Проблема моногамии и многоженства

— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Как объяснить ребенку, какой смысл в моногамии и в том, чтобы иметь только одну жену, если у Авраама и у Яакова было несколько жён? У Шломо был целый гарем? Если в нашем народе только сравнительно недавно был введён запрет на многоженство? Плюс недавно в израильских новостях сообщили о том, что группа евреев, прибывших из восточных стран, столкнулась с юридическими проблемами, т.к. у всех было по нескольку жён? И это сейчас — в наше время! Как мне объяснить своему почти взрослому ребенку такие вещи? Если у человека, можно сказать, мир рушится. Мой ребенок заявляет мне, что мы не лучше других и поступаем, как остальные народы мира, раз у нас в прошлом многоженство было нормой. И где гарантия, что сейчас этого нет? Или не повторится снова? К слову, мой ребенок — дочь.

С уважением, Сарра. Россия

— Тема о многоженстве, как и любая тема — на вполне легитимных основаниях может быть предметом обсуждения и изучения. Имею в виду изучение в рамках нашей традиции и сложившихся в ней способов обсуждения проблем. Прежде всего подчеркну, что должны быть некие основополагающие предварительные договоренности. Ибо без них обсуждение может превратиться в совершенно неконструктивную болтовню в духе «я думаю так, а тот, кто думает иначе — дурак». Такие предварительные договоренности включают в себя понимание и осознание того, что Тору дал нам сам Всевышний и что Он, Творец мира, создал мир так, как счел нужным. И другого мира у нас нет. О возможности жизни на планетах других галактик — говорить здесь не будем.А если так — тот образ жизни, который Творец предлагает нам, и есть идеал нашего существования. Теперь — к теме многоженства. В Торе нет ни указаний, ни повелений по поводу того, что у еврейского мужчины должно быть несколько жен. И это первое, что Вам следует, на мой взгляд, сказать своей дочери. Вместе с тем, в Торе нет и запрета на то, чтобы иметь несколько жен. При том, что ситуация не такая, какой ее могут представить себе те, кто не изучал и не изучает Тору. Тут в первую очередь необходимо констатировать, что заключение брака в еврейской традиции может быть только добровольным. И согласие на брак обеих сторон должно быть выражено перед свидетелями. Важно отметить, что мужчина берет на себя перед женой весьма серьезные обязательства личностного и материального характера. Они (абсолютные и безусловные) записываются в документе, который на иврите называется — ктуба. Этот документ подписывают свидетели. Так что, на практике в древние времена все это, как, надеюсь, понятно, делало многоженство крайне редким явлением. Еще раз подчеркну, что речь никогда не шла о том, чтобы девушку или женщину брали, скажем, второй женой без ее добровольного согласия на это. Переходя уже к рассуждениям о жизненной практике, отмечу, что в среде европейских евреев многоженство полностью запрещено уже более тысячи лет. У евреев в странах Востока это действительно практиковалось, но, как уже сказано выше, в крайне редких случаях. В Израиле принят запрет, который существует у европейских евреев. Поэтому в нашей стране его соблюдают и в среде восточных евреев. Спокойный разговор с дочерью обо всем этом выведет, как мне кажется, ее беспокойство за пределы обсуждения реальной еврейской жизни. Что же касается теоретических разговоров, не имеющих отношения к практике — для этого как раз и нужны те самые предварительные договоренности, о которых шла речь в начале этого ответа. Повторю их еще раз: Всевышний и Его Тора — абсолютная Истина. При том, что Тора реализуется в жизни, согласно разъяснениям и постановлениям наших Учителей.

Отвечал рав Элиягу Эссас

http://evrey.com

4-Depositphotos_18355499_s-2019ууффффффффффф

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора