Правнук Пушкина – немецкий офицер, отказавшийся выполнять преступный приказ

Историческая хроника свидетельствует о том, что правнук великого русского поэта служил в вооруженных силах нацистской Германии. Ему удалось ничем себя не опозорить, хотя Георгу-Михаэлю фон Меренбергу пришлось ради этого серьезно рисковать. У этого человека были свои представления об офицерской чести, расходившиеся со взглядами нацистского руководства. Каким был правнук Александра Сергеевича? Обо все по порядку.

У Александра Сергеевича Пушкина было четверо детей, которых он, как и подобает поэту, назвал в рифму: Маша — Саша — Гриша — Наташа. В 1852 году младшая дочь вышла замуж за Михаила Леонтьевича Дубельта, но в 1868-м официально развелась с супругом. В том же году она вышла замуж за принца Николая Нассауского. Поскольку дочь Пушкина, как морганатическая жена принца, не могла носить фамилию особы королевской крови, зять Николая Вильгельма Нассауского — Георг Виктор, принц Вальдека и Пирмонта, пожаловал ей титул графини фон Меренберг. Всего у Натальи Александровны и ее второго супруга детей было трое, младшим из которых был Георг-Николай. У него, в свою очередь, от брака с Ольгой Александровной Юрьевской (кстати, дочерью Александра II и княжны Екатерины Михайловны Долгорукой), также было трое детей, и средним был наш герой, граф Георг-Михаэль Александр фон Меренберг. Юноша получил хорошее воспитание и старательно учил русский язык, что даже удивляло отца, считавшего себя немцем. Мировую войну семья встретила в Висбадене. Отец и сын были призваны, но фон Меренберг написал рапорт с просьбой отправить обоих на Западный фронт, дабы не воевать против своих соплеменников. Просьба была удовлетворена. Отцу поручили подготовку рекрутов, а сына послали сражаться во Францию, где он перед пленением стал офицером и кавалером Железного креста второго класса.

После окончания войны правнук Пушкина фактически стал нищим: все накопления обесценились бушующей гиперинфляцией. Молодой офицер пытался поправить материальное положение выгодной женитьбой, но затея успехом не увенчалась — в 1927 году последовал развод с баронессой Полетт фон Кевер. Во втором браке у графа родилась дочь, это событие произошло в 1941 году. В мае Георга-Михаэля вновь призвали. Уже шла Вторая мировая война.

Избрание Гитлера рейхсканцлером, если выражаться деликатно, не вызвало у Меренберга восторга. Более правильное определение его отношения к нацистской идеологии выражается словом «неприятие». Обладая открытым характером, Георг-Михаэль и не думал утаивать своей антипатии к носителям расовой теории, согласно которой его предки русского и африканского происхождения считались недолюдьми.

Дважды граф был судим военным трибуналом. Он отказывался зиговать, а потом избил партийного нацистского бонзу. Следует отметить, что Георг-Михаэль был мужчиной рослым и крепким. Спасло аристократическое имя: приставка «фон» тогда в Германии еще имела вес. Членом НСДАП фон Меренберг не был никогда.

Драчливого капитана все же наказали — отправили на Восточный фронт, где вермахт понес 90% людских потерь. На территории Белоруссии капитан фон Меренберг в боях не участвовал — он служил в аэродромном обеспечении люфтваффе. Однажды, в 1943 году, воинскую часть атаковали советские партизаны, графа ранили, после чего он получил второй железный крест и был отправлен на периферию театра военных действий. Командованию, очевидно, казалось, что на греческом острове Парос даже у коменданта не будет возможности проявлять свой буйный русско-африканский нрав. Это предположение оказалось ошибочным.

На Кикладских островах до 1943 года хозяйничали итальянцы, но после высадки войск США в Сицилии союзник Германии стал ее противником. Архипелаг оккупировали немцы и установили непривычный для местных жителей жесткий порядок. На острове Парос захватчики построили военно-воздушную базу, а новым комендантом назначили капитана фон Меренберга.

Clip2net_190614214905ккккккк

Несколько ранее, с целью подавления активности люфтваффе над акваторией Эгейского моря, британцы послали субмарину и высадили десант, состоявший из греческих добровольцев. Диверсанты связались с местным подпольем и совершили дерзкий налет на немецкий аэродром. Сопротивление нанесло ущерб линиям связи оккупантов. Предшественник фон Меренберга, комендант Табель, был ранен, а несколько солдат вермахта погибли в бою. Фашисты зверски замучили пойманного ими греческого патриота Стелласа и, по сложившейся на Восточном фронте практике, взяли заложников — 125 человек, грозясь казнить их. В такой ситуации граф Меренберг принял командование островным гарнизоном.

Посредником в урегулировании конфликта выступила православная церковь. Настоятель монастыря игумен Филофей предложил прибывшему коменданту обсудить ситуацию. Сам по себе подобный контакт грозил офицеру крупными неприятностями. В Германии 20 июля 1944 года произошло неудачное покушение на Гитлера. Начались массовые аресты и расстрелы виновных в мятеже и даже подозреваемых в причастности к нему. Переговоры с игуменом были назначены на третий день после неудавшегося путча генералов, многие из которых тоже носили приставку «фон» к своей фамилии. Отношение нацистов к аристократам стремительно менялось. В такой ситуации немецкому коменданту оставалось одно — выполнить приказ. В любом другом случае его ждали разжалование и расстрел. И все же граф Меренберг принял свое решение.

После бегства из России в конце Гражданской войны двое монахов привезли на Парос иконы и картины. Во время трапезы, устроенной Филофеем по случаю переговоров с важным гостем, одно изображение привлекло внимание Георга-Михаэля. Вид был знакомым — когда-то в детстве он видел Ялту, приезжая в этот крымский город с матерью. И тут игумен предложил себя в качестве заложника. Настоятель был готов принять мученическую смерть вместе со своей паствой.

Фон Меренберг принял компромиссное решение в русском духе: «ни вашим, ни нашим». Немцы отпустят всех обреченных, а местное население обещает соблюдение нейтралитета. На том и остановились. При других обстоятельствах графа, несомненно, расстреляли бы за такую «мягкотелость». Но летом 1944 года уже всем было ясно, что дни Третьего рейха сочтены. Фон Меренберг был официально отстранен от должности, разжалован и лишен военной пенсии. На более строгое наказание не хватило времени.

Советская армия наступала по всем фронтам. Осенью 1944 года немецкие войска были эвакуированы с острова и оставили Грецию.

Георг-Михаэль фон Меренберг тихо скончался через двадцать лет после окончания войны, в 1965 году. Все имущество аристократической семьи было уничтожено налетами союзной авиации. Никому и никогда граф не рассказывал о спасенных им греках. Сведения об этом поступке были опубликованы лишь 2010 году, после журналистского расследования, проведенного Кэтрин Кларк.

Архимандрит Филофей, умерший в 1980 году, причислен к лику блаженных. Иконы с его изображением есть на росписи главного собора монастыря острова Парос.

В этой истории незримо присутствует еще один потомок великого поэта — Григорий Григорьевич Пушкин. Происхождение давало ему полное право называться кузеном графа Георга-Михаэля фон Меренберга. Он был сотрудником Московского уголовного розыска, а во время Великой Отечественной войны сражался в составе партизанских соединений в тылу врага.

Так кем же был Георг-Михаэль фон Меренберг? Немцем? Русским? Наверное, таких людей, стремящихся сохранить гордое звание человека, можно считать гражданами Мира.

Из: fb.ru

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора