О языке

Вавилонская башня

На этот раз мне захотелось поговорить о буквах. Тема эта поднялась несколько дней назад в беседе с одним известным иерусалимским сойфером, который поделился со мной двумя ведущими теориями о происхождении нашего алфавита.

Но для начала — небольшой экскурс в прошлое. С мистическим уклоном. Потому что дальнейшее не будет понятно без рассказа о Вавилонской башне. Все вы помните эту историю, но вот задумывались ли вы когда-нибудь, почему наказанием за возведение гигантского кирпичного столпа стало именно смешение языков? Причем, наказанием столь демонстративно подчеркнутым, что даже само название Вавилон (на иврите Бавель) имеет корень, указывающий на значение «смешение, путаница». Вспомним, как именно об этом сказано в Торе («Ноах», 11:6-9): «И сказал Г-сподь: ведь народ один и язык один у всех; и вот что начали они делать; а теперь для них не будет недостижимо все, что бы они ни задумали сделать? Сойдем же, и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга. И рассеял их Г-сподь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Поэтому наречено ему имя Бавэл, ибо там смешал Г-сподь язык всей земли, и оттуда рассеял их Г-сподь по лицу всей земли».

С одной стороны, это кажется очевидным и совершенно логичным. Если люди не желают, как им заповедано, расселяться по земле и упорно, несмотря на явные трудности, отказываются покидать свою долину, нужно помочь им это сделать. Для их же блага внести разобщение в народ так, чтобы каждое вновь образованное племя смогло в результате удостоиться новой и лучшей доли. Смешение языков — идеальный вариант для формирования отдельных племен. Потому, вероятно, он и был избран Творцом.

Убедительно? Вполне. Но мы не можем забывать о важнейшем законе, установленном Б-гом для своих творений. Он их награждает и наказывает по принципу «мера за меру». И в данном случае спрашивается: что неправильное допустили строители Вавилонской башни в своем обращении с языком, если ответной «мерой» стало лишение их этого языка и дарование им другого (каждому новому народу — своего)?

Одно из предположений лежит на поверхности. На этом самом языке (иврите) обитатели долины Шинар сговаривались против Всевышнего. На этом языке они планировали возведение «башни, главою до небес», чтобы сбросить оттуда Того, кто смущал их Своим надзором, и доказать, что отныне и впредь власть над миром будет сосредоточена в человеческих руках.

Правда, эти планы не могут не показаться современному читателю, мягко говоря, детскими и наивными. Неужели же строители башни не понимали, что невозможно добраться до небес? Тем более странным является их желание померяться силой с Б-гом. Ведь если они верят в Него и признают своим Творцом, тогда им самим должно быть очевидно, что Он сильнее, и у них нет никаких шансов в этом надуманном состязании. Ежели же они не верят в Б-га, то какой смысл с Ним бороться?

Действительно, все это кажется более чем нелогичным. И мы не можем списать эту казусную ситуацию на незрелость разума представителей зари человечества. Не можем, потому что Тора утверждает, что с разумом у них было все в порядке, а величием своих душ и знаниями о таинстве бытия они превосходили нас, стоявших на пике цивилизации. Но в таком случае, как примирить это явное противоречие между высоким уровнем развития и нелепостью замыслов жителей Шинара?

И, кроме того, если их план по перераспределению власти над миром был так уж нереален, то почему тогда «встревожился» Творец? (Пишу этот глагол в кавычках, так как это лишь метафора, понятная читателю, на самом же деле, понятно, что Всемогущий Автор бытия — выше любой человеческой эмоции.) И все-таки Он, как бы, был «встревожен», что явно видно из нашего отрывка. Напомню еще раз («Ноах», 11:6): «И сказал Г-сподь: ведь народ один и язык один у всех; и вот что начали они делать; а теперь для них не будет недостижимо все, что бы они ни задумали сделать».

Отсюда следует, что у этих людей, да, были силы достичь реализации своего дурного намерения. Но тогда это запутывает нас еще больше. И вопрос кажется уже практически нереальным.

А ответ существует. Мы находим его в области тайных комментариев к Торе, где объясняется, чем еще провинились строители башни перед Б-гом, и чем они на самом деле заслужили свое наказание.

Для начала введем в набор наших понятий еще один важный принцип толкования священных еврейских текстов. Он заключается в том, что каждый раз, когда мы обнаруживаем в рассказе некоторое материальное действие или явление, мы должны понимать, что это лишь следствие, лишь внешнее отражение более духовных процессов. Все то, что происходит здесь, внизу, в материальном мире — это грубый слепок с происходящего на тонком уровне духовных миров. Так в нашем случае изобретение в качестве строительного материала кирпича было неизбежным следствием изобретения «кирпича» иного, духовного, что мы сейчас и попробуем истолковать.

В каббалистическом знании есть понятие «камень». Так символически называется буква исконного языка — иврита. С помощью «речений» Б-га на этом языке был создан мир, и все материальные явления, данные нам в ощущении, возникают оживляемые этими «речениями».

Буквы иврита сотворены Всевышним так же, как и камни — природный материал. И структура языка воспринимается каббалистами подобной архитектурным ансамблям. Так из камней строятся дома — слова. Из домов улицы — предложения, а из них уже города — тексты.

Мудрецы объясняют, что из двух камней строятся два дома. Так, буквы (алеф и бет) составляют два возможных варианта слов «ав» — «отец» и «ба» — «пришел». Соответственно, три камня строят девять домов и т.д.

Теперь попробуем понять: что на этом уровне толкования представляет собой символический «кирпич»? Очевидно, что это тоже «строительный материал», тоже буква, но буква иного языка, не имеющего божественного происхождения, но изобретенного человеком. И в этом как раз и состоит объяснение истинного преступления строителей Вавилонской башни. Они хотели изменить картину мира и научиться властвовать над ним независимо от Воли Б-га. Они понимали всю грандиозность данного проекта, но в их руках, действительно, было мощное средство. Они владели тайнами еврейских букв. Теми тайнами, которые впоследствии стали уделом лишь избранных единиц, мудрецов и каббалистов.

Эти избранные и сегодня знают, как с помощью энергии еврейских букв и тайны их сочетаний творить чудеса, менять мир, раздвигать его природные законы. Тогда эти знания были достоянием целого поколения. И те люди знали, как можно видоизменить божественные буквы, превратить «камни» в «кирпичи» и тем самым построить новый мир, где можно будет играть по новым правилам. Их девизом было что-то вроде: «Мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем», и они браво принялись за дело. Они изобретали некий синтетический язык, но при этом использовали мощную энергетику божественной речи. И это была рискованная игра. Они, гиганты духа и дерзновения, могли в своем бунте сильно навредить гармонии этого мира и усилить в нем силы зла. Посему Б-г и разрушил их замысел. И, как мы теперь видим, совершенно четко соответствуя принципу «мера за меру». За попытки искажения священного языка Он смешал им языки, так что они совершенно перестали понимать друг друга и организовались в новые независимые племена (мудрецы говорят, что первоначально их было 70).

Но часть народа, по всей видимости, лучшая часть, ведь не все же поколение сплошь было грешным, избежали наказания. Их языком остался иврит. На нем они продолжали говорить, так что он оказался языком еврейских праотцев.

А вот теперь: внимание, вопрос?

А какими же именно буквами пользовались они?

И какими именно буквами сотворен мир?

И эти вопросы более чем актуальны, если учесть, что письменный иврит во времена великого Эзры, вернувшего евреев из персидского изгнания, претерпел существенную реформу: до тех пор использовали так называемый палеоиврит (или финикийское письмо), а по распоряжению Эзры перешли на современное написание.

Так вот, две ведущие теории по этому поводу, как и обещано.

  1. Мир сотворен древними еврейскими буквами, которые пришлось заменить после возвращения из изгнания, так как их уже «закабалили» временно завладевшие еврейскими территориями самаритяне. Они ведь утверждали, что сами стали истинным избранным народом, и даже начали писать для себя свитки Торы. Тем самым шрифтом.

И именно для того, чтобы отделить «зерна от плевел», святое от фейка, пришлось подарить самаритянам древние буквы и создать новый алфавит.

Но ведь тогда получается, что мы отказались от магии истинных букв. Не обидно ли?

А потому я предпочитаю второй вариант.

  1. Мир сотворен знакомыми нам буквами современного иврита. Но (и именно для того, чтобы направить подражателей по ложному следу) эти буквы были сакральными. Ими писались священные тексты, но не бытовые бумаги. И когда укравшие часть еврейских традиций самаритяне посягнули и на наш язык, им подарили бытовой, несвятой вариант, оставив себе истинный шрифт.

Какая версия вам по душе? Выбирайте.

И будем надеяться, что то, как было на самом деле, однажды станет доказанным фактом.

Эстер СЕГАЛЬ

12a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 2,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора