Полюби меня, Маша. Недельная глава Торы «Аазину». Йом-Кипур

h_ru_den_yomkipur777777

Большую часть раздела «Аазину» занимает песнь, в ярких метафорических образах которой отражено гармоничное единство Творения. Прошлое, настоящее и будущее сплетаются в единый поток истории.

Перед взором Моше открывается вся реальность, в которой нет противоречий, где события разных эпох дополняют и раскрывают друг друга. Вначале Моше призывает Небо и Землю в вечные свидетели тех несчастий, которые постигнут евреев, если они изменят Б-гу и Торе. В песне последовательно раскрываются пять главных исторических тем: 1) Б-г создал мир для того, чтобы все населяющие его народы стремились к выполнению Его воли, причем посредническая миссия была возложена на евреев; 2) Б-г дал сынам Израиля Святую землю, чтобы они служили Ему с радостью, пользуясь материальным изобилием, но они, неблагодарные, изменили Ему; 3) Еврейский народ заслужил полного истребления, но Б-г проявил милосердие и ограничил наказание их изгнанием из Эрец-Исраэль; 4) В конце дней евреи будут спасены; 5) Моше ярко описывает предстоящую эпоху спасения еврейского народа, восстановления его престижа и наказания его врагов. В конце раздела Б-г дает последнее указание Моше: взойти на гору Нево и приобщиться к своим предкам.

***

«Твердыня Он, совершенно деяние Его…праведен и справедлив Он» (33:4). Б-г справедлив? Но почему в мире так много страданий и несправедливости? Почему гибнут невинные дети? Почему негодяи процветают, а праведники бедствуют? Неужели Б-гу трудно обеспечить хорошего человека едой и одеждой? Ведь Он не испытывает бюджетного дефицита.

Знакомые вопросы. Хафец-Хаим, духовный лидер европейского еврейства в начале прошлого века, отвечал на них такой притчей. У одного богача тяжело заболел единственный сын. Богач обращался ко многим врачам, но никто не мог хотя бы установить диагноз, не говоря уже о лечении. Наконец, один знаменитый профессор, специально приехавший из далекой страны, вылечил ребенка. Перед отъездом он строго велел отцу не давать мальчику есть жирное и жареное мясо. Иначе болезнь вернется.

Богач строго следил за питанием сына. Но однажды ему потребовалось уехать из города по делам. Жена заверила его, что будет выполнять все диетические предписания. Однако дня через два случилось непредвиденное. Мать ела за обедом жаркое. Мясной аромат распространился по дому, и у мальчика потекли слюнки. Бедная женщина не успела и глазом моргнуть, как он выхватил из духовки кусок мяса, выбежал на улицу и жадно съел его.

На следующий день он снова заболел, и когда отец вернулся из поездки, жизнь его сына снова висела на волоске. Бедный отец позвонил профессору и, плача, стал умолять его спасти мальчика. Он клятвенно обещал, что теперь не спустит с него глаз. С командировками покончено!

Профессор вернулся и с большим трудом вторично вылечил пациента. Он еще раз строго-настрого предупредил родителей, чтобы они не давали сыну мясо. Иначе — смерть.

Некоторое время спустя богач устроил званый обед. Когда гости собрались в гостиной, и на столы начали подавать вкусные мясные блюда, хозяин выставил за дверь сына. Гости были потрясены — поведение отца казалось им бессердечным и жестоким. Они не знали о болезни мальчика. Лишь двое или трое близких друзей, посвященных в семейные проблемы хозяина, понимали, что эта видимая жестокость порождена безмерной родительской любовью и страхом потерять единственного сына.

В том же духе ведет себя и наш Отец небесный по отношению к тем, кого Он любит. Иногда Б-г решительно выставляет праведника из «гостиной». Мы не знаем, почему, но верим, обязаны верить, что Он делает это для его же блага. Потому что, как сказано в сегодняшнем разделе, Всевышний «праведен и справедлив». И еще Он знает, что бедность к лицу еврею.

Мы же не всегда понимаем, что хорошо для нас, и часто выпрашиваем у Б-га бесполезные, а то и просто вредные, губительные для нас вещи, как жирное мясо для больного мальчика.

Что мог просить у Б-га бывший советский еврей лет сорок назад? «Б-же, сделай так, чтобы Маша Иванова из бухгалтерии согласилась выйти за меня замуж». Или: «Г-споди, Ты все можешь! Помоги мне вступить в партию». А лет через десять, разведясь с Машей, и, выйдя из рядов КПСС, он вспомнит о своем льготном «пятом пункте» и подаст заявление на выезд в Израиль.

Наверное, поэтому многие наши молитвы остаются без ответа. Хотя на самом деле, ответ есть, но отрицательный — Б-г говорит: «Нет!». Ведь только Он, заботливый Отец, знает, что хорошо для нас, а что плохо. Он предпочитает разочаровать нас отказом, нежели выполнить нашу неуместную просьбу и тем самым навредить нам.

Именно в период «грозных дней», начавшийся в Рош-Хашана и завершившийся на этой неделе в Йом-Кипур, когда небесные врата широко раскрываются для молитв, надо проявлять особую осмотрительность в выражении своих желаний.

Молитва — вещь серьезная. Она требует не только сосредоточенности, настроя, но и правильного выбора приоритетов. Ведь просьбы бывают уместные и неуместные. Хафец-Хаим говорил, что не стоит выпрашивать у Б-га «мешок с картошкой», т.е. материальные блага — деньги, успешную карьеру. Во время молитвы лучше всего просить для себя и своих детей духовные качества — мудрость, успехов в изучении Торы и исполнении ее законов, совершенствование характера.

У молитвы за других людей иные правила. Здесь материальные просьбы вполне к месту. Рабби Исраэль Салантер, основатель движения «Мусар» (мораль Торы), говорил: «Материальные нужды другого еврея — это мои духовные нужды». В таком альтруизме скрыта награда: тот, кто искренне и страстно молит Б-га дать какие-то блага другим, например, здоровье, сам получает эти блага в первую очередь, если нуждается в них.

Не случайно, обязательные молитвы, составленные мудрецами, как правило, носят коллективный характер и отмечены высокой духовностью запросов. В молитве «Шмоне-эсрэ» мы просим собрать нас в Эрец-Исраэль с четырех концов света, отстроить Иерусалим, восстановить царскую династию Давида, простить наши прегрешения, укрепить нашу веру и мудрость.

Луч света

«Ибо доля Б-га — народ Его, Яаков — область удела Его» (32:9).

Одной из величайших фигур еврейской диаспоры был рабейну Гершом, живший около тысячи лет назад. Его называли «Меор а-гола», «Светоч изгнания». Почему именно он удостоился столь почетного титула, а не, скажем, РАШИ или РАМБАМ?

Рабейну Гершом ввел ряд важных запретов: еврею нельзя разводиться с женой без ее согласия и нельзя иметь одновременно двух жен. Но что особенного в этих постановлениях?

Отношения Б-га с еврейским народом уподобляются отношениям мужа и жены. Б-г «заключил брак» с евреями у горы Синай при даровании Торы, шестого числа месяца сиван, которое мы отмечаем праздником Шавуот.

Хотя мы были изгнаны, и долго казалось, что Он окончательно «развелся с нами» (так, во всяком случае, до сих пор считают христиане, называющие себя «Новым Израилем»), постановления рабейну Гершома, принятые в самые черные дни галута, в разгар средневековых преследований, стали лучом света. Они сообщили нам важную истину, столь красиво воспетую в разделе «Аазину»: Всевышний никогда не разведется с нами против нашей воли и не возьмет Себе «в жены» другой народ.

5-Depositphotos_19508375_s-2019ффффффффффф

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Нахум Пурер

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *