Черные страницы

Несколько лет назад британская газета Sunday Times опубликовала письмо создателя медиаимперии Hollinger International, в котором тот рассуждал о «маленьких слабостях» современной бизнес-элиты: «Всякий раз, садясь в свой персональный самолет, я задумываюсь, а оправданны ли такие траты? Вместе с тем устраивать Французскую революцию по части отмены привилегий для богатых я не готов».

Вскоре ему предстоит объяснить в Федеральном суде Чикаго, куда делись со счетов Hollinger около $200 млн. Акционеры компании, которая еще недавно являлась одним из лидеров мирового газетного рынка, полагают, что эти деньги Блэк потратил на себя. Он не глядя запускал руку в карман корпорации, чтобы содержать личный бизнес-джет, коллекционировать недвижимость по всему миру и оплачивать фантастические счета за вечеринки, которые так любила устраивать миссис Блэк.

Медиамасса

Получив историческое и юридическое образование в Карлтонском университете в конце 1960-х годов, 25-летний Блэк начал скупать провинциальные канадские газеты. Стартовый капитал у него имелся: отец Конрада, Джордж Монтегью Блэк, владел большим пивоваренным заводом, а мать происходила из рода основателей крупной страховой компании Great-West Assurance. Родители учредили трастовый фонд Ravelston специально для того, чтобы наследник ни в чем не нуждался, пока ищет свою дорогу в жизни.

Первые приобретения Блэка не могли нанести заметного ущерба фонду Ravelston: малоизвестные издания с микроскопическими тиражами редко обходились начинающему медиабарону дороже $10 000. Вдоволь наигравшись в «независимого издателя», Блэк в 1971 году привлек в свой бизнес двух опытных канадских предпринимателей Питера Уайта и Дэвида Радлера, — будущего вице-президента Hollinger. Объединенными усилиями они создали холдинг Sterling Newspapers, которому вскоре удалось получить контроль над весьма влиятельным и доходным изданием — квебекской Sherbrooke Record. К середине десятилетия Блэк и его партнеры выпускали уже около 30 канадских газет. Все они в 1978 году были переданы на баланс корпорации широкого профиля Argus Corporation Limited, которую возглавил Конрад Блэк. Через несколько месяцев новая структура объединилась с Hollinger Gold Mine — крупной золотодобывающей фирмой из Онтарио — и изменила свое название на Hollinger Argus Limited. Впрочем, союз золота и газетной бумаги просуществовал недолго — в 1985 году корпорация полностью переключилась на завоевание медиарынка. Блэк изменил ее название на современное — Hollinger Inc., избавился от непрофильных активов и «старателей» в совете директоров.

В 1990-е Hollinger Inc. щедрой рукой выбрасывала на рынок дополнительные эмиссии акций, что позволило ей приобрести знаменитую лондонскую газету Daily Telegraph и издательский дом Southam, а также взять под свой контроль 60 % всех канадских изданий. В дальнейшем империя Блэка с легкостью поглотила бывших своих конкурентов на канадском рынке — Armadale Corporation (14 изданий) и Thomson Corporation (19 изданий) и продолжила глобальную экспансию, скупая десятки газет по всему миру, в число которых попали такие известные, как Chicago Sun-Times и Jerusalem Post. Блэк, с подачи Маргарет Тэтчер, принял подданство британской короны и пэрство. Он стал именоваться лордом Кроссхарборским, а в 2004 году английская Sunday Times упомянула его в рейтинге самых богатых людей Великобритании на 235-м месте с состоянием в 175 млн фунтов стерлингов.

В том же году для Конрада Блэка прозвучал первый тревожный звонок. Комиссия по биржам и ценным бумагам США (SEC) подала против него иск. Основанием для этого стали результаты внутреннего расследования, инициированного советом директоров и некоторыми акционерами Hollinger. Комиссия выяснила, что сотни миллионов долларов уходили со счетов корпорации через запутанную структуру дочерних и управляющих компаний. Лорд Блэк, который долгое время игнорировал претензии акционеров и называл начатое ими расследование «абсурдным», в конце 2003 года признался в получении незаконных доходов и растратах денег акционеров. Он ушел в отставку с постов президента Hollinger и главы совета директоров. Пока прокуратура готовила дело для передачи в суд, Hollinger подала иск против Блэка на сумму в $200 млн.

Сто и один год

Некогда могущественная медиаимперия была распродана по частям. Собственники лондонского отеля Ritz и шотландской газеты Scotsman, братья Барклай, за 260 млн фунтов стерлингов купили издания The Daily Telegraph, The Sunday Telegraph и The Spectator. Израильская издательская компания Mirkaei Tikshoret прибрала к рукам Jerusalem Post, a все остальное отошло чикагской Sun-Times Media Group.

Чикагский суд произвел отбор присяжных для участия в процессе.

Обвинения в уклонении от выплаты налогов, рэкете, отмывании денег и препятствии правосудию экс-главе Hollinger были предъявлены прокурором США Патриком Фитцджеральдом еще в 2005 году. В частности, в суде Фитцджеральд заявил, что верхушка Hollinger под руководством Конрада Блэка с 1998-го по 2002 год активно проводила финансовые махинации. «Блэк использовал свою компанию для вымогательства. Целью работы всей многоступенчатой корпорации стало личное обогащение нескольких топ-менеджеров за счет самой бизнес-структуры и ее акционеров. Это делалось путем ухода от налогов», — сказал Фитцджеральд.

Прокурор отметил, что на деньги корпорации Блэк купил себе две квартиры в Нью-Йорке, заплатив за них около $2 млн. Напомнил Фитцджеральд и о получившем широкую огласку корпоративном праздновании дня рождения жены Конрада Блэка — известной журналистки Барбары Эмиэль. По данным прокуратуры, прием в ее честь стоимостью $60 000 оплачен также из бюджета холдинга.

Отдельным пунктом обвинения была курьезная история, ставшая достоянием общественности благодаря камерам слежения в представительстве медиахолдинга в Торонто. Телеканалы всего мира показали, как бывший медиамагнат, которому суд к тому времени уже запретил какие-либо действия в отношении Hollinger, вывозит из офиса коробки с компрометирующими его документами.

Американское правосудие подозревает лорда Блэка в хищении денег на общую сумму от $60 млн до $84 млн. Суд Чикаго освободил Блэка под залог в $20 млн. Для этого бывшему магнату пришлось заложить квартиру на Манхэттене и виллу во Флориде.

Если присяжные признают Блэка виновным по всем 17 пунктам дела, ему грозит 101 год тюремного заключения. Кроме того, бывший медиамагнат будет обязан выплатить штраф, который может составить $164 млн. Федеральный суд Чикаго под председательством судьи Эмми Джи Сент-Ив намерен опросить многочисленных свидетелей, в числе которых шоумен и предприниматель Дональд Трамп и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Кроме экс-президента Hollinger, по делу проходят еще три бывших высокопоставленных лица в корпорации — финансист Джон Болтби и юридические советники Hollinger Питер Аткинсон и Марк Кипнис.

В процессе по делу Блэка появился новый свидетель обвинения — юридический советник, отвечавший за документацию сделки по продаже медиахолдингом Блэка ряда небольших изданий компании Community Newspaper Holdings. Томас Хенсон готов на суде подтвердить, что вопрос о взятке во избежание продажи газет конкурентам действительно обсуждался. Однако, как сообщает американская пресса, незаконная сделка не состоялась.

Пристальное внимание к начинающемуся в суде Чикаго процессу проявляет западная пресса — ведь для многих СМИ Блэк является не только регулярным ньюсмейкером, но и бывшим патроном.

Папа был прав

Еще в 1982 году Конрад Блэк рассказывал своему первому биографу Питеру Ньюману о том, какую «путевку в жизнь» выдал ему со смертного одра отец, погибший в результате несчастного случая. В 1976 году Блэк-старший, поскользнувшись на винтовой лестнице в своем доме, упал через перила. Он получил сильнейшее сотрясение мозга и скончался в больнице на следующий день.

Вероятно, в последние годы некогда удачливый бизнесмен и вполне состоявшийся литератор (написанная им биография Франклина Делано Рузвельта едва не стала бестселлером) все чаще вспоминает это изречение.

Бывшие друзья и партнеры повернулись к нему спиной, а один из основателей империи Hollinger и ее бывший вице-президент Дэвид Радлер охотно дает показания против Конрада Блэка в американском суде. После того как в августе 2005 года Радлеру тоже были предъявлены обвинения в мошенничестве, он пошел на сделку со следствием, за что ему был обещан самый мягкий вариант приговора — лишение свободы на 29 месяцев и штраф в $250 000. С тех пор он проходит в качестве одного из самых ценных свидетелей по делу о коррупции в топ-менеджменте Hollinger. Согласно внесудебному соглашению с Комиссией по биржам и ценным бумагам, Радлер обязался вернуть SEC похищенные $29 млн. Немного позже аналогичная договоренность была достигнута им и с Hollinger. Стороны решили, что долг бывшего операционного директора компании составил $63,4 млн.

Самого Радлера обвиняют в создании дочерней компании в Канаде для переправки крупных денежных сумм, принадлежавших корпорации, на свои банковские счета. Как полагает следствие, именно через эту брешь и утекли деньги акционеров Hollinger от продажи холдингом ряда крупных изданий.

После нескольких ударов в спину от бывших компаньонов лорда Блэка настиг выпад соратника по цеху. В ноябре 2006 года, когда скандал уже набрал обороты, в издательстве Harper Collins в свет вышла двойная книга Тома Бауэра «Конрад и леди Блэк: Танцы на краю пропасти» (Conrad & Lady Black: Dancing on the Edge), в негативном свете описывающая уклад и привычки этой семьи. Конрад Блэк незамедлительно выступил с опровержением всего изложенного Бауэром и подал против него иск в суд, обвиняя в клевете.

Бывший репортер документального сериала ВВС «Панорама», специализирующегося на журналистских расследованиях, был и ранее известен своими разоблачительными (и несогласованными с персонажами) биографиями египетского бизнесмена Моххамеда аль-Файеда и британского парламентария Роберта Максвелла. На этот раз, по мнению рецензентов, Бауэр превзошел самого себя, в довольно мрачных тонах изобразив семейную историю аморальной пары, которой в жизни не руководит ничто, кроме жажды богатства и высокого положения в обществе.

Нож в спину

А между тем оснований для таких обвинений у Бауэра было предостаточно. В период процветания Конрад Блэк и его жена Барбара Эмиэль вели бурную светскую жизнь, не особо скрывая, что все расходы покрываются из бюджета Hollinger. Так, например, Блэк позволял себе использовать самолет компании для собственных нужд, часто потворствуя капризам жены. С ее именем также связан дорогостоящий вылет на отдых на остров Бора-Бора за счет компании. Барбара Эмиэль-Блэк тоже особо не задумывалась о происхождении денег в карманах мужа — на работу в семейном особняке она приняла 17 дворецких, а на обустройство туалета в частном самолете потратила $250 000. Естественно, со счетов Hollinger. Во время проживания в Лондоне чета Блэков вела подчеркнуто аристократический образ жизни, стремясь войти в круг элиты Старого Света. Однако чопорных англичан, к общению с которыми так стремилась леди Блэк, отпугивала ее распущенность, которую та не привыкла скрывать.

Адвокаты разорившегося медиамагната Эдди Гринспен и Эдвард Дженсон намерены отстаивать в суде интересы своего подзащитного до конца.

«Мой клиент всегда действовал в рамках закона, и если ему предоставят возможность защитить себя, я уверен, что он будет признан невиновным», — говорит Гринспен.

А Эдвард Дженсон прямо заявил суду, что не верит ни единому слову Радлера, назвав его лжецом, готовым пойти на все ради смягчения наказания за собственные преступления.

Защитники Блэка перешли в контратаку 24 марта этого года на заседании суда, где в качестве свидетеля выступал преемник лорда на посту главы Hollinger Гордон Пэрис. Адвокаты обвинили Пэриса, в свое время возглавлявшего корпоративную комиссию по расследованию растрат Блэка, в необъективности и в стремлении занять пост главы Hollinger. Более того, Гринспен и Дженсон, отрицающие 14 из 17 пунктов обвинения против своего подзащитного, фактически заявили, что Блэк сам стал жертвой заговора внутри корпорации. Hollinger была украдена у Блэка внешними акционерами, считают адвокаты.

Сам лорд Блэк свою вину категорически отрицает и называет процесс «чудовищной фальсификацией, сфабрикованной против него недоброжелателями». «Даже морская пехота США не остановит меня на пути к правосудию в чикагском суде», — заявил Блэк, прозрачно намекнув, кого именно подразумевает под «недоброжелателями».

Однако в суде Чикаго Блэк до сих пор так и не появился. Вместо этого лорд и его жена Барбара Эмиэль 29 марта посетили литературный вечер в университете Торонто, где Блэк выступил с пафосной речью о творчестве колумниста National Post Джорджа Джонаса, сравнив последнего с такими литературными гигантами, как Джозеф Конрад и Сэмюэль Беккет. На следующий день в ответ на колонку главного редактора Times of London «Почему я поддерживаю Конрада Блэка» лорд ответил союзникам бравурной речью, завершавшейся словами: «Я вернусь, когда в Чикаго восторжествует справедливость!»

Судебный процесс по делу о махинациях в корпорации Hollinger, который западные журналисты уже окрестили «Соединенные Штаты против Конрада Блэка», обещает стать самым шумным коррупционным скандалом за последнее десятилетие. Конкурировать с Hollinger по части дурной славы способен разве что кризис в энергетической корпорации Enron, объявившей себя банкротом в конце 2001 года, после того как вскрылись факты приписок в отчетах о доходах компании, которые позволяли руководству манипулировать стоимостью акций Enron. Инвесторы компании понесли ущерб на миллиарды долларов, а капитализация Enron упала с $27 млрд до нуля за несколько месяцев. После четырехлетнего расследования бывший исполнительный директор Enron Джеффри Скиллинг был приговорен судом к 24 годам тюрьмы, а основатель компании Кеннет Лэй, не дождавшись приговора, умер от сердечного приступа.

«Компания»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора