Урок истории в Академии Генштаба

Нет, в этой Академии слушателем быть мне не довелось. Меня и в рядовую Академию не приняли. Носом не вышел…

А очутился я на ВАКе при Академии Генштаба волею командующего войсками ТуркВО генерала Степана Белоножко, которому надоели придирки московских «гостей», что начальник важной спецслужбы академическим «поплавком» не располагает. Вот он и договорился с начальником высших академических курсов (ВАК) АГШ, что меня примут. И получу я диплом, который буду демонстрировать высочайшим гостям. Такова была сверхзадача (чего знать не могли на ВАКе). Ну и считали меня блатным «сыночком» или «зятьком».

Но объяснив чудо своего пребывания в Москве, намерен я рассказать о другом. Еще бы! Разве не чудо, когда целый час занятий по военной истории посвящен был маневру Иехуды Маккавея. Того самого великого иудейского полководца, о существовании которого не имел я ни малейшего понятия. Как, впрочем, и об остальных евреях, громивших врагов в сражениях мировой истории. А Иехуда Маккавей… Кто бы это мог быть? Вот послушайте.

… В 539 г. до н. э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, специальным эдиктом разрешил евреям вернуться на родину, и 40 000 человек возвратились, с помощью местных жителей восстановили Иерусалимский Храм и частично крепостные сооружения. Прошло еще почти двести лет сравнительно независимого существования Иудеи, когда армия Александра Македонского захватила ее. После его смерти Иудея сохранила относительную автономию. Однако в 168 году этой автономии пришел конец.

Греко-сирийский царь из династии Селевкидов, Антиох Девятый, взял Иерусалим, разграбил храмовую сокровищницу и объявил иудаизм вне закона. Показательно, что тот же Антиох вполне терпимо относился к любым религиозным конфессиям. Но евреям запретил соблюдать традиционный ритуал, совершать обряд обрезания и каждому, нарушившему этот запрет или субботний отдых, угрожала смертная казнь. Иерусалимский Храм был осквернен и превращен в капище греческого многобожия.

Однако подавляющая часть евреев осталась верна своим религиозным обрядам и была готова скорее пожертвовать жизнью, но не поступиться верой предков. Впервые, пожалуй, в истории человечества целый народ был готов к борьбе до самопожертвования во имя религиозной идеи, и этот пример подвижничества закрепился на тысячелетия в генах потомков тех подвижников, и еще не раз безграничное еврейское мужество поражало современиков и потомков.

Восстание возглавил не воин, не аристократ, а священник Маттатия бен-Иоханан Хасмоней. Его деятельность была направлена на создание партизанских отрядов и осуществление беспощадного террора против греков и их сторонников из местного населения. Эта тактика уже вскоре привела к сковыванию греческих коммуникаций и изоляции их гарнизонов.

В 166 году Маттатия умер, завещав руководство всеми силами повстанцев своему младшему сыну Иехуде. Это имя на иврите означает — лев. В первой книге Хасмонеев про него сказано: «Был он и впрямь подобен льву, алкающему добычи». В народе получил он прозвище Маккавей — Молот. Все сыновья Маттатии были доблестными воинами, верными своему народу до самопожертвования, но Иехуда Маккавей прежде всего являлся полководцем, мужественным и предусмотрительным. Дар военачальника у него был от рождения, воины его боготворили, верили ему и готовы были идти за ним на любые испытания и на смерть.

Маккавей принял решительные меры для сформирования боеспособной армии и только после этого повел ее на греко-сирийцев. Их войска во главе с наместником Самарии Аполлонием, кроме греков, имели в своих рядах и самаритян, и большое количество чужеземных наемников. Все они были опытными воинами, что, казалось бы, обеспечивало этой армии неоспоримое преимущество перед еврейскими ополченцами. Но Иехуда Маккавей не проявил слабости духа, а дерзко напал на греков первым и разгромил их наголову. В этой битве погиб и Аполлоний, его меч с золотой рукоятью взял себе Иехуда и до конца дней не расставался с ним.

Вскоре потерпел неудачу и другой селевкидский полководец, Герон. Обе армии встретились близ города Бет-Хорон, в ущелье. Невзирая на то, что греко-сирийцы намного превосходили его войска и числом, и выучкой, Иехуда Маккавей прямо с марша, на ходу перестраиваясь в боевой порядок, ударил по ним, причем сам он отважно шел впереди всех. Греческое войско было разбито и бежало, потеряв только убитыми более 800 воинов.

Наместник императора, Лисий, которому первоначально иудейский мятеж представлялся не стоящим внимания, предпринял ряд новых, более серьезных военных операций. Сначала он отправил против Маккавея армию, во главе которой поставил двух опытных полководцев, но Иехуда дерзко напал первым, захватил греков врасплох и разбил. После этого Лисий, по приказу Антиоха, собрал огромное войско — 40 тысяч тяжело вооруженных греческих пехотинцев и 7 тысяч кавалеристов и повел их в Иудею. В походе к ним присоединились два легиона — Сирийский и Филистимский. Победа, ввиду явного преимущества греков, казалась настолько безусловной, что в их лагерь съехались множество работорговцев, чтобы скупить массу пленных евреев.

Войско Маккавея было втрое меньше, когда его противник сосредоточился у Эммауса, в трех милях западнее Иерусалима. Иехуда понимал, что победа небольшой и непрофессиональной армии над регулярным войском, обладающим таким численным преимуществом, станет возможной только при высочайшем подъеме боевого духа у евреев. И он сделал все, чтобы повысить и укрепить его.

Маккавей вернул по домам всех молодоженов, тех, кто недавно выстроили себе жилье или посадили виноградники, всех, обремененных большими семьями. Он удалил тех, кто проявил в бою робость, изгнал слабодушных, неумелых и трусливых. И осталось у Маккавея только немногим более шести тысяч воинов — в 12 раз меньше противника! — но были они опытными и доблестными бойцами, над которыми не довлели домашние заботы. И поклялись они победить или умереть!

Иехуда вел непрерывную разведку неприятельского лагеря, и, когда один из греческих военачальников, Горгий, решил внезапной ночной атакой уничтожить еврейскую армию, Маккавей немедленно узнал об этом замысле. Горгий командовал соединением, которое было численно равно всей армии Маккавея: пять тысяч тяжело вооруженных пехотинцев и тысяча всадников. И когда он выступил в поход, Маккавей вывел своих воинов, обошел войска Горгия и напал на главные силы греков в их же лагере. Неожиданная ночная атака вызвала панику, евреи воспользовались этим, подожгли лагерь с разных концов. Около трех тысяч вражеских воинов были убиты, остальные греки и их союзники бежали.

Горгий же, не найдя иудеев в их лагере, решил, что они бежали при его приближении в горы, и устремился в преследование. Не найдя никого, он вернулся в греческий стан и нашел его горящим, а войско — разгромленным. А армия Маккавея уже стояла перед ним в боевом порядке, полки построены для атаки, суровые воины подняли копья и готовы драться до последнего. И дрогнул опытный греческий полководец, скомандовал отступление, превратившееся в бегство. Разгром греко-сирийской армии был полным. Оперативный маневр и тактический прием, которые применил Маккавей, до сих пор считаются классическими и изучаются в курсе военной истории в академиях многих стран. Вот и мы на ВАКе подробнейше разбирали этот маневр!

Развивая освободительную войну, Маккавей в 164 году овладел Иерусалимом. Тогда и был найден в Храме легендарный кувшинчик с маслом. И произошло чудо Меноры.

А Иехуда продолжил наступление. Он взял штурмом Акру, которую оборонял греческий гарнизон, превратил в мощную крепость город Бет-Цур, защищавший Иерусалим с юга. Опытный и талантливый стратег, Маккавей понимал, что страна, называемая Иудеей, по сути, беззащитна. Она представляла тогда территорию, размером пять на пять с половиной миль. И он поклялся: вернуть евреям все, завещанное Б-гом, возродить Израиль.

Его первый удар обрушился на идумеев, захвативших всю южную Иудею, когда евреи находились в вавилонском плену. Идумейское войско было разгромлено в сражении при Маале-Акрабим. Затем Маккавей блокировал основные крепости маоитян и вынудил их к сдаче. Мощную армию аммонитян он изнурил внезапными нападениями, засадами и запер в крепостях, завоевав тем временем город Яазер и его окрестности.

Ханука — это праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, произошедшего при освящении Храма после победы войска Иехуды Маккавея
Ханука — это праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, произошедшего при освящении Храма после победы войска Иехуды Маккавея

Разделив свои войска на три части, он поручает своему брату Шимону завоевание Галилеи, а сам, с братом Ионатаном форсированным маршем следует в Гилеад. Как снег на голову, обрушивается Маккавей на войска аммонитянского полководца Тимофея, осаждавшего евреев в Рамат-Гилеаде, громит его, преследует и снова громит у Раффуна. По пути назад он встретил заслон из армии жителей Эфрона, не пожелавших пропустить еврейские войска. С марша развернув свой авангард, и, не ожидая подхода основных сил, Маккавей дерзко ударил во фланг и тыл эфронской армии, разгромил ее, перебил всех мужчин, а город сжег. Эти войны между иудейскими войсками и армиями иноплеменников доказали абсолютное превосходство евреев в выучке и доблести.

Тем временем новый сирийский царь Деметрий 1-й направил в Иудею целую армию во главе со своим опытным полководцем Бакхидом. Сирийские войска вновь овладели Иерусалимом, и правителем Деметрий назначил Никанора. Его армия выступила в поход для разгрома сил Маккавея и встретилась с ними в горной местности под Бет-Хороном. Здесь Иехуда Маккавей одержал свою последнюю большую победу. Это произошло в 161 году, Никанор пал в бою, и иудейские войска вновь освободили Иерусалим.

Однако уже в следующем году селевкидские легионы вновь вторгаются в Иудею. Маккавей бесстрашно ринулся навстречу поработителям и пал в неравном бою. Восстание лишилось своего доблестного вождя, а еврейский народ потерял одного из величайших полководцев. Маккавей был гениальным военачальником и мудрым государственным деятелем. Он всячески стремился расширить пределы своей крохотной страны до границ царства Соломона. Однако, поскольку армия его была так мала, что даже поставить гарнизоны во всех освобожденных городах было ему не под силу, он терял добытое с таким трудом. Но в веках остается память об этом блестящем стратеге и поистине неустрашимом воине, побеждавшем своих врагов, которые намного превосходили его в силах. Он одолевал их мощью своего полководческого гения, выучкой, отвагой и безграничной преданностью войск.

Однако не прозвучало на курсах московских даже упоминания о других полководцах — евреях. Но были, были они в войнах тысячелетий. Узнал о них уже в Америке. Славные имена сына парижского сапожника — наполеоновского маршала Массены, русского генерал-лейтенанта Геймана, австралийского генерал-лейтенанта Монаша и даже африканской королевы Кагины! И еще десятков и десятков евреев. Отыскал их на полках библиотек лишь в 90-х годах прошлого века. Когда писал об этом книгу…

Но ВАК в судьбе моей случился в году 1972. А ведь к тому времени в военной советской истории ярчайшими звездами проблистали десятки имен полководцев-евреев. Доблестных, талантливых и даже гениальных. Но — неизвестных для 99,9 % населения, потому как засекреченных строжайшей формой секретности — вплоть до расстрела за разглашение. Что и происходило не раз.

Но так случилось, что имена многих из них мне были известны — потому что искал. Приступил к непростому и опасному поиску после одной встречи, которая случилась в 1952 году в крепости Кушка, где довелось служить тогда. Как-то на учениях стал я свидетелем беседы командира нашей дивизии Героя Советского Союза генерала Симона Кремера с моим комбатом, подполковником Аркадием Гольдиным, его фронтовым знакомцем. Они прошли на НП моей роты. Улыбка тронула губы генерала, когда я доложил. Еще бы! Кроме меня, рядом никого не было, и они, вспоминая, называли множество евреев — генералов и адмиралов. Беседа, кстати, шла на идиш — языке, который я понимал. И услышал, и запомнил имена генералов: начальников штабов фронтов: Карельского — Льва Сквирского, Калининского — Анатолия Кацнельсона, Юго-Западного — Григория Стельмаха, Брянского — Владимира Колпакчи; командармов: Якова Крейзера, Якова Дашевского, Якова Броуда, Ильи Прусса, первого зама начальника Генштаба Арона Карпоносова. И многих еще.

Таким обилием евреев — фронтовых военачальников я был просто ошарашен и скрыть этого не мог. Они заметили и многозначительно переглянулись. «Рэд нышт, ынд зих нышт, ингелэ. Штил зол зайн», вдруг сказал генерал Кремер, что на идиш значило «Не болтай и не ищи, мальчик. Тихо чтоб было». И потрепал меня по плечу.

Через какое-то время подполковник Гольдин, когда мы остались наедине в его кабинете, объяснил мне, что имел в виду Кремер. Получалось, что всякие данные о доблести еврейских воинов, о боевом мастерстве офицеров и генералов евреев были тогда, по выражению комбата «смертельной тайной». Распрашивать или рассказывать об этом было крайне рискованно. Он добавил, что генерал знает о моей «борьбе» с антисемитами приемами боевого самбо, потому, мол, решил предупредить, чтоб я поосторожней был, и, главное, прекратил распространяться о героизме евреев. Разговоры об этом идут по гарнизону и могут дойти «куда следует». «Ты ж минер, старшой. Вот и держи строго, как на разминировании», — добавил комбат.

Сколько раз я вспоминал этот мудрый совет. Уверен, сыграл он свою роль, что за десятки лет поисков героев и полководцев евреев в СССР, я ни разу не попал «куда следует».

Вернемся, однако ж, к уроку истории на ВАКЕ. Тогда уж прогремели на всю планету израильские Война за независимость, Синайская кампания 1955 года и легендарные Шесть дней в июне 1967 года. В начале этих битв израильтяне никогда не обладали численным преимуществом и превосходством в количестве боевой техники. Побеждали же за счет беззаветного мужества и высокого боевого мастерства солдат и командиров. Как их единокровные предки — воины Иехуды Маккавея. Но, говоря об этих войнах, по справедливости назвать необходимо тех, кто вел израильские войска к победам. Имена генералов Хаима Ласкова, Давида Элазара, Моты Гура, Шмуэля Гонена, Хаима Герцога и других навсегда останутся в истории войн. Как имя их предка Иехуды Маккавея.

P.S. Не назвал я в этом перечне имен Моше Даяна, Ицхака Рабина, Ариэля Шарона и Эхуда Барака. Не случайно. Ибо зачеркнули они свои военные достоинства предательством государственных интересов Израиля. Моше отдал арабам Храмовую Гору. Создание Палестинской автономии, уход из Газы, бегство из Южного Ливана — деяния Ицхака, Ариэля и Эхуда. Деяния, которые приводят уже сегодня к ужасающим событиям в существовании Израиля. И могут это существование вообще перечеркнуть.

Марк ШТЕЙНБЕРГ

2а

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора