Чего боялся Амалек?

Живя в Эрец-Исраэль, каждый еврей обязан приносить в Храм «бикурим», первые плоды собранного урожая. Передавая их коэну, надо громко произнести слова благодарности Б-гу за то, что Он хранит еврейский народ из века в век и за то, что даровал нам прекрасную страну Эрец-Исраэль, текущую молоком и медом.

 

В последний день праздника Песах, в четвертый и седьмой годы семилетнего цикла евреи должны отчитаться перед Б-гом в том, что они выделили все полагающиеся десятины из своих урожаев.

Закончив изложение заповедей Торы, Моше вновь призывает сынов Израиля следовать путями Всевышнего, быть достойными звания избранного народа. Перейдя Иордан, они должны дать новую клятву верности Б-гу: поставить гигантские камни, покрыть их известью и написать на них слова Торы на иврите и на 70 языках народов мира. Представители шести колен будут стоять на горе Гризим, а других шести — на горе Эваль. Левиты встанут в низине между этими горами и произнесут двенадцать заклятий, на каждое из которых народ ответит: «Амен!»

Далее Моше перечисляет благословения, физические и духовные, которыми евреи будут вознаграждены за верность Торе. Но если они отвернутся от нее, их ждут страшные кары: неурожаи и голод, поражения в войнах, чужеземный гнет, преследования, изгнание из Страны Израиля и долгое рассеяние…

***

«И будет, когда придешь ты в страну…» (26:1). Этому первому стиху сегодняшнего раздела предшествует заповедь «стереть память об Амалеке», которой завершился прошлый раздел «Ки теце». Какая тут связь? Как только евреи вступили в Эрец-Исраэль, объясняет комментатор «Бааль а-турим», им сразу было велено уничтожить амалекитян, древний народ, символизирующий все мировое зло.

Именно поэтому Амалек изо всех сил пытался не пропустить сынов Израиля в Землю Обетованную. Еще в самом начале Исхода, прежде чем совершить прямое нападение из засады, амалекитяне донесли фараону о бегстве еврейских рабов. В книге «Шмот» (раздел «Бешалах») сказано: «И сообщено было царю египетскому, что бежал народ» (14:5). Мидраш поясняет: доносчиком был Амалек.

Подобная тактика была привычна амалекитянам. Впервые они прибегли к ней, когда сообщили Лавану о тайном уходе Яакова и всей его многочисленной семьи. Не случайно в описание заповеди «бикурим» (принесения первых плодов в Храм), которое начинается со слов: «И будет, когда придешь ты в страну», включено напоминание о бегстве Яакова от Лавана: «Арамейцем-скитальцем был отец мой» (26:5). Эти слова вошли в текст пасхальной Агады.

«Чудес на свете столько, что их все не счесть…»

Слова «Арами овед ави» (арамейцем-скитальцем был мой отец») могут иметь и совсем другой смысл: «Арамеец (Лаван) хотел уничтожить моего отца». Составители Агады поясняют: «Пойди и узнай, что хотел сделать Лаван-арамеянин нашему праотцу Яакову».

В этом толковании скрыта важная мысль, говорит Виленский Гаон. Мы действительно не знаем, что замышлял Лаван. В тексте Пятикнижия он выглядит добрым, заботливым дядюшкой, и кажется, что авторы Агады и другие комментаторы «придираются» к нему. Но у нас есть устная традиция, Устная Тора, которая сообщает, что Лаван хотел уничтожить Яакова и всю его семью, искоренить в зародыше весь еврейский народ, что он был опаснее фараона, о чем прямо сказано в Агаде. Лишь по милости Всевышнего его планы были сорваны.

Так было всегда. В разные эпохи и в разных странах враги пытались уничтожить нас или нанести нам непоправимый ущерб, но прямое вмешательство Творца неизменно спасало нас, причем мы часто даже не догадывались о нависшей угрозе.

Гитлер вознамерился уничтожить всех евреев, и, казалось, ничто не остановит его, поскольку военно-политические условия благоприятствовали его страшному замыслу. Шесть миллионов погибли, но четыре миллиона европейских евреев уцелели. 18 лет назад Саддам Хусейн обещал «спалить пол-Израиля». Технически и морально он был готов к этому. Но события так повернулись, что от пожара пришлось спасаться самим иракцам. Если бы нашим нынешним врагам, «палестинцам», удавалось все, что они замышляют, в Эрец-Исраэль уже давно не осталось бы ни одного еврея. Однако вопреки кровавому террору мы по-прежнему живем здесь и никуда не собираемся бежать: работаем, учимся, отмечаем праздники, продолжаем численно расти и процветать.

В заключительной части ежедневной молитвы «Амида» мы благодарим Б-га «за Твои чудеса, которые Ты постоянно совершаешь с нами, и за Твои знамения и благодеяния, которые Ты творишь всегда…вечером, утром и днем».

Будь человеком!

Что означает известное выражение на идиш: «Зай а-менч» — будь человеком? Будь добрым, отзывчивым, милосердным, помогай людям — скромно и незаметно. Такой идеал ставит перед нами еврейская традиция.

Несколько лет назад в самолет авиакомпании «Эль-Аль», отправлявшийся в Лондон, внесли тяжело больного ребенка, который нуждался в срочной и очень сложной операции. Помимо медицинских проблем его родителей мучила проблема финансовая. Они едва сумели оплатить перелет в Лондон, который обошелся им недешево: ведь для размещения ребенка и аппаратуры жизнеобеспечения им пришлось занять целый ряд кресел.

После взлета к отцу ребенка подошел религиозный еврей, летевший в салоне первого класса. Он спросил, как чувствует себя мальчик. Завязался короткий разговор, в ходе которого отец признался, что не имеет понятия, как он оплатит предстоящую операцию. Ведь, прежде чем отправиться за границу, они с женой перепробовали разные методы лечения, из-за которых влезли в сумасшедшие долги. Короче, вся надежда на чудо….

Вернувшись к своему месту, религиозный еврей достал шляпу из багажного отсека над креслом и пустил ее по кругу. Минут через двадцать в шляпе скопилась горка из чеков на общую сумму 100 тысяч долларов — вполне достаточно для перелетов, операции и других медицинских расходов.

Евреям нет равных в благотворительности. «Цдака» — это наш фирменный знак. Впрочем, слова «благотворительность» и тем более «милостыня» тут не подходят. В иврите нет понятия «милостыни». Милостыня — это нечто снисходительное, брезгливо жалостливое со стороны дающего, и унизительное — для берущего.

Мы говорим не благотворительность и не милостыня, а «цдака». Это слово того же корня, что и «цедек», справедливость. Нуждающийся человек берет то, что положено ему по справедливости, не больше и не меньше. Тот, кто дает, тоже совершает самый будничный, естественный поступок. Медаль ему не положена. Давать «цдаку» — это норма, непременное условие для того, кто претендует на звание «Менч».

В сегодняшнем разделе сказано: «И радуйся всему добру, которое дал Б-г, Г-сподь твой, тебе и дому твоему, — ты, и левит, и пришелец, что в среде твоей» (26:11).

Тора говорит, что все материальное «добро» — от Б-га, и по-настоящему радоваться этому «добру» мы можем только «в коллективе» — вместе с теми, кто получает от нас причитающуюся долю, справедливую «цдаку».

Эта мысль звучит непривычно в современном обществе, где каждый стремится урвать больше, чем сосед. Эгоизм превратился в универсальную религию. Но как ни парадоксально, чем больше человек берет, тем менее он счастлив. По-настоящему счастливы не берущие, а дающие. «Менч» — это звучит гордо!

4-Depositphotos_18355499_s-2019ууффффффффффф

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора