на видео. Последними словами Перла были: «Я – еврей». Последние слова Берга прозвучали в сводках последних известий: «Меня зовут Ник, мои родители – Майк и Сюзан, у меня есть брат и сестра — Дэвид и Сара!»

Когда моя жена, которую тоже зовут Сарой, услышала эти слова по радио, то воскликнула: «Он — еврей!»

Несколько дней спустя глава Туро колледжа Стэнли Бойлин с волнением рассказал мне о статье в «Джерусалем Пост». Эта израильская газета сообщила, что Ник Берг начал соблюдать законы Торы. Он не скрывал своего еврейства даже в иракской тюрьме, в которую попал по недоразумению, и носил там талит. «Ник Берг умер, освятив имя Всевышнего», — заключил он.

Еврей, которого убивают из-за того, что он еврей, считается кадош – святым. Он умирает, освящая имя Всевышнего. Так говорят о людях, которые были растерзаны во времена крестовых походов и погромов или сожжены испанской инквизицией. Так же говорят и о святых, погибших от рук фашистов в концлагерях, или о солдатах Армии Обороны Израиля. Все они погибли лишь потому, что были евреями. Великий мыслитель Маймонид подчеркивает: «Еврей, который погибает из-за того, что он еврей, освящает имя Всевышнего, вне зависимости от того, стоял он перед выбором отказаться от своего народа или нет». «Почему, — спросил я Стэнли Бойлина, — ведь этот человек ничего героического не сделал?» Мы задумались. С этим же вопросом я обращаюсь и к вам.

ЭТО ЗАКОНЫ ТОРЫ, ЖИВИТЕ ПО НИМ!

Законы Торы даны для жизни, а не для смерти. Все мы слышали браваду террористов: мы победим Запад, потому что вы любите жизнь, а мы любим смерть. Может быть, ислам – это религия смерти. Однако философская и моральная основы еврейства – это провозглашение ценности и святости человеческой жизни. Во имя спасения жизни еврей может и должен нарушить почти все законы Торы, которые даны, чтобы «жили, а не умирали по ним». Потому в субботу евреи оказывают медицинскую помощь или участвуют в военных событиях.

У этого закона есть три исключения. Первое – убийство. Если еврею сказали: убей – или мы убьем тебя, — то, по утверждению Талмуда, еврей должен ответить: разве моя жизнь ценнее жизни другого человека. Убивать кого-то нельзя даже ценой собственной жизни! Второе — изнасилование. Оно приравнивается Торой к убийству. Третье – вероотступничество. Если еврею предложили отказаться публично от еврейства, то во имя любви к Всевышнему, родителям и своему народу он не отказывается. Почему нельзя принять ислам или христианство, а потом вернуться в свою религию?

У каждого из нас как у индивидуума, есть инстинкт самосохранения. Но и все мы обладаем инстинктом самосохранения нации. Каждый человек любит свою жизнь. Все мы любим свой народ и желаем ему жизни. Тора говорит о любви к своему народу как об инстинкте самосохранения нации, который и выражается в готовности к самопожертвованию индивидуума во имя всего народа.

Тот факт, что евреи выжили, несмотря на все преследования и гонения, — великое чудо истории. Были люди, которые отрекались от еврейства и не под страхом смерти. Они не хотели страдать от антисемитизма, испытывать на себе горечь дискриминации. Их дети и внуки зачастую переставали и вовсе считать себя евреями. Наш народ обязан своим существованием тем, кто не отказался от своего еврейства, несмотря ни на что.

Люди, которые не только жизнью, но и смертью доказали преданность своему народу, безусловно, были настоящими Праведниками. Их героизм вдохновлял будущие поколения оставаться евреями и жить по традициям отцов. Их великий пример стойкости производит неизгладимое впечатление на души евреев.

Во времена инквизиции, крестовых походов или погромов евреям предлагали креститься, чтобы избежать смерти, а в годы Второй мировой войны никакого выбора не было. С точки зрения еврейского закона, и те, и другие считаются святыми. Почему же человек, который не стоял перед этим выбором, а был убит за свое еврейство, считается святым?

«Я даю в ваши руки благословение и проклятие, жизнь и смерть, и выбери жизнь!»

Тора учит нас, что человек несет ответственность за свои поступки, в его руках выбор своей судьбы. Но кто на самом деле определяет судьбу и ход истории — человек или Всевышний?

Ведут человека по дороге, по которой он хочет идти, — утверждает Талмуд. При этом некоторые ставят ударение на слове хочет, а некоторые на слове ведут. Человек выбирает свой путь, или его ведут? И то, и другое! Человек выбирает свой путь. Но он не думает, куда этот путь его приведет. Человек выбирает и творит собственную судьбу, но не он выбирает и направляет ход истории. Это в руках небес.

В книге Рут, которую мы читаем на праздник Шавуот, повествуется об Элимелехе (мелех – царь). Его жизненной миссией было стать лидером. В Израиле была засуха, и множество нуждающихся просили о помощи. Элимелех не захотел тратить свои богатства и кормить бедных, а бежал в Моав, где можно никому не помогать.

В Моаве Элимелех потерял не только богатства и сыновей, но и саму жизнь. Однако Рут, вдова его умершего сына, возвращается вместе со свекровью Наоми в Израиль. Рут принимает иудаизм и становится прабабушкой строителя Иерусалима — царя Давида!

Элимелех сделал свой выбор, думая, что пошел в Моав ради богатства и своих детей, отказываясь от миссии царя.

Но там он потерял то, ради чего шел, и нашел то, от чего убегал! Элимелех все равно выполнил свою миссию, ради которой был послан в мир, объясняет рабби Гедалия Шор. Человек выбирает свой путь, но не ход Истории. Миссия будет исполнена в любом случае, через благословление или проклятие человека – в этом и состоит его выбор. Миссия определяется на небесах, которые ведут человека вне зависимости от его выбора.

Разве мы выбираем, кем быть — евреем или нет? Со времен дарования Торы на Синае мы стали святым народом. «Потомки твои будут светочем для народов», — сказал Всевышний первому еврею Аврааму.

С тех пор мы избраны, чтобы нести в мир добро, бесстрашно противостоять злу.

Ненавистники евреев – это силы зла и тьмы, которые борются не с нами, а с тем светом ценностей морали, которые мы несем в своих душах, иногда не осознавая этого.

Потому еврей, независимо от желания и выбора, исполняет свою миссию, если страдает из-за того, что он часть избранного для этой великой миссии святого народа. Тот, кто погиб от рук антисемитов, свят, его смерть напомнила нам всем о нашей миссии нести свет!

В наших руках выбор судьбы, благословения и жизни, как сказано в Торе: «И выбери жизнь!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора