Врач и эпидемии

Избаловались мы, ребятки, на демократических харчах! Страны друг другу вентиляторы с масочками подбрасывают, советы медицинские шлют со статистикой соответствующей, доктора где откроют средство спасительное — как доброго ему здоровья доктор Владимир Зеленко — так сразу на интернет, и каждый уважающий себя индивидуй могет от зловредного вируса исцеляться. Человечество в целом, отложив до худших (лучших?) времён взаимопакости, сообща ищет панацею, начиная осознавать, что «мы все в одной лодке». И что у этой лодки есть Капитан, с которым только и стоит договариваться.

Да и что это за пандемия, смертность всего в нескольких процентах меряется, да и те завышены из-за неполноты проверок?! То ли дело бывало, во времена старые и славные, когда, начиная с двадцатых годов 14 века, от пандемий чумы, сиречь бубонной, лёгочной и прочей «Чёрной смерти», погибло от 30 до 60 процентов населения Европы! Это не считая жертв прочих регионов, которых должно было быть не меньше европейских — ну, скажем, из Ближнего Востока, Египта, Индии и Китая, откуда по традиции веяло не слишком надёжной статистикой. Смертность, по оценкам медицинских историков, доходила до 95, в некоторых местностях даже до 100 процентов среди заболевших. Славно поработали тогда вши да крысы, разбежавшись то ли из оазиса в пустыне Сахара, то ли из степей северней Каспия, то ли из пустыни Гоби. Безо всякого интернета разнесли прыгуны-грызуны свою «благую весть» по Ойкумене. Да и граждане, не испорченные толерантностями, помогали дамочке с косой чем могли — быстро установив виновных в мировых неурядицах, громили они злостных мусульман и коварных иудеев почём зря, подбавляя изрядные сотни и тысячи в губительную статистику. Ныне по сравнению с этим вообще тишь да благодать, райские времена.

Знаете, как центр европейского еврейства в Польшу вдруг переместился? По польской легенде некогда, после долгих пререканий, решила шляхта избрать князем первого, кто появится в городских воротах; тут и попался еврей Аврам Проховник, насильно на престол взгромождённый; вскорости он грамотно с опасного стула спрыгнул, заменив себя на основоположника династии Пястов. Случилось сие легендарное действо в середине 9 века, но даже если оно состоялось в действительности, ещё целых 5 веков затем маловато обитало наших соплеменников в Польском царстве. А массовое еврейское переселение в Польшу случилось в веках 14-15-м. Король Казимир III Великий, мужчина любвеобильный, вроде бы имел любовницей еврейку Эстерку, которая повлияла на него в плане предоставления евреям убежища и достойных прав в Польше. (Впрочем, возможно, это тоже легенда, реминисценцией на «Мегилат Эстер») Тогда нас изгоняли из многих европейских стран и городов, обвиняя в распространении чумы, и даже возражавшие молве папские буллы, указы императоров и действия некоторых местных правителей не могли изменить общую картину. «Чумные» погромы 1348-49 годов — Тулон, Барселона, Цюрих, Базель, Кельн, Страсбург, Мюнхен, Шпайер… Изгнания из Чехии, Англии, стран Германии, Швейцарии, регионов Италии, Франции и Испании… Чтобы не скучать, в христианских областях громили заодно и мусульман, поскольку те да евреи были лучшими докторами. Это сейчас всякие флеш-мобы с аплодирующими со своих балконов медперсоналу «карантинными» гражданами идут по миру, а тогда подход был простой, ленинский, рабоче-крестьянский: чуть что не так — виновата интеллигенция. С соответствующими оргвыводами. И какая интеллигенция в особенности, догадались? В пострадавшей от чумы Мекке мусульмане додумались, что причина несчастья в евреях: город наказан за грех, что всяким «дзимми» позволили жить в «святом месте». Небесным же гневом из-за соседей-евреев объясняли пользу изгнаний и геноцидов христианские фанатики. Старый советский анекдот о «дружбе народов»: «русский взял за руку турка, турок — китайца… и они пошли вместе бить жидов» — есть просто грубая калька с исторической реальности.

Зато вот в Польше, куда эпидемия добралась в 1350-51, правительство сумело защитить «иноземцев» и подавить начавшиеся было попытки погромов. И жили с тех пор наши предки в единственной европейской демократии 600 лет, немало участвуя в превращении захолустья в центр мировой культуры.

Читаю те хроники и понимаю, насколько цивилизовался мир. Какой сайт ни откроешь — картиночки про мытьё рук, изоляцию и гигиену, в метро и автобусах объявления… А тогда одной из причин страшных эпидемий была распространённая христианская практика «отказа от удовольствий», в частности от мытья. Пожизненно! Некоторые их канонизированные «святые» дурно попахивали. Обидно, панимаешь, мы тут небесам служим по самое «не могу», а нахальные евреи болеют меньше, ручки моют-омывают, книжки читают с гигиеническими рекомендациями; да и, предполагают учёные, более частые среди евреев группы крови слабее подвержены чуме. Это ещё помимо прямых духовных особенностей. Вот и приходилось туземцам самолично устанавливать равновесие, чаще всего через массовые сожжения. Хотя летописи еврейских общин тоже дают невесёлые факты обезлюживания при эпидемиях, так что напрасно молодчики беспокоились…

Clip2net_200412212151ппппппппппппп

В унисон со свежими новостями я выбрал раввина, жившего в те «увлекательные» годы. Мне кажется, его судьба — хороший пример того, что должен делать, куда направлять свои силы и разум человек в эпохи трудностей и потрясений. Точных данных по биографии недостаточно, хотя немало его сочинений до нас дошли. Зовут его «рав Моше Нарбони» (в смысле «из Нарбонны», древнего портового города в графстве Тулуза, где он прожил большую часть жизни), в европейской истории он больше известен как Видаль Биасом. Родился раввин где-то в районе 1300 года, умер не раньше 1362, причём известно, что случилось это во время одного из его многочисленных путешествий. Другие источники датой ухода приводят 1368 год.

Родился герой в соседнем с Нарбонной городке Перпиньяне, известном как «Испания во Франции», ибо вся его архитектура в испанском стиле; затем, вероятно ещё молодым человеком, перебрался в Нарбонну. Любопытно, что эти небольшие приморские городки побывали столицами — Перпиньон позже, в конце 18-го — начале 19-го века 70 лет возглавлял «Мальтийское королевство», а Нарбонна в годы жизни нашего героя играла странную роль столицы одновременно виконтства и герцогства. Базисное еврейское образование Моше получил под руководством отца, рава Йешуа, затем изучал Тору у раввинов (видимо, братьев) Авраама и Моше Каслари. Данных о раве Моше Каслари мне найти не удалось, а рав Авраам Каслари, помимо своих выдающихся познаний в Торе, был одним из крупнейших врачей своего времени. Известно, что оба Каслари обучались у знаменитого еврейского учёного Калонимуса бен Калонимуса, тоже, кстати, изучавшего медицину, но едва ли её практиковавшего.

Моше Нарбони стал врачом и пользовался в этом качестве большой популярностью. Был он человеком энциклопедически образованным и настоящим философом, причём философией увлёкся ещё с 13 лет, сразу после бар-мицвы; он знал практически все труды по философии, созданные еврейскими и арабскими мусульманскими авторами, через арабских мыслителей — также и произведения греческих философов, бывших на арабском Востоке весьма популярными. Вероятно, владел также латынью и ещё некоторыми языками. Полиязычность делает достаточно сложной его терминологию в главном медицинском труде «Путь жизни» — понятия в нём берутся из иврита, арабского и латыни.

Моше Нарбони обожал учиться и оттого нередко совершал «путешествия за знаниями» — он отправлялся, в частности, в близлежащую Испании, где надолго задерживался в Толедо, Валенсии и Сории, бывших крупными центрами испанского еврейства и центрами научных знаний. В дальнейшем знакомства в этих городах весьма ему пригодились: в 1344 году, когда ему удалось уцелеть во время погрома в Перпиньоне, рав бежав в Испанию. «Судьба его хранила» — осенью 1348 года чума пришла в Нарбонну и Перпиньон, опустошив эти города, и он, практикующий врач, был бы «на первой линии фронта». В 1349 году рав Моше, прежде перебравшийся в каталонскую Серверу, опять сумел убежать от разъярённой толпы, пришедшей перебить евреев — «зачинщиков эпидемии». Спасся, оставив всё своё имущество и книги. Чума пришла в Испанию в конце 1347 — начале 1348 года, даже у сравнительно толерантной испанской публики было достаточно времени найти «главных зачинщиков».

В дальнейшем рав Моше Нарбони многократно переезжал по городам Испании — жил в Барселоне, Толедо, Бургосе — где начал в 1355 году писать свой знаменитый комментарий к «Море невухим», «Путеводителю заблудших» Рамбама, законченный в Сории в году 1362, перед самой предполагаемой смертью. Очень немного известно о его последних, скитальческих годах, историки кратко упоминают, что «большинство своих книг он писал в тяжёлых жизненных условиях войн, опасностей и эпидемий».

В медицине рав Моше придерживался многих воззрений школы римского врача 2-го века Галена — на его идеях базировалась европейская медицина примерно полторы тысячи лет. По сей день мы принимаем галеновское, невероятно революционное для того времени утверждение, что мозг управляет телом посредством нервной системы. Разумеется, Моше, рационалист и раввин, очень многое брал и у Рамбама, трудам которого уделял особое внимание, у других выдающихся врачей-соплеменников,- но в медицине он не был революционером и скорее синтезировал и дополнял, а не качественно менял принятые в его эпоху представления. Он придумал новый вид пластыря, подробно описал связанные со здоровьем людей события своей эпохи, привёл множество рецептов и методик лечения, собранных из разных медицинских школ и традиций. Как из области того, что мы понимаем под «медициной» сегодня, так и из астрологии, которую хорошо знал и почитал наукой настолько серьёзной, что в своих «еврейских» трудах нередко объяснял суть заповедей через астрологические понятия. Помимо принятых методов лечения, профилактических режимов и педагогических приёмов, к книге «Путь жизни» приведены способы использования амулетов и рецепты магического свойства. Пример: для исцеления импотенции, вызванной заклятьем, должно в течение девяти ночей окуривать страждущего в четырёх углах дома ароматической смолой. Обратите внимание, этот человек был настоящим мыслителем-рационалистом и, в отличие от многих нынешних «рационалистов», не пытался подгонять свои исследования под некий «наукообразный» шаблон.

Clip2net_200412212813ппппп

В философии рав Моше Нарбони синтезировал еврейскую, греческую и арабскую традиции. Он стремился согласовать взгляды тех, кого считал своими учителями: Аристотеля, Рамбама, Ибн Эзры, Ибн-Рушда (в европейском, латинизированном варианте Аверроэса), причём, видя Тору и её мудрецов высшим авторитетом, порой в их заочной полемике принимал сторону Аристотеля или его верного последователя Аверроэса, аргументируя тем, что «Тора не могла повелеть отклоняться от истины».

Одна из многих проблем, занимавших его (как и многих других мыслителей времени), был вопрос о соотношении свободной воли и предопределения. Спор об этом вспыхнул одновременно с «первыми ласточками» Великой чумы — в 1320-м году, когда врач, философ и каббалист Авнер из Бургоса перешёл в христианство, стал Альфонсо из Вальядолида и, оправдывая свой переход, выступил с критикой еврейских взглядов на сей вопрос. Он настаивал на полном детерминизме, предопределённости действий человека и событий. Говорят, впервые полемика христиан с иудеями шла на достойном интеллектуальном уровне. Против экс-еврея выступили мудрецы, отстаивая и объясняя парадокс предопределённости и одновременного наличия свободной воли, влияющей на события. На эту тему немало говорит Талмуд, в частности рабби Акива. Наш герой активно участвовал в заочном диспуте, посвятив этой теме кучу страниц в своих оригинальных трудах и комментариях к произведениям «своих учителей». Он вообще любил жанр комментария, им созданы комментарии к «Плачу Иеремии», ранней работе Рамбама о логике и его же «Путеводителю заблудших», к первому философскому роману на арабском языке, написанному в начале 12 века врачом и философом Ибн Туфайлем «Хай ибн Якзан» (Живой, сын бодрствующего)…

Пожалуй, главной темой его философии был разум. Рав Моше детально прокомментировал трактат о разуме Ибн-Рушда, исследует рамбамову логику и рациональные основы знания; сюжет романа Ибн-Туфайля посвящён тому, как на необитаемом острове человек путём размышлений достигает уровня пророчества и соединения с Б-жественным разумом. В собственном труде и в комментариях к Ибн-Туфайлю рав Моше утверждает, что утверждение о невозможности для человека приблизиться к Высшему интеллекту, соединиться через Б-жественным знанием должно пересмотреть. Историки усматривают здесь намёк на то, что Моше Нарбони, возможно, сам достиг соединения с Высшим разумом…

Много ещё можно говорить о взглядах рава Моше, немало его творений до нас дошли. Но давайте взглянем на всё это на фоне эпохи. Климатические катастрофы — то засушливые, то слишком влажные десятилетия; постоянные стихийные бедствия. 1333 — голод и страшное наводнение в Китае (400000 жертв!), год за годом там землетрясения и засухи. Землетрясения и извержения вулканов в Индии, ужасающие эпидемии. На Руси засуха и нашествия грызунов. Извергается Этна в Италии (1333), в Германии и Франции в 1342 сильнейшие наводнения, эпизоотии домашних животных, нашествия саранчи… Многочисленные войны и опустошительные эпидемии, страшный холод зимы 1347-48 года, оголодавшие дикие звери атакуют города и врываются в дома; всеевропейское землетрясение двумя толчками — 25 января и 2 февраля 1348 года… Короче, полный набор египетских казней, прежняя цивилизация рушится. И чем же увлечён этот нищий, потерявший всё и атакуемых толпами безумцев изгнанник? Вопросом свободы воли и Б-жественной справедливости, происхождением языка, сродством и различием религий, способностью человека соприкоснуться и прильнуть к наивысшему!.. Его книги, его разум пережили эпоху. Сейчас, в период «казни тьмой» массовой паники из-за куда меньших причин — не стоит ли нам у него поучиться?

5р

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора