Непохожесть на обезьяну

Вы не поверите и правильно сделаете — я хотел избегать намёков и просто писать о мудреце. Но — обнаружил, что величие рава Исраэля Салантера (1810-1883) по-настоящему раскрылось во время эпидемии холеры…

Clip2net_2005271уууууууРодился будущий создатель движения «Мусар» в 1810 году в литовском городке Жагаре у границы с Латвией, в семье рава Зеева-Вульфа Липкина, очень скромного человека. Позднее отец стал главой раввинского суда в крупных городах и общепризнанным знатоком Торы, автором книг — но тогда он работал школьным учителем. Мать Исраэля, ребецин Лея, потомок Виленского Гаона, была известна благочестием и обширными познаниями в Танахе и Талмуде. В семье родилось ещё четверо сыновей, Исраэль, второй из братьев, с детства отличался потрясающими способностями. Городок славился знатоками Торы — «мудрецами Жагаре»

Первые знания Исраэль получил в школе отца, с 10 лет сам давал уроки, разъясняя соученикам сложные темы. Двенадцатилетним отец отправил его в город Салант к великому мудрецу раву Цви (Гиршу) Бройде. Рав Цви одевался как средний житель города, свой интеллект напоказ не выставлял. Ради большей сосредоточенности до 30 лет Тору учил стоя и заработал болезнь ног. О его нравственных качествах расскажет история. Жена заподозрила служанку в кражах, спросила мужа, что делать? «Вызови её в раввинский суд». Когда женщины стали собираться, они заметили, что рав надевает лучший костюм. «Куда ты? — Эта девушка сирота, у неё нет представителя в суде, я иду стать её защитником».

С Исраэлем рав учился в своём доме, несмотря на протесты жены. Когда супруга выгнала мальчишку, впускал того через окно. Он прозвал ученика «маленький Альфаси» — по имени великого законодателя 11 века. К 13 годам Исраэль знал наизусть весь Талмуд, к 14 годам составил сборник «Хидушей Тора» (открытий в Торе) и по совету учителя послал его в Познань к рабби Акиве Эйгеру. Ответа не последовало. Когда еврей из Саланта навестил лидера поколения, тот рассказал, что получил необычайно талантливую рукопись от юноши из Саланта, но опасался, что автор находится в конфликте с раввином и хочет использовать его авторитет против рава Бройде. «А иначе почему он послал это мне, а не показал великому раву Гиршу?».

Вокруг рава Бройде собрались выдающиеся люди, семь его ведущих учеников сравнивали с «семью ветвями Меноры». Одна из «ветвей» — Исраэль близко сошёлся с другой — равом Йосефом-Зунделем Салантом (1786-1866), любимым учеником рава Хаима из Воложина, ближайшего ученика Виленского Гаона; его именовали: «третий от Гаона». Рав Зундель был человеком нестандартным и порой его поступки выглядели странно. Исраэль начал наблюдать, следовать за ним, пытаться постичь корень его духовного служения. Заметив юношу, рав Зундель произнёс: «Исраэль, изучай Мусар и ты обретёшь трепет перед Всевышним!». «Моё сердце отозвалось» — говорил Исраэль; он сблизился с равом Зунделем и «шёл, держась за его руку», считал своим учителем. Подчёркивал, что большинство методов духовного совершенствования и исправления нравственных качеств, ставших основой «Мусара», он перенял от рава Зунделя и лишь раскрыл их народу.

Четырнадцатилетнему Исраэлю сосватали дочь рава Якова Айзенштейна, тесть обязался дать приданное в 300 рублей. Но дела расстроились и выполнить обещанное он не смог. Об этом узнал один из богатейших евреев Литвы и предложил раву Якову 10000 рублей за то, чтобы он расстроил помолвку дочери в пользу дочери богача. Слава о молодом гении, с 14 лет дававшего уроки в Бейт-мидраше (Доме учёбы) Саланта, шла по стране. Рав Яков поехал к отцу жениха и сообщил, что готов отменить помолвку, если эти 10000 достанутся в приданное жениху. В ответ рав Зеев-Вольф назначил день свадьбы… Рав Исраэль жил с женой в любви и согласии до её смерти от эпидемии в 1870 году и больше не женился.

В Саланте молодые прожили 18 лет, жена держала лавочку, чтобы муж мог непрерывно учиться. Он нём говорили: «Рав Салантер по-новому осветил способы изучения и понимания Талмуда». Главным для него в жизни и учёбе было достижение святости, чтобы подняться над материей и обрести возвышенные нравственные качества.

Рав Исраэль не раз менял позиции, если видел их ущербность или неполноту. Сперва отвергая популярный тогда метод «пилпуля», изощрённого логического анализа и считая, что тот может привести к схоластическому умствованию и гордыне — в какой-то момент увидел, что и его путь, названный: «постижение Торы ради её самой», может вести к тщеславию. И — глубже исследовал метод «пильпуля», доказав его необходимость! Сперва он собирался скрывать пути своего служения, устроиться бухгалтером в Мемеле (Клайпеде) — но, увидев нарастающее духовное обеднение народа, на который, с одной стороны, давила чугунная власть Николая I, а с другой — искушала возможность эмансипации, неустойчивые либеральные тенденции христианской Европы — рав понял необходимость оживления народа и широкого распространения «Мусара». Много внимания он стал уделять обучению простых, а также европейски образованных, но мало в еврействе смысливших людей.

Хафец Хаим
Хафец Хаим

Еврейские «просветители» и реформисты — зачастую люди, болеющие за народ и желавшие лишь немного «обучить его культуре просвещённого мира», обращались к властям своих стран,- и начинались совместные проекты, направленные в лучшем случае на ассимиляцию, в худшем — на вытеснение непонятного народа. Рав Салантер пользовался в их кругах уважением, они, зная о его возвышенных нравственных качествах, широте взглядов и гениальности, многократно обращались с заманчивыми предложениями. Сам граф Уваров, Министр народного просвещения Российской империи, приезжал к перебравшемуся в Вильно раву и уговаривал его стать главой «раввинской семинарии» или инспектором еврейских школ. Рав отказался, сославшись на слабое здоровье — и срочно уехал в Ковно (Каунас). Он всегда выступал против «казённого раввинства», понимая настоящую цель правительства: увести евреев от Торы. Через годы в этом убедились искренние из «просветителей»…

Писать об этом человеке кратко невозможно, приведу лишь несколько фактов. Тогда гордо шествовал дарвинизм. Известный раввин говорил: «у меня было сомнение, произошёл человек от Б-га или от обезьяны; увидев рава Салантера, я убедился, что от Б-га». Даже противники, насмехавшиеся над раввинами и Торой, боялись задевать Салантера, столь очевидным было его духовное величие. Когда «создатель нового еврейского романа» Авраам Мапу, прошедший путь от гениального ешиботника через каббалу к «просветительству» и критике «еврейской отсталости», иронически вывел рава Салантера в романе «Крашеный орёл», он получил тумаки от своих.

В 1848 в Вильне свирепствовала эпидемия холеры со множеством жертв. Рав Салантер, всегда отказывавшийся от официальных должностей и бывший «просто евреем», в пост Йом-Кипур объявил в центральной синагоге, что пост запрещён, молитвы необходимо сократить и не подвергать людей опасности голода, скученности и духоты. Когда послышались протесты, рав поднялся к биме, произнёс кидуш и поел. И — начал давать блестящие уроки в синагогах города, чтобы продемонстрировать свой уровень и добиться принятия этого постановления! Создал больницу на 1500 коек, сам с 70 лучшими учениками ухаживал за больными…

Им организован неофициальный «комитет спасения», боровшийся против российских антисемитских указов; его ученик рав Эльханан Коэн специально переселился в Петербург, завёл широкие связи среди сановников и, вместе с некоторыми богатыми ходатаями по еврейским делам, сумел добиться отмены или ослабления немалого их числа. Барон Гинцбург говорил, что если бы был жив умерший в 1879 рав Коэн или кто-то его заменил, погромы 1881-82 удалось бы предотвратить. Рав Салантер переезжал в Германию, изучил язык, принял гражданство и многое сделал для защиты еврейства Торы от реформизма…

Перечислить все дела этого человека — нужен толстый роман. Главное — в поколении это был «образец человека», творения Всевышнего. Как позднее — Хафец Хаим.

9р

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора