ВИТАЛИЮ ПЕСКОВУ – 60 ЛЕТ

Виталий Песков – лауреат и призер огромного количества конкурсов карикатуры в России и за рубежом. Его рисунки неоднократно публиковались в разных странах. Он был и мультипликатором. Наверняка многие помнят его пародийный эксцентричный мультфильм «Пиф-паф, ой-ой-ой!..» и мультяшку, открывающую известный новогодний фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».

Когда-то давно, в конце 70-х, мы сидели на скамеечке в парке ВДНХ, где я безбожно прогуливала институт, и думали о нашей будущей семейной жизни.

— Я прост в обращении, — объяснял мне мой жених. – Ем все, кроме молочного киселя.

Вопрос о «простоте в обращении» был поднят не случайно: мы в то время увлекались новомодной игрой «Эрудит», которую называли исключительно на американский манер «Скрэбл», и пока играли, у меня подгорало и переваривалось все, что варилось и жарилось.

Разве думали мы тогда, что жизнь наша сложится совсем не так, как мечталось…

ВРЕМЯ ВСЕ РАССТАВИЛО ПО-СВОЕМУ.

… В середине 90-х постперестроечная Россия переживала тяжелые времена. Прежние государственные фирмы и организации уступали место новым, частным, еще не набравшим ни силы, ни опыта, ни связей. Безвластие, безнаказанность, беззаконие делали свое дело – во всю мощь рос криминал. Коррупция, преступность – спутники нищеты. Враз разоренные редакции перестали платить зарплаты и гонорары. Многие организации вообще закрывались. Часто люди продолжали работать бесплатно – просто делали свое дело. Виталий Песков относился к таким – он не мог не рисовать. Его острый глаз подмечал все происходящее кругом, его усмешка словно парила надо всем, что творилось вокруг. А у нас порой по нескольку дней был пустой холодильник. Многие наши соотечественники именно в то время принимали непростое решение – уехать из страны, заработать на необходимое – продукты и лекарства – за границей. Кто-то из родственников – и моих, и Виталика — уже уехал в США. Так получилось, что в Нью-Йорке оказалась и я. Однокомнатная квартирка в Черемушках была катастрофически мала для нашей семьи. Решили: деньги на новую квартиру заработаем в Америке – в Москве в то время это было немыслимо. Виталий оставался в Москве – ждать меня.

В этом году Виталию Пескову должно было исполниться 60. К юбилею мы собирались подготовить выставку и выпустить книгу. Эта книга должна была стать необычной: рисунки в ней должны были вести повествование наряду с текстом. Книг и выставок в его жизни было немало, но он принимал участие в общих выставках и в сборниках. Последняя книга, которую он делал вместе с редактором «Литературной газеты» Евгением Обуховым, вышла сразу после его ухода из жизни. Мы вместе подбирали рисунки к ней – Виталий лежал в больнице, а я, прибыв в Москву, металась между врачами и редакциями… Положенные авторские экземпляры этой последней книги Евгений Обухов выслал мне уже в Нью-Йорк.

Последние месяцы Виталий болел, мы готовились к его операции, на которую я могла заработать в Америке. Он опять оставался один. Продукты и лекарства привозил все тот же Евгений Обухов. Потом я скажу Жене, что он всегда может рассчитывать на мою помощь; все, что будет в моих силах, я сделаю. Больше не появлялся никто, да и не было у нас никого.

Я беспрестанно названивала из Нью-Йорка:

— Может быть, приехать?

Он раздражался:

— Ты прекрасно знаешь, у нас сейчас нет лишних денег. Я жду тебя в мае, как договорились. – И прибавлял: «Не волнуйся, все в порядке.»

С моими постоянными приездами мы могли не только не набрать денег на операцию, но и потерять все накопленное.

Но с операцией я опоздала…

Когда я, наконец, появилась дома, там уже ничего не было…

Не драться же, в самом деле, с этой сворой новых русских журналистов-юмористов-карикатуристов, бросившейся делить то, что им не принадлежит. Таковы сегодняшние реалии России: кто что нахапал, кто что надыбал, кто что схватил – тот то и имеет. Мне же сначала надо доделать начатое — выпустить книгу и провести большую выставку. Да, честно говоря, не было и нет у меня ни сил, ни желания заниматься этими людьми, лишенными нормальных человеческих понятий о порядочности, достоинстве, сострадании и мнящими себя «крутыми». Об авторских правах и пожеланиях самого художника они имеют смутные представления. Да им это и неинтересно. Их удел – зависть и радость, что смогли надругаться над большим художником, до которого им не подняться. Рисунки, которыми Виталий собирался открывать юбилейную выставку, оказались в частной галерейке некого Леонида Тишкова. Несколькими моими письмами к Виталику завладела бывшая наша приятельница, журналистка. Из Интернета я узнала, что альбом рисунков намерено издавать частное издательство «Пенаты». Очевидно, все призы, фотографии, одежда и масса всяких вещей и мелочей, которые копятся в каждой семье и которые больше никому не интересны, кроме нас, тоже приватизированы какой-либо частной коллекцией в качестве экспонатов. Все тот же Евгений Обухов написал мне, мол, хорошо, что я далеко и не вижу, что происходит с именем дорогого мне человека – вдруг, откуда ни возьмись, появилось огромное количество наследников, родственников, друзей, претендующих на его память и выступающих с воспоминаниями на презентациях всевозможных выставок и изданий.

Многие рисунки Виталия у меня, их могут увидеть все. Правда, в Нью-Йорке у меня ничего нет, приходится переезжать с одной чужой снимаемой квартиры на другую такую же чужую. От переездов рисунки портятся. Хранить их негде. Может быть, найдется музей (к частным бизнесменам просьба — не беспокоить и не беспокоиться), заинтересованный в сохранении творчества Виталия Пескова. Я обратилась с этой просьбой в Министерство культуры РФ. Ответ из Москвы пришел незамедлительно: «Министерство культуры России не заинтересовано в творчестве художника В. Пескова». И подпись: Т. М. Антонова – ни должности, ни номера телефона, ни даты, ни исходящего номера, ни обратного адреса… Вот такое письмо! Весь мир интересует творчество русского художника Виталия Пескова, а Россия не заинтересована… Что ж, у каждого свои интересы. Ведь Виталий Песков никогда не был «придворным» художником. Его постоянный герой – часто беззащитный наивный «носатик», жил той же жизнью, что и большинство из нас: спешащих на работу, толкающихся в очередях, торопящихся в метро, скупающих дефицит в магазинах… Виталий Песков – это эпоха. Но эпоха не построения светлого будущего, а просто жизни человека – порой смешной, иногда грустной.

… Мы не успели сделать его книгу… Я доделала ее сама – по отобранным рисункам. Какие-то эпизодики из нее уже были опубликованы в американском журнале «Вестник» и в газете «Правда» (Россия). Сейчас она доступна всем, кто интересуется творчеством и жизнью Виталия Пескова: www.peskov.org. Выставку рисунков, которую задумывали провести в Москве, я открыла одна – в Нью-Йорке. Нью-йоркский художественный сайт Ycrop.com (создатель Радик Шварц) устроил Интернет-выставку к 60-летию Виталия Пескова.

Все, что у меня теперь осталось, это Виталика письма, его доверенности мне на авторские права и рисунки. Рисунки, которые продолжают жить на страницах журналов, газет, книг – бумажных и Интернет-изданий. В течение еще долгого времени мне из Москвы присылали «Загадочную газету» с карикатурами Виталия. Газета «Панорама» (Лос-Анджелес, США) — тоже одна из тех, что продолжает публикацию его рисунков. «Литературная газета» выпустила очередной сборник авторов – сотрудников юмористического отдела «Двенадцать стульев», куда вошли карикатуры Пескова. На карикатурном сайте caricatura.ru знакомые и незнакомые со всего мира, новое поколение, молодые люди в отзывах к карикатурам Виталия Пескова постоянно оставляют записи с соболезнованиями и добрыми пожеланиями мне. Спасибо…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора