«НЕ ПОДНИМАЙ ГРЕХА НАД ЧЕЛОВЕКОМ, А ПОДНИМИ ЧЕЛОВЕКА НАД ГРЕХОМ!»

Рабби Нахум Перковский, легендарный раввин йешивы «Мир» в Иерусалиме, воспитал несколько поколений преданных Торе учеников. Когда он тяжело заболел и пришел в йешиву для того, чтобы дать последний урок в своей жизни, он обратился к собравшимся с просьбой о прощении.

Учитель, подобно отцу, должен наставлять своих учеников, к которым относится, как к своим детям.

«Прошу прощения у тех, кого я упрекал слишком строго, — сказал рабби Нахум. — Однако вместе с тем я прошу прощения и у тех, кому я недостаточно делал замечания».

В этой просьбе о прощении выражена суть заповеди упрека, той самой заповеди, о которой восклицали мудрецы: кто в нашем поколении умеет упрекать?

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в области взаимоотношений между людьми самым сложным является это деликатное искусство чувства такта: уметь сделать замечание так, чтобы при этом никого не унизить.

“И сказал Всевышний Моисею: скажи коханим служителям Храма, сынам Аарона, и скажи им…”. В этом повелении Всевышнего дважды встречается одно и то же слово – «скажи». Лишних слов, как известно, в Торе нет. Но если такие, на первый взгляд, лишние слова все же встречаются, то лишь для того, чтобы научить нас чему-то. Потому мудрецы извлекают из этой фразы важную концепцию, которую Раши приводит в своем комментарии: Тора предупреждает об ответственности больших за маленьких.

В буквальном смысле речь идет об ответственности родителей за воспитание своих детей. В более широком смысле можно говорить об ответственности лидеров общины за поведение в духовном смысле еще не сформировавшихся людей.

Почему употребляется именно слово «эмор» – скажи, а не «дабер» – «говори»?

В еврейской традиции слово «дабер» — «говори» часто интерпретируется как строгий мужской разговор, в отличие от «эмор» – «скажи», который считается легким, деликатным обращением.

Может быть, для того, чтобы напомнить нам: зачастую дело не только в том, что мы говорим, а в том, как мы это говорим.

В предыдущей недельной главе есть слова, которые стали, по мнению рабби Акивы, главным правилом, духовной сутью Торы:

«Не ненавидь брата своего в сердце своем, а упрекни ближнего своего и не неси на него греха! Не будь злопамятным и не мсти, а возлюби ближнего, как самого себя!»

Не ненавидь брата своего в сердце своем. Что это значит? По мнению мудрецов, если человек рассердился, прогневался и отделился от своего друга настолько, что перестал с ним разговаривать в течение трех дней, то он нарушил запрет «ненависти в сердце», то есть глубокой интенсивной и потому запрещенной ненависти к ближнему (если он не откровенный негодяй, враг человечества или нашего народа).

Другие мудрецы считают, что Тора запрещает держать злобу в тайниках своей души. Почему нельзя ненавидеть в сердце? Ненависть в сердце — это двуличие. Человек улыбается другому, храня камень за пазухой, а тот даже не знает, что общается с недоброжелателем, и не может от него уберечься. Поэтому выражение претензий и есть проявление искренности.

Более того, невысказанная ненависть так и продолжает «храниться» в сердце. Стоит же человеку обратиться к своему обидчику и высказать свои претензии, как он почувствует облегчение, негативные эмоции начнут затухать. Нередко также выясняется, что все это было недоразумением.

Еще один совет, как преодолеть ненависть. Тора говорит: не ненавидь брата своего… Помни, что все мы братья. И точно так же, как брата не выбирают, а принимают его со всеми недостатками, так же и друга нужно принимать, как брата, таким, какой он есть!

УПРЕКНИ!

Если мы действительно любим наших детей и друзей, мы не должны быть к ним равнодушными. Особенно в ситуациях, когда они совершают ошибки. Если мы можем предотвратить преступление – это наша святая обязанность. В этом смысле так и следует понимать слова Торы: упрекни, упрекни (столько раз, сколько это необходимо) ближнего своего, а если не упрекнешь, и зло свершится, то ты несешь за это ответственность, становишься соучастником преступления.

Бывают ситуации, в которых нельзя молчать! Когда Фараон хотел поработить евреев и уничтожить их детей, он собрал троих известных людей того поколения на совет. Билам согласился, за что был убит в развязанной им войне против еврейского народа. Иов промолчал и был наказан страданиями, ибо молчание – знак согласия.

Итро убежал, продемонстрировав свой протест Фараону. За это он был награжден: стал тестем Моисея, а его потомки удостоились стать мудрецами верховного суда Сангедрина.

Как велика ответственность людей друг за друга! Бывают ситуации, в которых равнодушное молчание – это наказуемое преступление, а протест удостаивается награды.

НЕ НЕСИ НА НЕГО ГРЕХА!

Однако даже в ситуации, в которой нужно сделать замечание, необходимо помнить о том, что человека нельзя при этом публично унизить или обидеть!

В этом состоит другой смысл этих же слов: не неси на него греха! То есть, в тот момент, когда ты делаешь кому-то замечание, не соверши греха — не унижай и не обижай человека. Кстати, в этом случае никакой заповеди упрека все равно выполнено не будет, т. к. обиженный тобой глух к твоим словам! Главное правило: лучше молчи, если не знаешь, как деликатно упрекнуть!

Как же достичь этого баланса? С одной стороны, не проявляя безразличия, упрекнуть, а с другой, не упрекать слишком жестко, чтобы не обидеть?

Рабби Гедалия Шор, который был главой йешивы «Тора ва Даас» в Бруклине, пишет в своей книге: «Сказано: не неси на него греха! То есть не поднимай греха над человеком, а подними человека над грехом!

Не говори: ты такой низкий, маленький, никчемный, совершил такой большой грех. Скажи вместо этого: ты такой достойный, большой человек, тебе не подобает совершить этот низкий поступок!”

Как делать замечание? В самом слове святого языка содержится тайна: «лехазхир» – на иврите «предупреждать», делать замечание, происходит от слова «Зохар» – «Сияние». Прежде всего, своим личным примером, сиянием своей души открывать сердца других, светом своего сердца освещать души людей!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора