ПУРИТАНЕ И ЕВРЕИ

В этом году исполняется 350 лет с того дня, как в 1654г. евреи ступили на американскую землю в Нью-Йорке, который тогда назывался Нью-Амстердам. В определенном смысле, еврейское присутствие еще до прихода евреев, уже ощущалось здесь в какой-то степени благодаря пуританам. Ни одна христианская группа не отождествляла себя так с евреями, как пуритане, чье влияние распространилось на всю Новую Англию. Они видели себя библейскими израильтянами и сравнивали свой уход от религиозного преследования в Старом Мире с выходом евреев из египетского рабства. Они испытывали большую привязанность к Старому Завету и называли своих детей библейскими именами.

Не зная еврейской интерпретации законов Торы, они воспринимали их буквально. Одной из главных обязанностей для пуритан было соблюдение субботы как дня отдыха и размышлений. Суббота начиналась у них с заходом солнца, в следующие 24 часа не разрешалось делать никакой работы, и даже разговаривать считалось большим грехом. За этим строго следило местное начальство. Пуритане отождествляли себя с древним Израилем и видели в английском короле современного фараона, в американском континенте Землю Обетованную, в Атлантическом океане Красное море, а в индейцах жителей Ханаана. Законы, по которым они жили, казались им законами, данными свыше, и напоминали, пусть отдаленно, законы, данные Израилю на горе Синай.

Пуритане чувствовали сильную привязанность к евреям и объясняли ее тем, что они сами много страдали от преследований христианской церкви. Один из наиболее известных лидеров пуритан Каттон Матер, всегда называл евреев «любимые дети Б-га». Всю его жизнь он живо интересовался всем еврейским: Торой, ивритом и еврейской историей. С 12-ти лет он начал учить иврит и хвастался, что знаком с Талмудом. Позже он даже научил свою старшую дочь Катрин читать на иврите, что тогда было очень необычно. Уже в 1714г. он написал 6 огромных томов, посвященных истории евреев. Это была не обычная история евреев древнего времени, а «подробная и увлекательная история израильской нации во всех местах, где ей случилось быть, с ее рождения до наших дней», — писал он в объявлениях о подписке. Его интерес к евреям простирался гораздо дальше простого научного интереса, он видел в евреях народ, связанный со Вс-вышним: только евреям было дано услышать напрямую слово Б-га и в своих скитаниях они сумели сохранить это слово.

Поучая, он любил подтверждать правильность своих рассуждений еврейскими историями. Так говоря об необходимости быть настороже и всегда выставлять охрану, он писал: «Я помню такой пассаж из еврейской истории. Король Португалии не мог заснуть ночью и взошел на крышу своего дворца. Оттуда он увидел, что несколько негодяев бросили мертвое тело возле дома бедного еврея. На следующее утро эти негодяи стали кричать по всему городу, что этот еврей убил человека, которого нашли у его дома. И все евреи этого города, конечно, были бы убиты, если бы не король, который все это видел ночью. Король спросил главного раввина, как евреи переводят четвертую фразу из 121-го псалма царя Давида. Рабби ответил: «Не дремлет и не спит Хранитель Израиля». «Нет, я бы перевел по-другому: «Хранитель Израиля не задремлет и не заснет. И теперь это подтверждается тем, что Б-г навел на меня бессоницу, чтобы послать вам спасение», — сказал король».

Разумеется, как христианин и теолог, веривший в то, что после рассеяния евреев по всей земле и их крещения, свершится второе пришествие, Каттон Матер мечтал окрестить хотя бы одного еврея. Все его многолетние усилия и горячие молитвы, о которых можно прочитать в его дневниках, не принесли никаких результатов. Но как человек, основывающий свое мировозрение на принципах этики, Матер защищал евреев от религиозных преследований.

Влияние пуритан внедрило любовь к Библии и прочно заложило еврейские идеи в фундамент американской жизни. Одна из этих идей была уважение к закону, другая – любовь к свободе. В поисках свободы пуритане пришли в Новую Англию в 1620г.и сейчас же установили свои собственные законы, которые основывались на Библии, а не на английской конституции. Сборник законов Plymouth Colony в 1636г., в Массачусеттсе в 1647г. и в Коннектикуте в 1650г. были основаны на законах Моисея. Причем, не только гражданские и уголовные законы, но и политическая конституция: управление находилось в руках совета старейшин, гражданского совета и т.д. В сборнике законов Нью-Хевена в 1639г. и в 1655г. более половины законов было взято из Библии.

На первой ассамблее в Нью-Хевене в 1639г. Джон Давенпорт ясно заявил о том, что легальной и моральной основой колонии является Библия: «Святое Писание имеет совершенные законы для управления всеми, кто занят работой для Вс-вышнего и тех, кто работает для своей семьи и тех, кто правит государством… Слово Б-жье должно быть единственным законом управления делами этой плантации».

Пуритане установили праздники и посты по еврейской модели, особенно День Благодарения. День Благодарения был впервые отмечен в 1621г., год спустя после прибытия корабля «Mayflower». Сначала его предполагали сделать копией Йом-Киппур (Судного дня) и он должен был стать днем поста, молитвы и оценки собственных поступков. Это подчеркнутое сосредоточение на Библии и личной ответственности каждого человека оказало значительное влияние на грамотность в американских колониях Новой Англии. Все города, имевшие хотя бы 50 семей, обязаны были построить школу и нанять учителей. Вскоре были открыты университеты и куплены за границей печатные станки. Стремление к всеобщей грамотности и образованию было несомненно еврейской идеей.

Еврейская Библия играла центральную роль в основании разных учебных заведений, включая Гарвард, Йель, Уилльям энд Мэри, Ратгерс, Принстон, Браун, Кингс колледж (Колумбиа), Джонс Хопкинс, Дартмут, университет Пеннсильвании и пр. На торжественных церемониях, где вручались дипломы, речи часто произносились на иврите. Многие из университетов поставили на свои эмблемы и печати ивритские слова и фразы. Под знаменем со словами «Lux et Veritas» на гербе Йеля нарисована открытая книга со словами «Урим в’Тумим», которые находились на нагруднике первосвященника во дни существования еврейского Храма в Эрец Исраэль. На гербе Колумбийского университета наверху написано на иврит Б-жье имя, а в середине имя одного из ангелов. На гербе Дартмута можно прочитать ивритские слова «Эль Эльон» («Б-г Всемогущий») Среди диссертаций первых выпускников Гарварда в 1642г. были и такие: «Hebraea est linguarum Mater» («Иврит – родной язык») и «Consonantes et vocules Hebraeorum sunt Coaetaneae» («Одновременное происхождение согласных и гласных иврита»). Вплоть до 1817г. в обществе было принято демонстрировать хорошее знание иврита, произнося на нем длинные речи. Любимая книга пуритан Bay Psalm Book, переведенная с еврейской книги Псалмов царя Давида, была напечатана на двух языках. Для этого пуритане заказали специальный шрифт, чтобы некоторые пассажи смогли быть воспроизведены на иврите.

Пуритане, стремившиеся к аскетизму, уловили только строгие запреты, но не понимали элемента радости в жизни древних евреев. Тем более, в жизни евреев, живших среди них, которые, конечно, не были аскетами. Раздумья привели пуритан к такой мысли: если эти евреи не могут быть «детьми Книги», значит, пуритане стали теперь евреями. «И поэтому они считали своей обязанностью вернуть евреев туда, откуда они, по мнению пуритан, оторвались. Крещение евреев, после которого сразу же вернется Иисус, стало чрезвычайно важным элементом их теологии. Иногда это стремление приводило к смешным крайностям. Каттон Матер, например, очень любил обсуждать с евреями вопрос веры и в 1704г. процитировал выдуманный им библейский текст, чтобы склонить к крещению бостонского еврея. В 1714г. он написал историю евреев, входившую в «Biblia Americanum», которая как и «Visitation to the Jews» Уилльяма Пенна, написанная в 1695г., содержала груду придумок, касающихся евреев, и обосновывала немедленную необходимость их крещения. Однако, надо отметить, что при всем пламенном желании пуритан окрестить евреев, никто из них не был крещен насильно, не говоря уже о том, что не было в Америке ни погромов, ни открытых преследований и ни публичных сжиганий отказавшихся креститься». (Henry L. Feigold. Zion in America. Дальше: НF)

В то время, как в Англии иврит не преподавался, в Америке изучение Библии и иврита были обязательными дисциплинами. Многие отцы-основатели Америки окончили эти университеты и хорошо знали Библию и иврит. «Во времена американской революции интерес к ивриту был так велик… что несколько членов конгресса предложили запретить английский и сделать иврит государственным языком». (Abraham Katsch «The Biblical Heritage of American Democracy»)

Позже День Благодарения стал подражанием еврейскому празднику Суккот, хотя он и приходился на 2 месяца позже еврейского. Он был задуман как праздник изобилия и выражение благодарности Вс-вышнему, одарившему пуритан хорошим урожаем. Большая часть пуритан носила еврейские имена и считала себя «духовными наследниками Старого Завета. Было внесено даже предложение о том, чтобы сделать иврит официальным языком американских колоний, а Джон Каттон хотел сделать Закон Моисея основой законов Массачуссетса». (Max Dimont. Jews, God and History)

Пуртане отменили языческие церемонии, которые они назвали вавилонскими, введенные в литургию римских католиков. Празднование Рождества было запрещено в Англии в 1644г. парламентским законом, так как, основываясь на Торе, пуритане считали, что этот языческий праздник означает неповиновение слову Б-жьему. [Дварим, (Второзаконие) 12:30] В 1659г. в Массачуссетсе был даже принят закон о наказании тех, кто празднует Рождество. Под влиянием пуритан этот праздник находился в Америке под запретом до самой середины Х1Х века. Кроме того, пуритане переделали весь христианский календарь и выбросили оттуда все праздники и всех святых католической церкви.

«Американские колонии были кипящим котлом религиозного конфликта и только в последнихе десятилетия ХVIII века установился какой-то modus vivendi между различными религиозными группами. Ранние поселенцы были зачастую религиозными ревнителями, нежели адвокатами религиозной свободы. Многие из них прибыли в Новый Мир в поисках большей религиозной свободы для себя, но не были расположены предоставить эту свободу другим. Достаточно только вспомнить Роджера Уилльямса, которого вынудили бежать из Bay Colony зимою 1635г., и Энн Хатчинсон, выселенной двумя годами позже. Пуритане иногда пороли католиков, а однажды даже повесили четырех ненавистных им квакеров, которые посмели вернуться в колонию, откуда они были ранее изгнаны». (НF)

Для жителей Bay Colony евреи были загадкой. И «к ним относились гораздо лучше, чем к католикам и квакерам. Евреи не нарушали религиозную службу пуритан, как квакеры, и не высказывали непростительное религиозное презрение, как паписты. Евреи просто молились в своем кругу. Пуритане иногда проявляли совсем необыкновенную щедрость к вереям. В 1649г. пуританский суд отверг просьбу бедного купца Соломона Франко, просившего разрешение на руководство поставками продовольствия майору Эдварду Гибсону и его гарнизону. Но суд, учитывая его бедственное положение, выдал ему щедрую сумму в 60 шиллингов. В 1749г. евреи, жившие в Бостоне, не имели больших непрятностей». (HF)

Европейцы, оказавшиеся в Америке, удивлялись свободе, предоставленной евреям. «Евреи…, писал немецкий наемник в 1777г., имеют собственную торговлю и никто не метит их специальной одеждой и бородами, как тех евреев, что живут в Германии». (HF) Разумеется, это было вызвано любовью пуритан ко всему еврейскому. Губернатор Уилльям Брадфорд стал учить иврит, «чтобы собствеными глазами видеть древние изречения Б-га в их естественной красоте».

Религиозная умеренность постепенно пришла в колонии с приходом американской революции. И это проложило дорогу к принятию евреев в американское общество. В Европе евреи считались чужеродным элементом, чаще всего враждебным, требующим изгнания и уничтожения. Лидеры американской революции отбросили такие представления. Чтобы обеспечить гармоничное существование различных этнических и религиозных групп, чьи интересы находились в резком противоречии, была установлена некая формула. И с самого начала евреи были включены в это соглашение, которое является основой Соединенных Штатов Америки. Поэтому невозможно сделать евреев париями без того, чтобы нарушить тот деликатный механизм, который связывает всю государственную систему. Создание многонационального общества в Америке сняло с евреев особое бремя, которое они несли на себе со времени разрушения Второго храма.

Создание Соединенных Штатов Америки было совершенно уникальным явлением в истории мира: Америка с самого начала была демократией, корни которой находились в Библии, и один из самых ранних принципов этой демократии стала религиозная терпимость. Пилигримы, поселившиеся в американской Новой Англии в ХV11 веке, хорошо помнили религиозные преследования в Европе, от которых они много страдали. И идея религиозной терпимости прочно вошла в американскую церковь не от религиозных лидеров Новой Англии, а от евреев, чьи Святые книги служили вдохновением для американских пуритан.

Отцы-основатели настолько были проникнуты библейским духом, что они использовали библейские темы не только в просвещении и литературе, но и для политических целей: первый рисунок официального герба молодой республики, предложенный Бенджамином Франклином, Джоном Адамсом и Томасом Джефферсоном в 1776г., изображал евреев, пересекающих Красное море под водительством Моисея. Под рисунком стояли слова Бенджамина Франклина: «Сопротивление тиранам есть следование Б-жьей воле». Надпись на Liberty Bell в Independence Hall в Филадельфии взята из прямо Торы: «…И объявите свободу в земле всем жителям ее». [В’икра (Левит) 25: 10]

Патриотические речи и печатные издания часто были насыщены библейскими темами и цитатами. Влияние Библии и еврейских идей чувствовалось в любом повороте политического развития Америки, но нигде не ощущалось так четко и ясно, как в Декларации Независимости: «Мы считаем само собой разумеющейся правдой, что все люди созданы одинаковыми и что они наделены их Создателем определенными неотъемлимыми правами, среди них: жизнь, свобода и поиски счастья». Из этого и других документов тех лет отчетливо видно, что идея Б-жественной морали оставались краегольным камнем необычной для того времени американской демократии. Даже на деньгах молодой республики было написано: «In God We Trust».

Соединенным Штатам Америки принадлежит в истории человечества совершенно исключительное место. Это единственная страна мира, которая была основана на демократических принципах свободы и с самого начала своего существования испытала необыкновенное влияние еврейской Библии.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора