Алтарь и жертвенник. Недельная глава Торы «Шофтим»

В начале этого раздела, содержащего 41 заповедь, Моше велит евреям назначать судей и надсмотрщиков. Категорически запрещены даже мизерные взятки должностным лицам. Нельзя сажать деревья вблизи храмового жертвенника и ставить «столбы» по примеру идолопоклонников. Животные с пороком не годятся для жертвоприношения. Еврей, призывающий других служить идолам, приговаривается к смерти — «по словам двух или трех свидетелей». Все вопросы, на которые нет ответа в Торе, решаются Сангедрином, высшим юридическим и законодательным органом еврейской власти. В отсутствии Сангедрина и Храма обязательные для всех постановления выносят раввины, знатоки Торы. Дана заповедь: «Когда придешь ты в страну,… то из среды братьев своих поставь над собой царя». Еврейскому царю позволено иметь ограниченное число жен и личной собственности. Царь должен написать два свитка Торы и один из них всегда держать при себе. Коэны и левиты не получают земли в Эрец-Исраэль — их материальные нужды обеспечивают другие колена. Запрещены все виды «неконвенционального» общения с духовными средами: колдовство, гадания, заклинания, астрология, спиритизм, которые подменяет прямую связь с Творцом. Б-г обещает посылать евреям пророков, которые будут сообщать Его волю; Моше объясняет, как отличить настоящих пророков от самозванцев. Придя в Эрец-Исраэль, надо выделить города-убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство и спасающихся от мести родственников погибшего. Но тому, кто нарочно убил человека, в убежище будет отказано. Тора запрещает красть чужую недвижимость: «не отодвигай межи ближнего». Суд не принимает решения по показаниям только одного свидетеля. Злонамеренный свидетель, пытавшийся оговорить невинного человека, получает то наказание, какое он задумал для своей жертвы. Прежде чем приступить к военным действиям, надо предложить мир противнику, но если он упорствует, «то перебей всех мужчин его острием меча». Нельзя рубить плодовые деревья при осаде вражеской крепости. Если на ничейной земле найден неопознанный труп, старейшины ближайшего города режут «телицу», омывают над ней руки и торжественно клянутся, что их сограждане не причастны к смерти этого человека.

***

«И не ставь себе столба, который ненавистен Б-гу» (16:22).

Многим людям, воспитанным в традициях западного либерализма, не нравится понятие «организованная религия». Что уж говорить о нас, бывших советских гражданах, которым с детства твердили, что «нельзя отрываться от коллектива»?

В самом деле, принадлежность к группе изначально ограничивает нашу свободу, регламентирует личную жизнь. Просвещенному либералу куда приятнее одиночество и самостоятельность. Он предпочитает общаться с Б-гом (если, конечно, верит в Него) где-нибудь в открытом поле или на вершине холма, желательно ночью, под звездами.

На самом деле, такая индивидуальная связь с Творцом вполне допускается и даже поощряется иудаизмом. Со временем ее переняли другие религии. Однако Тора больше ценит коллективное служение, когда к Всевышнему обращается целая группа людей, возглавляемая «посланником общины» («шалиах цибур»).

В русском языке есть два слова, обозначающих место, где приносятся жертвы: жертвенник и алтарь. Первое из них мы употребляем сегодня применительно к иудаизму, второе — к другим, в основном, языческим религиям.

Жертвенник тоже бывает двух видов: цельный, из одной каменной глыбы и сложенный из нескольких камней. Глыба символизирует личное, индивидуальное обращение к Творцу. Многокаменный жертвенник олицетворяет служение группы людей.

Из приведенного стиха мы узнаем, что Тора запрещает жертвенник-монолит. Хотя наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков приносили жертвы именно на таких одиночных камнях, особо широкое распространение они получили среди язычников. Так жертвенник превратился в алтарь, на котором резали и сжигали не только животных, но и порой людей. В результате Б-г отверг монолитную глыбу.

Пророк Элиягу впервые построил «коллективный» жертвенник из 12 камней, по числу колен Израиля, выразив тем самым стремление к единству еврейского народа. В результате, община приобрела в еврейской традиции статус одного человека, единого организма. Камни могут существовать отдельно, но, сложенные вместе, они становятся инструментом служения Творцу.

Стремление индивидуума приблизиться к своему Источнику полностью реализуется, когда попадает в мистическое русло, объединяющее весь еврейский народ.

Нет никакого противоречия в том, что праотцы ставили жертвенники из одного камня. Ведь каждый из них представлял собой концентрированную сущность еще не появившегося на свет еврейского народа. Лишь после того как у горы Синай «родилась» еврейская нация, индивидуальное служение уступило место служению общинному. Воля всех членов этого коллектива объединилась в одной «персоне» под названием «ам Исраэль».

Б-г заполняет своим духовным светом все сотворенное Им пространство, каждый его уголок. Поэтому, обращаясь к Нему в молитве, мы должны соединиться, как камни, из которых сложен жертвенник. Если хоть один камень выпадет из кладки, наш голос будет звучать гораздо слабее.

От левитов к иешиботникам

«Не будет у коэнов, левитов, у всего колена Леви участка и удела с Израилем…» (18:1).

Из-за того, что колено Леви не получило земли в Эрец-Исраэль, другие одиннадцать колен должны были выделять им десятину из своих урожаев и других приобретений. Такое распределение ролей в еврейском народе очень справедливо, говорил Хафец-Хаим, выдающийся раввин, мудрец, праведник и духовный авторитет начала ХХ века. Левиты несли храмовую службу, выполняя важную духовную задачу, а другие евреи обеспечивали их материальные нужды.

Теперь, продолжал Хафец-Хаим, когда Храма нет, и посланцы колена Леви не могут выполнять свою священную работу, их место заняли учащиеся иешив. Они служат народу Израиля тем, что день и ночь, по 12 — 14 часов в сутки учат Тору, отказывая себе во многих мирских удовольствиях. Их служба очень важна: ведь еврейский народ не может существовать без Торы. Поэтому справедливость требует, чтобы остальные евреи заботились о иешиботниках и отдавали им свои «десятины», которые Б-г велел выделять левитам. Это не милостыня, а законная доля тех, кому она изначально предназначена.

Слепые и зрячие

«Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых…» (16:19).

Тот же запрет мздоимства содержится и в разделе «Мишпатим» (книга «Шмот», 23:8), только там говорится, что взятка ослепляет не «мудрых», а «умных» («пикхим» вместо «хахамим»).

Виленский Гаон объясняет, что «даян», еврейский судья, должен знать свое дело и в то же время быть сообразительным, толковым человеком, разбираться не только в хитросплетениях закона, но и в мирских делах, понимать людей, читать их мысли и знать уловки, к которым они зачастую прибегают.

По словам Гаона, слово «хахамим», употребляемое в сегодняшнем разделе, относится к тем, кто хорошо разбирается в законах Торы и умеет их применять на практике, а «пикхим» из раздела «Мишпатим» — это люди умные и практичные. В этих двух стихах Тора предупреждает нас, что взятка, мзда пагубна для обоих качеств, которыми должен обладать судья.

В трактате «Санхедрин» Вавилонского Талмуда приводятся два мнения. Согласно одному из них, судье разрешается выносить решение по судебному делу, только если «вопрос ясен ему, как день», а сторонники другого мнения утверждают, что вопрос должен быть понятен судье, «как то, что его сестра запрещена ему». Первое условие относится к ясности в мирских делах, а второе — к ясности в законах Торы.

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора