ПОБЕДИТЬ СНАЧАЛА, А ЖАЛЕТЬ ПОТОМ

В преддверии 7 дня Песах (день перехода евреев через Красное море) израильская студия RTVi сделала для многих телезрителей настоящий пасхальный подарок. Тележурналисты Михаил Рабинович и Ася Истошина пригласили на свою передачу раввина П. Полонского — руководителя религиозно-культурного центра “Маханаим”.

Рав Полонский говорил о том, что через 6 дней после Исхода из Египта евреи добрались до Красного моря, где их настиг Фараон, пустившийся в погоню за своими бывшими рабами. Хотя наши предки были застигнуты врасплох и не знали, что делать, — они вошли в море и… были спасены, а последовавшие за ними египтяне утонули.

Ася Истошина:

— За что Б-г к нам так хорошо отнесся, ведь мы, в сущности, вели себя не слишком достойно: боялись и готовы были вернуться в Египет?Пинхас Полонский:

— Видимо, не было никого лучше. В Мидраше тоже поднимается этот вопрос. Когда евреи перешли через разверзшееся море, а войско Фараона утонуло, ангел — защитник Египта спрашивает у Всевышнего, за что Он одних спасает, а других топит. И Б-г ему сказал, что евреи способны на будущее, получить Тору, нести что-то миру, а египтяне не способны. То есть это было сделано в качестве аванса. Видимо, мы что-то должны еще сделать. Видимо, и сейчас наш народ жив, потому что наша Миссия еще не кончилась.

И действительно, в древности мы многое миру объяснили: монотеизм, этические принципы. Но есть, по-видимому, впереди что-то еще недообъясненное, то, что мы еще должны открыть. И это “что-то” лежит сегодня на Государстве Израиль.

— То есть у нас есть некий духовный потенциал, который мы должны реализовать?— Что значит духовный потенциал? Когда евреи жили в Египте, они были хорошими людьми, но ничего нового в мир привнести не могли, пока они оттуда не ушли и не пришли в свою страну. На самом деле новое создавать не так просто. Сегодня мир тоже в тупике. Он не знает, куда ему деваться. Для решения проблемы столкновения с исламом прежние модели не работают. В каком-то смысле Израиль, как это ни странно, может оказаться маяком для человечества.

— Что же такого мы можем предложить?— Давайте посмотрим. Мы дали миру монотеизм. Что значит монотеизм? То есть, что Б-г с человеком ведет диалог, заботится о нем. Ему важно продвижение человека. Все, что в мире происходит — это Создатель хочет нас чему-то научить. Человек что-то сам говорит Б-гу своими действиями, а Б-г ему на это отвечает. Этот диалог есть в христианстве, есть и в исламе. Мир этому от нас научился.

Но есть два уровня диалога: диалог индивидуальный, который каждый ведет со Всевышним, а есть диалог общенациональный, который мы ведем как народ.

Кроме того, что есть поведение еврея-индивидуума, есть еще поведение евреев как народа. И вот это поведение у нас сейчас критическое. Ситуация заставляет нас в этом поведении найти дорогу.

Когда евреи переходили через море, говорится, что они не были готовы, пока не вошли в воду, пока вода не дошла им до горла, и они не могли идти дальше. Вот тогда море расступилось. Море не расступается заранее. Нет того, чтобы Б-г заранее евреям построил мост и сказал: “Проходите”. Весь смысл истории в том, чтобы чему-то нас научить. И просто по сей день, видимо, евреи более восприимчивые, они легче других народов могут понять то, на что Всевышний нам намекает, и передать это миру. В этом и есть наша задача перед человечеством.

— Я вчера смотрела мультфильм Спилберга про Исход евреев из Египта. И там такая сцена: все египтяне утонули, Рамзес лежит на камнях и плачет, а Мозес ему кричит: “Брат мой!” — и жалеет его. Нужно ли жалеть врагов?— Авторы сценария фильма, видимо, хорошо изучили еврейские источники. Действительно, в нашей литературе такой вопрос задается. Сказано, что, когда египтяне утонули, ангелы хотели воспеть песню во славу Всевышнего, но Б-г воспротивился этому, ибо погибли его создания. Иудаизм не хочет, чтобы мы радовались смерти врага, насмехались над ним. Радоваться не нужно, но сначала нужно потопить. Вот когда мы потопим врага, вот тогда уже можно его пожалеть. После того как его потопили после того как он раскаялся, после того как он исправился. Наша проблема в том, что мы все время забегаем вперед, жалеем врага до победы над ним, и это очень плохо.

— Вы намекаете на уничтожение лидеров ХАМАСа?— Да, не только лидеров, но и активных и пассивных террористов.

Например, является ли идеалом еврейский мир, где бы все народы дружили, чтобы всем было хорошо? Конечно, является: “Перекуем мечи на орала” — известный еврейский принцип. Но это возможно только потом, после победы, когда народы исправятся, а не забегать вперед, как мы это все время делаем. Мы берем идеалы и пытаемся их реализовать раньше, чем подготовили для этого ситуацию.

— Давайте посмотрим на положение с другой стороны. Многие говорят о том, что сейчас мы поменялись местами. Если раньше юноша Давид был с камнем, а Голиаф — могучий великан, то теперь с камнем, например, палестинский араб. То же самое в ситуации с Фараоном.— На самом деле сравнение поверхностно и неправомочно. Ведь арабов во много раз больше, чем нас, и этим они многократно сильнее. И речь у нас идет о террористах, а мы сразу начинаем жалеть их. В Ираке что происходит? Все говорят: “Погибли мирные жители в иракском городе Фалуджа, потому что американцы их бомбят.” Но “мирные жители” до этого линчевали американцев, а затем радовались и ликовали, когда издевались над телами побежденных. Никакие они не “мирные жители”. Почему сейчас шииты подняли восстание? Они хотят американцев изгнать? Да нет, конечно, американцы сами хотят уйти, а шииты мечтают изгнать их с кровью, чтобы было море крови, и на этом они строят свой национальный мир. С такими людьми договориться нельзя, их можно только победить.

Действительно, когда-то такими были христиане. Прошло много сотен лет, и они повзрослели. С мусульманами, я надеюсь, когда-нибудь можно будет найти общий язык…

Можно ли было договориться с крестоносцами? Все, что им дают, они забирают и еще требуют. Так можно ли договориться с христианами? Можно, но не в XI веке, а в XX. С мусульманами, может быть, в XXV веке тоже можно будет помириться. Но сегодня нужно победить.

— И тогда это будет АГАДА-2?— АГАДА — это наша сегодняшняя жизнь.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора