Не от мира сего?

У каждого времени и народа свои короли. Герой этой статьи — выходец из того же южно-марокканского города Риссани (провинция Тафилальт), что и династия Алауитов, правящих в стране с 1669 года. Там же, только значительно позднее, зародилась династия «еврейских королей» Марокко, мудрецов Торы, праведников и чудотворцев: Абухацера (точнее Абу-Хацира). Основатель её, рабби Яков Абухацера (1790-1880) по прозвищу «Абир Яков» (Могучий Якова), выдающийся законоучитель и каббалист, долгие годы возглавлял евреев Северной Африки. По свидетельству сына, спал он по 2-3 часа в сутки, большую часть времени проводил в уединённой учёбе и молитве, каждую ночь повторял наизусть 18 глав Мишны, затем учил Талмуд, «Шулхан арух» и другие алахические кодексы. Около полуночи на полчаса засыпал, затем произносил молитву «тикун хацот» (исправление середины ночи) и далее учил книгу «Зоар» и каббалистические сочинения школы Аризаля. Под утро облачался в тфиллин и талит, первым приходил на утренний миньян. Молился долго, сливаясь с Творцом и освобождаясь от материальных покровов; все видели, что он полностью отрешён от этого мира и ничего вокруг не замечает. К нему, зная силу его молитвы, приходили в поисках исцеления и защиты от бед.

Старший сын его, рабби Масуд Абухацера, тоже знаменитый раввин и каббалист, стал отцом трёх раввинов (Давида, Исраэля и Ицхака); он руководил еврейской общиной горного округа Тальфиальт. А сына его, внука рабби Якова, знает в Израиле каждый школьник. Пусть он покинул нас 35 лет назад — для Израиля целую вечность, а израильские школьники отнюдь не всегда знают что-либо о Традиции…

Уточню: вне Марокко династия Абу-Хацира («хозяин циновки») постарше королевской будет — пусть простят меня марокканские монархи, в последнее столетие относящиеся к евреям вполне благосклонно. Основателем её считают прадеда рабби Якова, жившего в 16 веке раввина Шмуэля Элбаза из Дамаска: близкого друга рабби Хаима Виталя, прославленного талмудиста, знатока практической каббалы и чудотворца. Согласно преданию, однажды раву Шмуэлю, долгие годы жившему в Иерусалиме, срочно потребовалось отбыть в Турцию. Капитан отказался взять его на борт — и тогда рав Элбаз уселся на бережку на циновке учить Тору; когда же корабль отплыл, расстелил он циновку на воде и одновременно с кораблём прибыл на ней в Метрополию (с 1516 по 1917 годы Турция владела Землёй Израиля).

Впрочем, есть скептики, которые относят начало династии к марокканскому раввину Шмуэлю Элбазу Шехи, жившему на пару столетий позднее — предполагая, что «народная молва соединила двух Шмуэлей Элбазов». Мне больше нравится оригинальная версия — веками носители имени «Абухацера» считаются каббалистами и чудотворцами, что к раву Элбазу Шехи, тоже человеку весьма праведному, не относится. Марокканские принцессы поздравляют выходцев из страны с годовщинами ухода мудрецов из этой династии, называя их: «чудотворцами и главами евреев Марокко».

А теперь перенесёмся в близкие времена, в ещё не интернетную, но уже теле-радио эпоху. Граждане прогрессивной страны, что поголовно в курсе политической склоки, знают поимённо глав местной мафии, артистов и певичек — ведают, что в захолустном городке Нетивоте, меж Беер-Шевой и Ашкелоном, живёт праведный волшебник. О ком угодно слыхивал я ругательства, но о нашем герое — ни разу! Свирепые двуногие собаки поджимают язык. Со страху? Или оголтелые шакалы ротационных машин чувствуют то, из-за чего до греха звери послушно ложились у ног Адама?

Рабби Исраэль Абухацера родился в еврейский Новый Год, Рош-аШана 1889 года. Случилось это в старом, патриархальной городе Риссани, столице округа Тафилальт, в семье рава Масуда, раввина округа. И — главы ешивы, помещавшейся рядом. С раннего детства мальчик находился среди Торы и святости; его братья — старший Давид (1866-1920, в дальнейшем судья и главный раввин округи) и младший Ицхах (1895-1970, будущий «Баба Хаки», главный раввин Рамле) учились дома. Отец, выдающийся знаток Торы и каббалист, был первым учителем сыновей. В дальнейшем Исраэль изучал Тору под руководством старшего брата, сменившего умершего (1908) отца в роли руководителя еврейской общины. А должность главы ешивы тогда перешла к нему, девятнадцатилетнему среднему брату.

Исраэль очень рано демонстрировал выдающиеся способности, цельность натуры и полнейшее погружение в Слово Создателя. Вероятно, в нём пробудился дух великого деда — не зря же к нему приходили люди за исцелением и помощью, полагаясь на его молитву?

Вот что стало путеводной нитью всей его жизни: ещё маленьким мальчиком он был свидетелем драки ровесников. «Папа, я так рассердился на зачинщика, что чуть не проклял его!». Мудрый отец ответил: «Сынок, тебе предначертано великое будущее, всё, что сойдёт с твоих уст, воплотится. Так старайся больше благословлять и разговаривать с людьми по-хорошему, но никогда не проклинать!».

Clip2net_190606220113fffffff

И мальчик стал источником добра. Хазон Иш называл его «величайшим служителем Творца». В своей книге «Агават Исраэль» (Любовь к Израилю) Баба Сали показывает, что все заповеди Торы так или иначе связаны с принципом: «возлюби ближнего, как самого себя».

Он отличался исключительными благочестием и Б-гобоязненностью. Как правило, спал не более 3 часов в день, посвящая всё время учёбе и молитве. Позднейшее прозвище «Баба Сали» обычно переводят как «святой молящийся» или «молящийся старец», но есть и вариант арамейского прочтения, тогда это будет означать: «Врата молитвы».

С 13 лет, со своей бар-мицвы он принял решение поститься дотемна все будние дни — по крайней мере, в течение 8 недель, на которые падает чтение 8 первых глав второй книги Пятикнижия, «Шмот». Есть такой обычай у людей, знающих каббалу, ведь это — история порабощения нашего народа в Египте и выхода его на свободу. Вскоре юноша вообще отказался от мяса — возможно, в знак траура по невосстановленному Храму и бедам народа в изгнании. Не исключено, что Исраэль, в зрелые годы отчётливо чувствовавший нависшую над человеком или народом опасность, предощущал скорые события.

В 16 лет он женился на Фрехе Амсалем, ставшей верной спутницей мужа и активной участницей его общественной деятельности. В течение всей дальнейшей жизни Баба Сали старательно избегал общения с женщинами, за исключением членов семьи — сперва жена, а позже помощник выслушивали их и передавали слова раввину.

В конце 1910 года, в ходе восстания против французских колонизаторов, власть в горном районе захватил фанатичный мулла Мухаммад ибн Кассам. Не в его ли честь названы «подарки» из Газы? Правил он достаточно долго, осмелел и предложил евреям на выбор: ислам или смерть. В доказательство серьёзности намерений был убит глава евреев, рабби Давид Абухацера — в Шаббат, 14 Кислева (6 декабря) 1919 года муллы привязали раввина к жерлу пушки и выстрелили. Двум оставшимся братьям удалось бежать; Баба Сали провёл отряд евреев через труднопроходимые горные перевалы в город Арпад, находившийся под защитой правительственных войск.

Clip2net_190606220058tttttt

После гибели брата Баба Сали пришлось взять на себя руководство евреями горного района. Он никогда не стремился к постам, но если необходимо, занимал их, рассматривая как часть своего служения Всевышнему.

Он, 30-летний признанный мудрец и праведник, сразу стал одним из глав евреев Северной Африки. Времена были бурные; нередко ему приходилось выступать в защиту своего народа как «конвенциональными» способами, используя духовное видение, знания и авторитет, так и силами каббалы. Описывают, что после возникновения государства Израиль он напускал на города и губернаторов казни — шторм, крыс, саранчу и т.д., пока не исполнится требование: «Отпусти народ мой!».

Рассказывают о нём многое, но что было, а что добавлено молвой — установить непросто. Однозначно лишь, что человек с таким беззаветным и бескорыстным служением Всевышнему вполне подходит под классическое определение: «праведник постановляет — Творец выполняет». Наверное, надо всё же для приличия делить на 2.

При этом ради себя самого Баба Сали старался не использовать близость к небесам. Исцелив и поддержав множество людей, он, когда под старость заболел и стал слепнуть, поехал во Францию в глазную клинику. Врач-еврей по фамилии Клиши отнёсся к нему с исключительной теплотой, профессионально провёл операцию и к мудрецу полностью вернулось зрение. Благодарности не было конца! Через много лет к нему обратился человек с просьбой благословить его тяжело больную, прикованную к постели жену. После благословения рассказал, что жена — дочь доктора Клиши. «Того праведного врача, который спас мне зрение?!» Баба Сали вновь погрузился в молитву, дополненную благодарностью… Когда муж (в сопровождении десятков человек, желающих удостовериться в чуде) вернулся домой, жена уже ходила по квартире.

Этот пример раввины любят приводить, давая совет: если молишься за кого-то, сперва вспомни то добро, которое он тебе (или другим людям) сделал.

В 1921 году, когда ситуация в Тафилальте более-менее нормализовалась, Баба Сали на несколько месяцев приехал в Израиль. В частности, встретился с главным сефардским раввином Цфата Шломо Элиэзером Альфанди. которого прозвали «Саба Кадиша», святой старец. Мудрецу и чудотворцу раву Альфанди было 103 года; он был окружён почётом, даже арабы трепетали перед ним, называя: «Б-жьим человеком» и «ангелом». Подходя к его дому, посетители нередко видели пламя Высшего Присутствия (Шехины). Они долго беседовали — после рав Альфанди говорил, что более Б-гобоязненного человека он в жизни не встречал. При расставании мудрец встал перед молодым гостем и попросил у него благословения.

В 1928 году Баба Сали вновь приехал на Святую Землю, чтобы издать книги убитого брата. Вернувшись в Марокко, он становится главой общины страны и остаётся им 20 лет подряд. В весьма непростые годы — и оголтелая антисемитская пропаганда нацистов, искавшихся сторонников среди мусульман, и оккупация Марокко Францией и Испанией (в период Второй Мировой это были фашистские режимы Франко и Виши). Если Франко не позволял преследовать евреев, за что Гитлер звал его «грязным жидовским лавочником», то оккупационное правительство Виши старалось хоть куда, издавало дискриминационные законы… Однако сопротивление султана Мухаммада V, его громогласный отказ делить подданных по национальному или религиозному признаку ограничили причинённый вред. Не исключено, и здесь проявилось влияние Баба Сали: султан и его приближённые относились к мудрецу с большим почтением. Мусульмане вообще почитают святых людей, даже не своей веры.

Султан Мухаммед V
Султан Мухаммед V

В 1949 году младший брат Ицхак переехал в Израиль и возглавил сефардскую общину города Рамле; он стал звать брата, чтобы поддержать сородичей, подвергавшихся жёсткому давлению со стороны светских европейских правителей страны. Баба Сали приехал — но через пару лет улетел во Францию помогать тамошним «марокканцам». Ему больно было видеть упадок сородичей; вероятно, он чувствовал, что его духовное влияние и авторитет могут сделать недостаточно. Возможно, нечистота социалистов-сионистов оказалась сильней даже скверны нацистов и мусульманских фанатиков и перекрывала каналы благословения!? А проклинать он не хотел.

В 1953 он вернулся в Марокко, а в 1963, когда большинство евреев уже покинуло страну, окончательно поселился в Израиле. С 1970 года — в Нетивоте, где сложилась немалая марокканская община. От политики рав старался держаться подальше, настолько это в Израиле склочное дело.

Он пользовался глубочайшим уважением практически всех еврейских религиозных лидеров. Главный сефардский рав государства Мордехай Элиягу — ученик. Близкие друзья — Хазон Иш и Сатмарский Ребе рабби Йоэль (когда умер рав Йоэль, Баба Сали произнёс: «Мир потемнел»). Дружеские отношение он поддерживал с Любавическим ребе. Рав Моше Шапиро — задушевный друг…

Баба Сали почитал — именно почитал, а не просто «уважал» — мудрецов Торы, видя в них воплощённый Б-жественный Закон. Наверное, он созерцал на их лицах лучики от сияния своего Небесного Друга.

Но ближе всего был он к простым евреям. Рассказывают об этом много. Например, что он, аскет, часто устраивал весёлые трапезы, на которых никто не пьянел, сколько бы вина не выпито. Однажды, когда вино кончилось, рав взял бутылку с остатками, обернул её салфеткой, чтоб не было видно, сколько в ней вина, и сам наливал желающим до конца трапезы,- отчасти повторив чудо пророка Элиши с кувшином масла.

Да, о «неотмирности». В 1970-м палестинские террористы захватили и посадили в Иордании самолёт TWA, летевший из Тель-Авива через Афины и Франкфурт-на-Майне в Нью-Йорк. Вскоре туда же пригнали ещё 3 захваченных самолёта (Swissair, Pan American и BOAC). Когда рав Мордехай Элиягу навестил Баба Сали, жена со слезали умоляла: «уговорите его поесть, уже 5 дней он постится и молится!». Тут вышел сияющий Баба Сали: «всё в порядке, заложники освобождены!» (сверка показала, последние — в эту самую минуту). В Иордании начался «Чёрный сентябрь», король изгонял палестинцев…

Нетивот сделался из захолустного посёлка важным духовным центром — по сей день помолиться над могилой чудотворца приезжают десятки тысяч. Баба Сали ушёл от нас 4 Швата (8 Января) 1984. Меньше чем за год до этого умер его сын от второго брака Меир (Баба Меир), в котором отец видел наследника и своё продолжение — после этого мудрец начал быстро слабеть…

Clip2net_190606220032bbb

Старший сын (от первого брака) рабби Барух создал в Нетивоте систему учебных заведений имени своего отца. Внуки праведника — известные в Израиле каббалисты Давид и Элазар. Рабби Элазар в свои 70 был убит (28 июля 2011) полусумасшедшим евреем, которому показалось, что его дурачили и не помогали. Тогда же, если помните, в Нью-Йорке сумасшедший заманил к себе, а затем убил маленького мальчика, случайно встреченного на улице. От чего защитили мир эти две невинно пролитые крови?

Рассказы о чудесах Баба Сали вы найдёте легко. Лучше поделюсь историей из первых уст — слышал её от рава Хаима Фельдмана, которого знаю довольно близко. Он человек очень ясного и несколько ироничного ума, крепко стоит на небесах и на земле. Учитель, рав Моше Шапиро часто брал его с собой к Баба Сали — благо, Нетивот и Тифрах рядышком. Однажды в Шаббат Баба Сали рассказал, что, поскольку человек «должен беспокоиться 5 лет до и 5 лет после возраста ухода каждого из родителей», он совершил некое каббалистическое действие «алият нешама» (поднятие души). Попросил ангела, сопровождавшего его в небеса: «Покажи мне Машиаха на земле. — Ты не выдержишь. — И всё-таки!». Он оказался в домике где-то в Израиле, «я сидел с ним колено к колену — Машиах так страдал (за грехи поколения?), что я не смог выдержать и секунды и попросил меня срочно забрать».

Бедные мы глупые люди! Насколько нужно быть «не от мира сего», чтобы нести в этот мир добро и менять его к лучшему…

2аааааа

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора