Саботаж демократии во имя ее защиты

Новый день в Америке принято начинать с сообщения о двух новостях, хорошей и плохой, но это кому как. В прошлую среду, 15 января, газета The New York Post вышла с заголовком «Знаки времени» и двумя фотографиями на первой полосе.

Слева — спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси в розовом костюме, который ей очень к лицу, подписала текст импичмента президенту Трампу, а на правой Трамп в синем галстуке (который он периодически меняет на красный) подписывал текст «первой фазы» торгового соглашения с Китаем. Под текстом соглашения, президент поставил свою рукотворную подпись, а за его спиной стояли вице-президент Майк Пенс, и.о. завканцелярией Белого дома Мик Малвэни, советник по национальной безопасности Роберт О’Брайен и другие ведущие аппаратчики и законодатели. Персонально были приглашены ведущий канала Fox Business Network Лу Доббс, доноры Республиканской партии супруги Шелдон и Мириам Аделсон, а также бывший госсекретарь Генри Киссинджер, в разной степени и в разное время помогавшие налаживать американо-китайские отношения.

С китайской стороны договор подписал вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ, тоже со свитой за спиной. Затем Трамп и Хэ обменялись английским и китайским текстами, подписав их каждый на своем языке. «Совместными усилиями мы исправляем ошибки прошлого», — заявил Трамп, назвав достигнутое соглашение «историческим», и отметил, что в обозримом будущем посетит Китай. Со своей стороны Лю Хэ зачитал письмо председателя КНР Си Цзиньпина, который пожелал сторонам «в качестве следующего шага заключить соглашение в полном объеме». Документ, который занимает 86 страниц, стал итогом двухлетней торговой войны между США и КНР, двумя крупнейшими экономиками, товарообмен которых составляет больше 40% мирового товарооборота. Соединенные Штаты производят больше 30% мирового ВВП, а Китай 15-16%.

В соответствии с соглашением, Китай обязуется провести значительные реформы в ряде ключевых областей и существенно увеличить закупки американских товаров и услуг в последующие годы. Китайцы обязались в течение двух лет купить в США промышленные товары на 75 млрд долларов; энергоносители на 50 млрд; сельхозпродукты на 40 млрд, а также различные услуги, то есть сферу обслуживания, на 35-40 млрд долларов. Соглашение подкреплено надежной системой урегулирования торговых споров и соблюдения принятых условий. Его «первая фаза» касается таких острых тем, как защита интеллектуальной собственности, прекращение принудительной передачи технологий, устранение барьеров для американских финансовых услуг, прекращение валютных манипуляций и восстановление баланса в торговых отношениях. По общему мнению политиков и экономистов, это несомненная победа США, то есть Трампа, а его обещание посетить Китай в обозримом будущем толковалось как государственный, а не частный визит.

Пока в Белом доме отмечали эту хорошую новость, в Палате представителей оформлялась плохая новость для президента. После четырех недель задержки спикер Пелоси подписала текст импичмента для передачи в Сенат. Для демократов это было событие исторически главнее какого-то договорчика с каким-то Китаем, поскольку Дональд Трамп мог стать первым президентом США, отстраненным от власти импичментом по приговору Сената. Президентов Эндрю Джексона в 1868 и Билла Клинтона в 1999 году Сенат оправдал, а президента Никсона, который в 1974 году сам ушел в отставку, не дождавшись решения Сената, помиловал его сменщик Джеральд Форд. Надежды демократов на то, что Сенат признает президента Трампа виновным в двух статьях обвинения, которые предъявила ему Палата представителей — превышении власти и помехах работе Конгресса, практически нет, но Нэнси Пелоси решила войти в историю как спикер, при котором такое решение было принято. К слову сказать, спикера Шайлера Колфакса, который «импичнул» Эндрю Джексона, и спикера Карла Алберта, который «импичнул» Ричарда Никсона, сейчас не помнят, а спикера Ньюта Гингрича, который инициировал импичмент Билла Клинтона, помнят совсем не за это.

Чтобы войти в историю, на церемонию подписания импичмента Трампу, спикер Пелоси приготовила три десятка именных черных ручек. Как сообщила в своем твите корреспондент CNN Лорен Фокс, эти ручки лежали перед 79-летней Нэнси Пелоси на трех серебряных подносиках, и она брала одну за другой, выводя свои подписи. Сколько ручек ушло на это, не уточняется, но использованные спикер отдавала на вечную память стоявшим вокруг законодателям-демократам, которые будут представлять импичмент в Сенате. «Ничто не говорит о серьезности и торжественности путем раздачи сувениров, словно это удачно подписанный билль, а не серьезнейший процесс для нашей Конституции», — прокомментировал затею спикера Пелоси лидер сенатского большинства Митч Макконелл. Однако у ее священнодейства есть исторический аналог покруче, когда в 1964 году президент Линдон Джонсон подписал Закон о гражданских правах (Civil Rights Act) 75 ручками. А я вспомнил, что 2 сентября 1945 года на борту нашего линкора «Миссури» в Токийском заливе генерал армии США Дуглас Макартур подписал Акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне, достав из кармана кителя с десяток авторучек, но сколько пошли в дело и кому какая досталась, история умалчивает. Кстати, на снимке репортера фотоагентства Getty Images Марка Уилсона видно, как, подписав 15 января «первую фазу» соглашения с Китаем, Трамп раздает окружившим его сенаторам несколько черных ручек, которые эксперты определили как Sharpie по 2 доллара за штуку…

«Менеджерами», которые будут представлять обвинение на суде в Сенате, спикер Пелоси отобрала семерых. Это были, естественно, глава юридического Комитета Джерри Надлер и глава Комитета по разведке Адам Шифф, которые готовили импичмент, а также члены Палаты представителей мужского пола Хаким Джефрис, Джейсон Кроу, Вал Демингс, Зои Лофгрен и Сильвия Гарсия, то есть четверо мужчин и три женщины. В ту же среду, 15 января, их кандидатуры были одобрены обычным для таких случаев «пропартийным» голосованием (228:193), а в четверг Адам Шифф зачитал оба пункта обвинения Трампа, повторив, что тот «злоупотребил властью президента», принуждая правительство Украины к вмешательству в предстоящие президентские выборы, а затем препятствовал Палате представителей в проведении расследования по первому обвинению. В еврейском анекдоте подобное звучит: «а во-вторых, как вам нравится во-первых».

В тот же день временный председатель Сената, 86-летний республиканец Чак Грассли привел к присяге председателя Верховного суда Джона Робертса, который будет председательствовать на процессе в Сенате по делу об импичменте. По Конституции председателем Сената считается вице-президент, а его ВРИО (pro tempore), обычно старший по возрасту, заменяет там вице-президента на время его отсутствия. В данном случае вице-президент Майк Пенс не отсутствует, но, как гласит Конституция, «если перед судом предстаёт президент Соединенных Штатов (в Сенате), председательствует главный судья», то есть в данном случае Робертс. «ПринОсите ли вы торжественную клятву, — спросил Грассли у одетого в черную мантию Робертса, — что во всем относящемся к идущим сейчас слушаниям по импичменту Дональду Трампу, президенту Соединенных Штатов, вы будете беспристрастным судьей, согласно Конституции и законам, и да поможет вам Бог?» Назначенный президентом-республиканцем Бушем-младшим 64-летний Робертс подтвердил это, положив руку на Библию, и в свою очередь привел к аналогичной присяге сенаторов, которые подходили к нему группами по четыре человека и расписывались.

Затем пристав Сената Джеймс Маттерс (Sergeant at Arms) представил «менеджеров» и предупредил сенаторов, что в их присутствии они обязаны молчать «под угрозой тюремного заключения». По примеру британского Парламента, «сержант» Маттерс сопроводил эту угрозу тройным кличем «Нear ye!», то есть «Слушайте все!» Лидер сенатских республиканцев Митч Макконелл сообщил, что президент Трамп получил вызов в суд и должен ответить до субботы, после чего Макконелл назначил начало слушаний на утро вторника 21 января. Несмотря на повестку, президент не обязан являться в суд лично, и его могут представлять адвокаты, которых в случае с Дональдом можно назвать «Dream Team» — «Командой-мечтой». Это юрист Белого дома Пат Сиполлоне и его помощники Патрик Филбин и Майк Пурпура. Это личный адвокат Трампа и старший юрист Американского центра закона и права (American Center for Law and Justice) Джей Секулоу и один из самых авторитетных специалистов по Конституции США, почетный гарвардский профессор права Алан Дершовиц. Либерал Дершовиц, который в 2016 году голосовал за Хиллари Клинтон, 18 января в утренней программе Майкла Смеркониша (CNN) пояснил, что не входит в «стратегическую команду» защиты Трампа. «Моя роль ограничена, — сказал 81-летний Дершовиц. — Я буду появляться только от имени Конституции, выдвигая основанные на Конституции аргументы против импичмента». Адвокаты Трампа это Кеннет Старр, бывший независимый прокурор по делу Билла Клинтона, который довел это дело до импичмента, и сменивший его на последних стадиях расследования Роберт Рэй, бывший федеральный прокурор Манхэттена. Это адвокат Пэм Бонди, которая с 2011 до 2019 год была генеральным прокурором Флориды, и адвокат Джейн Раскин, которая вместе с коллегой мужем в апреле 2018 года отстояли Трампа от попыток Роберта Мюллера допросить его.

Не дожидаясь начала слушаний, в воскресенье демократы направили в Сенат 111 страниц обоснования, почему Трамп достоин импичмента. В документе, который был опубликован на сайте комитета Палаты представителей по разведке, отмечено, что президент «представляет угрозу для национальной безопасности США». Тогда же юристы Трампа ответили, что «представление к импичменту, поданное демократами в Палате представителей, является опасным нападением на право американского народа свободно выбирать своего президента». Адвокаты назвали это «неприкрытой и незаконной попыткой отменить результаты выборов 2016 года и вмешаться в выборы 2020 года, до которых осталось несколько месяцев».

А президент Трамп, как крыловский кот Васька, который слушал да ел, тем временем занят своим президентским делом, и 15 января, когда Нэнси Пелоси тремя десятками ручек вводила себя в пантеон политической славы, подписал соглашение о торговле в Китаем. Лидер республиканского меньшинства в Палате представителей Кевин Маккарти в связи этим отметил неслучайность подобных совпадений и напомнил, что Пелоси сообщила о возбуждении импичмента Трампу 24 сентября, когда президент встречался с зарубежными лидерами на сессии Генеральном Ассамблеи ООН. 4 декабря, когда он был на саммите НАТО в Лондоне, демократы Палаты представителей заслушали в юридическом Комитете показания четырех экспертов по Конституции, трое из которых были откровенными антитрампистами. В день подписания «первой фазы» торгового соглашения с Пекином спикер Пелоси назвала своих «менеджеров» в Сенате и передала туда текст импичмента. «Всякий раз, когда этот президент укрепляет нашу страну, — сказал Кевин Маккарти в программе Лоры Ингрэм на канале Fox News 15 января, — они саботируют демократию».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Саботаж демократии во имя ее защиты

  1. Добро, не отвергая средства зла,
    по ним и пожинает результаты;
    в раю, где применяется смола,
    архангелы копытны и рогаты.
    Игорь Губерман

Обсуждение закрыто.