Стена из камня. Недельная глава Торы «Ки Теце»

Раздел «Ки Теце» содержит 74 заповеди.

Моше сообщает единственно разрешенный способ женитьбы на нееврейке, плененной во время войны. Сын-первенец получает от отца двойную долю наследства, даже если он родился от нелюбимой жены. «Буйный и непокорный сын должен умереть». Тело казненного нельзя оставлять на виселице до завтра. Чужую вещь надо вернуть хозяину, приложив все усилия для его розыска. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам — мужскую.

Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, отпусти наседку, прежде чем взять себе птенцов или яйца. Крышу дома надо обнести перилами по периметру. Запрещается: засевать поле семенами разных культур, пахать одновременно на быке и осле, носить ткани из смеси шерсти и льна («шаатнез»). Мужская четырехугольная одежда должна иметь на углах плетеные кисти нитей — «цицит». Приведены законы о запрещенных отношениях между полами. В военном стане надо соблюдать правила ритуальной чистоты. Беглого раба нельзя насильно возвращать хозяину. Строго запрещена проституция. Нельзя брать с еврея проценты за ссуду. Следует избегать клятв и обетов. Наемному работнику разрешено есть плоды во время сбора урожая, но нельзя брать их с собой. Сообщаются правила развода и повторного брака. В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы. Давая деньги взаймы, не бери в залог орудия труда должника. Похищение людей карается смертью. Запрещено удалять с тела признаки «цараат» (проказы). Даже в случае просрочки ссуды кредитор должен вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете. Нельзя задерживать плату наемному работнику. Родственники преступника не несут за него наказания. Прозелиты и вдовы пользуются особой защитой. Неубранные с полей остатки урожая надо оставлять беднякам. Суд может приговорить человека к телесному наказанию (не более 39 ударов палкой). «Не заграждай рта быку, когда он молотит». На бездетной вдове должен жениться брат ее покойного мужа. Описана процедура освобождения от этой обязанности. Меры и весовые гири должны быть «верными». Раздел завершается указанием «стереть память об Амалеке».

***

«Не может он предпочесть сына любимой сыну нелюбимой, первенцу» (21:1).

Духовное величие выдающегося раввина Моше Файнштейна, уроженца России, прожившего большую часть жизни в Нью-Йорке, проявлялось иногда в самых будничных эпизодах. Прежде чем рассказать об одном из них, требуется пояснение. По окончании молитвы «Амида» («Восемнадцать благословений») полагается отступить назад на три шага с трепетным поклоном Царю Царей, как прощается слуга с земным царем. Но если позади молящегося стоит другой человек, еще не завершивший молитву, то Галаха запрещает пятиться назад, если их разделяют не более двух метров: нельзя вторгаться в «магнитное поле» того, кто еще продолжает разговаривать с Б-гом.

Рабби Файнштейн строго соблюдал это правило. Однажды, завершив молитву в возглавляемой им нью-йоркской иешиве, он терпеливо ждал, не двигаясь с места, пока кончит молиться стоявший позади него молодой человек. В этот момент к раввину подошел администратор иешивы и шепнул на ухо, что ему звонят из Израиля по какому-то очень важному делу. Но рабби Файнштейн не шелохнулся: погруженный в молитву человек продолжал беззвучно шевелить губами.

Администратор занервничал: «Прошу вас, Рош-иешива. Эрец-Исраэль на проводе. Дело неотложное». «Чего вы хотите от меня? — ответил шепотом рабби Файнштейн. — Я не могу отступить назад. Ведь за мной стена».

Десять заповедей давно превратились для многих людей в «десять рекомендаций». Но заповеди Торы — это не рекомендация, а объективная реальность. Хотя мы не видим этой реальности, как не видим магнитных полей и радиоволн, она никуда не исчезает.

Рабби Файнштейн не мог сделать три шага назад в буквальном, физическом смысле, а не потому, что был таким принципиальным — не хотел нарушить Галаху. Духовная реальность возникшей ситуации поставила за его спиной прочный барьер, непреодолимый, как кирпичная стена. Именно так еврей должен относиться к иудаизму.

В сегодняшнем разделе Торы мы читаем о дилемме человека, у которого две жены: одна — любимая, а другая — нелюбимая. У каждой из них родился сын, причем, нелюбимая родила раньше. Этот сын обладает неотъемлемыми правами первенца: ему полагается двойная доля отцовского наследства, которую нельзя передать сыну от любимой жены. Эта заповедь сформулирована, на первый взгляд, странно. Тора говорит отцу: «Ты не сможешь предпочесть сына любимой сыну нелюбимой». Она не говорит: «Тебе нельзя», а именно — «ты не сможешь», т.е., как ни старайся, не получится.

Точно так же, найдя потерянный предмет, каждый из нас обязан приложить все усилия, чтобы вернуть его хозяину. Нельзя сделать вид, что ты не заметил пропажу: мол, пусть кто-нибудь другой похлопочет за ближнего. «Не сможешь ты пройти мимо» (22:3), предупреждает нас Тора.

Иудаизм — требовательная религия. Тора не просто дает нам определенный кодекс поведения и требует его неукоснительного соблюдения. Она формирует характер человека. Мало быть справедливым с детьми от разных жен и выработать в себе привычку возвращать потерянные вещи. Тора хочет большего: чтобы мы органически не могли поступать иначе. Воля Б-га, зафиксированная в Вечной Книге, должна проникнуть в нашу плоть и кровь, в сердце и разум, до такой степени, чтобы мы видели своим внутренним зрением мощные духовные стены, как видим стены из камней.

Лучшая приправа к браку

«Если возьмет человек жену и войдет к ней, и если не понравится она ему,… то пусть напишет ей разводное письмо…» (24:1).

Что может быть печальнее распада семьи. Разводы стали главным бичом современного общества. Число разводов растет во всех секторах населения. В некоторых местах люди чаще разводятся, чем остаются в браке. Все больше пар вступают в союз, не ожидая ничего хорошего от своего шага.

Тора признает, что не все браки успешны. Поэтому она дала нам заповедь «герушин», развода на этот печальный случай. Концепция «только смерть разлучит нас» не еврейского происхождения.

Однако, даже будучи заповедью, развод — далеко не повод для радости. В Талмуде сказано, что когда супруги разводятся, жертвенник плачет. Что означает эта метафора? Ведь Тора — это не сборник поэтических образов. Почему должен плакать именно жертвенник? Почему не скрижали Завета? Почему не тфилин мужа и не субботний подсвечник жены?

Главный источник семейной дисгармонии заключен, скорее всего, в непонимании цели брака. Секулярная идея союза мужчины и женщины, увековеченная во всех сказках и легендах — от братьев Гримм до голливудских братьев «Метро-Голдуин-Майер» — заключена в красивых притчах, когда принцесса находит принца своей мечты. Она очарована его красотой, умом, обаянием, богатством. Ее избранник — само совершенство. Он никогда не позволит себе выдавливать зубную пасту с середины тюбика — всегда только с конца.

Принц тоже счастлив и по уши влюблен в свою прелестную невесту, у которой нет, и не может быть недостатков. Вот уж действительно, «только смерть разлучит их».

На самом деле, цель брака — это вовсе не поиск партнера, отвечающего всем твоим запросам. Это поиск близкого человека, чьи запросы ты сам захочешь удовлетворять. Короче, брак — это средство, позволяющее давать, а не брать. Вступая в брак, человек должен утвердиться в мысли, что он не центр мироздания. В книге «Берешит» сказано: «Нехорошо жить человеку одному». Когда ты живешь один, то можешь давать только одному человеку — себе любимому. Весь мир вращается вокруг тебя. Ты — центр вселенной, пуп земли.

Жертвенник — это место, где человек дает жертву Б-гу. Человек приносит лучшее, что есть у него, и дает это Всевышнему. Само слово «корбан», неправильно переводимое как «жертв», на самом деле образовано от корня, означающего близость, приближение. Когда ты даешь кому-то, ты сближаешься с ним. А когда берешь — отдаляешься.

В Торе сказано, что к любому «корбану», приносимому на жертвенник, надо добавлять соль. Соль — это образец жертвенности, готовности давать. У нее только одна функция — придавать вкус блюду или продукту. Сама по себе соль ничего собой не представляет — ее не едят отдельно.

Когда человек считает себя солью и ведет себя, как соль, когда он считает своей главной жизненной целью давать, его брак состоится, ибо он добавляет важнейший ингредиент к своим супружеским отношениям.

1-Depositphotos_7645861_s-2019ффффффффффффффф

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора