Затмение. Недельная глава Торы «Ваехи»

Прожив семнадцать лет в Египте, Яаков чувствует приближение смерти. Он берет клятву с Йосефа, что тот похоронит его в семейной усыпальнице «Меарат а-махпела» в Хевроне. Йосеф приводит к больному отцу сыновей Эфраима и Менаше, и Яаков объявляет их своими сыновьями. В результате Йосеф и его потомки получают двойную долю наследства вместо старшего брата Реувена. Несмотря на возражения Йосефа, Яаков благословляет первым его младшего сына Эфраима, от которого произойдет Иегошуа бин-Нун, преемник Моше-рабейну и покоритель Эрец-Исраэль. Затем Яаков собирает всех двенадцать сыновей, основателей колен Израиля, и дает им предсмертные благословения и характеристики. Яаков умирает в возрасте 147 лет. Грандиозный похоронный кортеж отправляется из Египта в Хеврон. После смерти отца братья опасаются, что Йосеф начнет мстить им за прошлое. Но тот успокаивает их и обещает дальнейшую материальную поддержку им и их семьям. Перед смертью Йосеф предсказывает братьям, что Б-г выведет их потомков из Египта, и просит, чтобы при Исходе евреи забрали с собой его останки. Йосеф умирает в возрасте 110 лет; его набальзамированное тело кладут в саркофаг. Так завершается книга «Берешит», первая в Пятикнижии.

***

«И позвал Яаков сыновей своих, и сказал: Соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в грядущие времена» (49:1). Сегодняшний раздел — особенный, причем, не только потому, что он завершает книгу «Берешит». В отличие от всех других разделов Пятикнижия он не отделен в рукописном свитке интервалом от предшествующего раздела. Это противоречит общему правилу, согласно которому каждая «сидра» начинается с новой строки или выделяется пустым промежутком размером не менее девяти букв.

Поэтому комментатор РАШИ называет раздел «Ваехи» закрытым, и говорит, что такая текстовая особенность имеет важное смысловое значение. «Закрытость» раздела свидетельствует о состоянии детей Яакова в год его кончины: их глаза были «закрыты» — они не видели, что с уходом отца началось их закабаление в Египте.

Другое объяснение: перед своей кончиной Яаков хотел открыть сыновьям всю предстоящую историю еврейского народа вплоть до эпохи Машиаха («Соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в грядущие времена»), но Всевышний поставил завесу перед его пророческим взором, закрыл историческую перспективу.

Почему? Главная причина такого «затмения» состоит в том, что Б-г хотел предоставить евреям возможность ускорить приход Машиаха путем «тшувы», нравственного совершенствования, выполнения заповедей и добрых дел. Ведь если заранее знаешь дату наступления мессианской эры, то зачем стараться? Не случайно, мудрецы Талмуда сурово осуждают любые попытки «вычислить», каббалистическими или иными методами точную дату Спасения. Ведь если Яакову-авину, несравненному титану духа, это оказалось не под силу, то кто мы такие, чтобы претендовать на более глубокое предвидение?

На самом деле, точной даты просто нет. Спасение может быть ускорено (или отсрочено) по разным причинам. Например, евреи вышли из египетского рабства не через 400 лет, как было предсказано Аврааму, а уже через 210 лет, поскольку муки угнетения стали невыносимы, евреи могли не выдержать полный срок. Правда, потом выяснилось, что отсчет четырехсот лет надо было вести не от даты прихода в Египет семьи Яакова, а от рождения Ицхака, сына Авраама.

Сокрытие даты прихода Машиаха поддерживало надежду в еврейском народе на протяжении двух последних тысячелетий. Было известно лишь, что Спаситель может явиться в любой момент сразу после разрушения Второго Храма. Он до сих пор не пришел, и наши предки, жившие в эпоху мрачного Средневековья, наверняка пали бы духом, если бы знали, что ни завтра, ни послезавтра Машиах не придет, и поэтому ждать его — и страдать — остается еще очень-очень долго. С другой стороны, надежда, выраженная РАМБАМом в одном из его тринадцати принципов веры («Я безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я все же каждый день буду ждать его»), придавала силы евреям на протяжении всех страшных лет изгнания, укрепляла их стойкость и верность Торе.

С Б-жьей помощью

«И жил Яаков в стране Египетской семнадцать лет…» (47:28).

Движение BDS (сокращение трех английских слов: boycott, divestment, sanctions — бойкот, лишение, санкции) ставит своей целью бойкотировать Государство Израиль в разных сферах, чтобы принудить его «выполнять свои обязательства в соответствии с международными законами». Вот эти «обязательства»: полный уход с «оккупированных» территорий, ликвидацию всех барьеров и стен, отделяющих собственно Израиль от Западного берега Иордана, полное равенство арабско-палестинских граждан Израиля и предоставление права возвращения палестинским беженцам.

Противники BDS утверждают, что это движение судит Израиль по таким меркам, которые не применяются по отношению к другим странам и политическим ситуациям.

Американский политический обозреватель Чарльз Краутхаммер писал: «Израиль — единственное в мире еврейское государство. Судить по двойным меркам только государство евреев и больше никакую другую страну в мире, критиковать его народ так, как не критикуют ни один другой народ, выделять только этот народ для осуждения и изоляции, — означает вопиющий акт дискриминации».

Бывший профессор права Гарвардского университета Алан Дершовиц сравнил обвинение Израиля активистами BDS в нарушении гуманитарных прав с высказыванием президента Гарварда Лоуренса Лоуэлла, который ввел в начале XX века квоты на прием евреев в этот университет. Когда его спросили, почему он ввел эти дискриминационные ограничения, последовал ответ: «Евреи мошенничают». Ему напомнили, что христиане тоже мошенничают. Лоуэлл ответил: «Вы меняете тему разговора. Сейчас мы говорим о евреях».

В этом разделе Пятикнижия мы читаем, как завершился процесс переселения евреев в Египет. Яаков и вся его семья основательно устраиваются в египетской провинции Гошен. Несмотря на все заслуги Йосефа перед египтянами, когда он спас страну от опустошительного голода и умело выдвинул Египет на господствующие позиции в мире, уже в первых предложениях следующей книги «Шмот» («Исход») мы узнаем, что «возвысился над Египтом новый царь, который не знал Йосефа» («Шмот», 1:8).

Перед вами классический пример коллективной амнезии по отношению к евреям. Другие народы и их правители готовы использовать их таланты и предприимчивость, но вскоре «забывают» об их заслугах и с наивным удивлением вопрошают: «А, собственно, какой от вас толк?»

В чем причина этой «забывчивости»? Через 210 лет после описываемых в этом разделе событий Моше вывел еврейский народ из Египта. Исход был поспешным, поскольку евреи начали поклоняться местным идолам. Этот процесс развивался постепенно. Едва сыны Израиля вошли на территорию Египта, как духовная нечистота стала медленно и незаметно проникать в их души. Со временем они стали забывать, Кто привел их в ту страну, Кто помогал и берег их.

Когда религиозный еврей пишет письмо или рассказ, рисует или чертит на листе бумаге, он ставит в его правом верхнем углу сокращение из трех букв: «бесайата д’шмайя», что в переводе с арамейского языка означает с Б-жьей помощью. Тем самым он, как будто утверждает, что может писать, думать и творить только с помощью Всевышнего. Англоязычные евреи часто пишут вместо еврейской аббревиатуры латинские буквы этого сокращения: BS’D.

Когда еврей забывает, Кто бережет и спасает его, на смену BS/D приходит BDS. Две буквы всего лишь поменялись местами, а какая смысловая разница!

2-Depositphotos_8049678_s-2019ффффффффффф

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора