О Саудовской Аравии и её восприятии «чужих»

Д-р. Мордехай Кейдар

 

Вместо того чтобы создать альтернативу племенной культуре и её неприятию «чужих», ислам лишь усугубил ксенофобию, добавив к уже сложившимся предрассудкам ещё и религиозный аспект.

В основе ближневосточной социологии лежит племенная культура, рассматривающая человека, который принадлежит к другому клану, племени или этнической группе, как «чужого». Подобное определение немедленно превращает такого человека в противника, предполагая, по меньшей мере, сохранение дистанции в отношениях с ним, а подчас и вражду. Именно в этом, как раз и заложен печально известный источник ближневосточной тенденции к насилию при разрешении конфликтов.

Image result for unity in islamИслам пришёл в мир, чтобы создать альтернативу племенной культуре, обеспечивая платформу для объединения новообращённых в единую нацию. Однако, стремясь подчеркнуть свою уникальность, ислам рассматривает «чужого» как еретика,  идолопоклонника, того, на ком «лежит гнев Аллаха» (определение евреев) или того, кто «сбился с пути» (определение христиан).

 Таким образом, ислам не только не сумел решить проблему межплеменной ненависти по отношению к «чужим», но и, напротив, ещё больше усугубил её через религиозную нетерпимость по отношению к немусульманам.

 Сегодня, однако, Саудовской Аравии, стремящаяся выжить в противостоянии с персидской ненавистью, вынуждена развивать свои отношения с «чужими» — американцами и израильтянами. Для этого представители властей и СМИ этой страны предпринимают попытки оправдать в глазах жителей государства отношения с теми, кто является «чужими» не только с племенной, но и с религиозной точки зрения. В свою очередь, подобные усилия вызывают раздражение и неприятие тех, чей образ мышления по-прежнему враждебен к «чужим». В этом социально-религиозном контексте и следует рассматривать статью, опубликованную недавно одним из саудовских авторов. Ниже, я привожу её перевод.


Способны ли мы принять «чужого»?

Султан Аль-Базай, «Аль-Хаят»

Состоявшаяся недавно дискуссия, по поводу визита Папы Франциска в Объединённые Арабские Эмираты, позволила нам увидеть то, как некоторые мусульмане рассматривают «чужого» и «другого». В том, как мы видим «чужого», есть множество противоречий и подчас никак не связано с реальностью. Но хуже всего то, что некоторые из нас готовы искажать факты, лгать самим или верить в то, что кому-либо позволено лгать, оправдывая свою точку зрения, и,  отвергая «других».

Тут важно отметить, что всё выше сказанное относится лишь к некоторым из нас. Молчаливое большинство совсем не обязательно согласно с теми, кто заполонил традиционные социальные сети протестами и воплями против визита Папы, продемонстрировав нам  все виды старых и новых предрассудков, а также используя язык, заставляющий  почувствовать, будто бы исламу грозит неминуемая опасность и, нет другого выхода, кроме как объявлять джихад во имя его защиты.

Есть, однако, целый ряд фактов, которые следует подчеркнуть в качестве предисловия к любому обсуждению текущей ситуации.

Первый существенный факт состоит в том, что ислам как вера очень силен и не подвержен влиянию контактов или диалога с какой-либо другой религиозной группой. Related imageХотя «некоторые из нас» действительно считают, что стоит лишь мусульманину увидеть крест, как он немедленно обратится в христианство, а уж тем более, если мусульманин посетит церковь или переговорит с христианином.

Истина, однако, заключается в том, что в тех редких, исключительных случаях, когда мусульманин отказывался от ислама и переходил в другую религию, как не трудно было убедиться, человек явно страдал очевидным расстройством своих мыслительных способностей. Ведь, любого, кто знаком с той простотой, с какой ислам передаёт связь между человеком и его Создателем, очень тяжело переубедить с помощью иных путаных религий, особенно тех, где правит духовенство, напяливающее на себя религиозные мантии.

Image result for unrwaВторой факт, состоит в том, что мусульмане в настоящее время пребывают в крайне слабом культурном состоянии. Они по-прежнему зависят от «чужих», будь то христиане и евреи на Западе, или индуисты и синтоисты на Востоке, во всех своих основных нуждах: от одежды, которую носят и лекарств, которыми лечатся, до мобильных телефонов, с которых  отправляют свои твитты. И ещё на протяжении долгих десятилетий  они продолжат нуждаться в приобретении знаний у этих самых «чужих», которых они не уважают и с кем избегают вести диалог. (*)

Image result for читатель коранаТретий факт является для нас здесь наиболее важным. Дело в том, что ислам на самом деле является религией терпимости, диалога и принципа «живи и дай жить другим». И если бы только та группа мусульман честно и непредвзято прочла бы о жизни нашего уважаемого Пророка, мир ему и молитвы, они бы осознали, что, признавая «чужого» и уважая вместе с ним основные жизненные принципы, они бы заполучили благосклонность сердец («чужих») и преуспели бы в распространении послания ислама.

Четвёртый факт, который следует особенно подчеркнуть, заключается в том, что диалог с «чужим» совсем не обязательно проходит в русле взаимного переубеждения друг друга. А даже если диалог и вправду развивается в этом направлении, в исламе достаточно логики и рациональности, чтобы его защитник, принимающий участие в диалоге и разбирающийся в подобных вопросах, сумел бы перетянуть канат на свою сторону. Вместе с тем настоящий диалог, будучи основанным на логике и рациональности, способен укрепить сотрудничество со всем остальным человечеством, положив конец подозрениям и гневу сквозь которые мир смотрит на мусульман из-за негативного поведения некоторых из них.

Image result for диалог ислам католицизмПоэтому разумным шагом, минимумом того, как должен поступить верующий, является открытость и готовность к диалогу с католической церковью, объединяющей 1.2 миллиарда человек по всему миру, равно как и с другими религиями, имеющими наибольшее влияние в мире. И Ватикан занимает здесь особое место, поскольку, Папа, возглавляющий католическую церковь, ведёт за собой, как уже было выше сказано, не менее 1.2 миллиардов человек, духовно влияя на них, несмотря на распространение атеизма и секуляризма.

Саудовская монархия осознала важность диалога с Ватиканом ещё в 1972 году, когда покойный король Фейсал согласился по просьбе ряда европейских интеллектуалов, разрешить представителям Ватикана посетить королевство и принять участие в дискуссии со знатоками исламской веры и права о законах шариата и правах человека. В том же году в Эр-Рияде в марте месяце состоялся семинар с участием группы исламских теологов, в том числе Махмада Аль-Харкана, Рашида ибн Хнины, Махмада ибн Джубейра, Абд эль-Азиза Аль-Мансада и нескольких других.

Этот семинар завершился заявлением главы европейской делегации Мак-Брайда, сказавшего:

«Отсюда, из этого исламского государства мы должны объявить о существовании прав человека, и не из других государств, поскольку исламские теологи обязаны объявить эти факты перед всем мировым сообществом, чьё невежество позволило врагам ислама и мусульман обвинить ислам, мусульман и исламские законы».

Image result for saudi pope 1974
Понтифик Павел VI, 1974 г.

В 1974 году король Фейсал принял посланника Папы Павла VI, принёсшего письмо от Папы, в котором содержалось приглашение саудовским учёным посетить Ватикан. Этот визит действительно состоялся, и возглавивший эту делегацию тогдашний министр юстиции шейх Мухаммад Аль-Харкан встретился с Папой, а также с Всемирным советом церквей.

Напомним, что король Абдалла ибн Абдель Азиз стал инициатором межконфессионального диалога и первым саудовским королём, посетившим Ватикан и встретившимся с Папой Римским Бенедиктом XVI. Эта встреча, наряду с возглавленной им конференцией, состоявшейся в Мадриде, привели к созданию базирующейся в Вене международной организации межконфессионального диалога.

Наконец, в  прошлом году король Салман приветствовал президента Папского совета по межрелигиозному диалогу Ватикана кардинала Жана-Луи Турана, посетившего королевство по специальному приглашению. В свою очередь высокопоставленная саудовская делегация в 2017 году посетила Ватикан и от имени королевства передала Папе благодарственное письмо за его позицию, призывающую к миру и сосуществованию и отвергающую связь между религией и террором.

Удивительным образом, вновь и вновь повторяя слова «исламская терпимость», мы склонны срываться при первой же попытки действовать в соответствии с этой самой терпимостью. Один имам даже обнародовал в прямом эфире своё постановление, цитируемое теперь по всему миру, о том, что, мол, всякий кто призывает к диалогу с христианами или евреями, является «нечестивцем», и ещё добавил, сказав, что еврейская и христианская религии – это религии  ложные, близкие к идолопоклонству, а потому, мол, приближаться к ним нельзя, поскольку подобное приближение станет признанием их сути, хотя, на самом деле, всё совсем не так.


Так заканчивается статья Султана Аль-Базая, опубликованная на лондонском сайте газеты «Аль-Хаят». Автор комментирует историю отношений Саудовской Аравии с христианским миром в качестве доказательство того, что саудовские правители пытаются развивать идею диалога с «чужими». Хотя они  забывает, а может, нарочно не договаривает, игнорируя тот факт, что именно ислам ваххабитского направления, принятый в Саудовской Аравии придерживается идеи максимального отдаления от всякого контакта с христианскими «чужаками», ради того, чтобы не допустить осквернения сыновей и дочерей ислама.

 При этом между строк статьи Аль-Базая  о «чужих» можно обнаружить намёки и на связи, которые Саудовская Аравия осторожно развивает и с еврейским Израилем, связи, которые автор рассматривает вполне в положительном ключе. Объясняется это тем, что саудиты настолько сильно боятся сегодня иранцев, что ищут связи с Израилем, страной, имеющей и свои собственные причины для беспокойства по поводу иранских угроз. Нам же, в свою очередь, стоило бы ясно осознать эти нюансы и аккуратно использовать их в своих интересах.

 

(* Прим. публикатора. Данное наблюдение Султана Аль-Базая опровергает ставшую классической в левой философии идею множественности земных цивилизаций в наше время и проистекающих из нее идей «иудо-христианской цивилизации», «исламской цивилизации» и т.п.  фейков. В частности, из написанного автором, следует, что исламский мир цивилизацией не является, ибо он не самодостаточен из-за научно-технической и экономической отсталости, и прокормить себя не в состоянии.

 

Источник на иврите — Аруц шева

Перевод Александра Непомнящего  — Еврейский мир

Март 2019

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Непомнящий

Израиль Родился в 1972 г. в Перми. В Израиле с 1990, живёт в Герцлии. Закончил Хайфский Технологический Институт (Технион). После окончания службы в Армии Обороны Израиля, работает в сферы высоких технологий. В 1997 стал одним из инициаторов создания аналитической группы МАОФ, созданной для ознакомления русскоязычных репатриантов с платформой и позицией израильского национального лагеря по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, а также с сионистскими ценностями посредством русскоязычной прессы.
Все публикации этого автора