Небесные шахматы

Маленький Моше любил шахматы. Рассказывают, однажды, во время партии с приятелем, восьмилетий мальчик заметил, насколько глубоко он сконцентрирован на игре. «Это внимание я лучше отдам Торе!». Позже рав говорил: «до восьми лет я много играл в шахматы. Теперь мои шахматы на небесах».

Вокруг рава Моше Файнштейна ходит множество легенд. Зачастую они противоречат друг другу. Так, пишут, что: «с того момента в шахматы он больше не играл». Но раввин рассказывал мне, что Моше и его старшего друга Аарона Котлера не приняли в известную ешиву, поскольку они «впустую тратят время, играя меж собой в шахматы». Оба, впрочем, стали «гаонами гаонов» (гениями гениев) и признанными лидерами поколения. В 1963 году, после смерти рава Аарона, реб Моше заменит его в роли Председателя Совета мудрецов всемирной Агудат Исроэль.

Много позже рав Моше вмешался и в спор о допустимости взрослому еврею играть в шахматы в Шаббат. Таким вот постановлением: «Если человек, проигрывая в шахматы, очень расстраивается, то ему не следует в Шаббат играть в них, ибо это не время для печали». Для остальных «посек адор», законоучитель народа проблемы здесь, похоже, не видел. Вероятно, он разделял мнение тех мудрецов наших, кто полагал: «шахматы — не игра, а мудрость».

Реб Моше, как звали его по всему миру (он старался избегать титула «рав»), родился 7 адара (3 марта) 1895 года, в день рождения и смерти Моше Рабейну — и назван в его честь. Отец, известный раввин, был тогда равом посёлка Узда, в котором жила семья. Позже, в 1916, перейдя в более крупную общину города Старобина, он передаст раввинское кресло 20-летнему сыну. Вероятно, чтобы избавить того от службы в российской армии. Впрочем, не исключено, эта причина тоже легендарна. Рассказывают, когда 16-летнего Моше собрались «забрить», он поехал за благословением к Хофец Хаиму. И услышал в ответ: «ты выбрал Тору — земные власти должны от тебя отступиться » (по известной мишне из «Поучений отцов»). Так и случилось, власти Империи (и в будущем власти Республики) больше в этом солдате не нуждались. Ребу Моше предстояло вести иные войны.

Наверное, легенды окружали его не случайно — настолько неординарны были его таланты и моральные качества. Даже день смерти в мирном Нью-Йорке 1986 года называют по-разному: 13 или 15 Адара. В одних источниках утверждается, что, «когда ему было 11 лет, Моше вошёл в комнату, где сидели раввины. И все они поднялись на ноги в знак уважения к изученной мальчиком Торе — а он оглядывался, стараясь понять, кого они чествуют». По другой версии — был это дядя-раввин, который тут же получил нагоняй от отца: «ты что, хочешь сделать моего сына гордецом?».

Впервые Моше завершил изучение Вавилонского Талмуда и главного кодекса еврейских законов Шульхан Арух в 16 или 17 лет (тоже разночтение). Всего же он углублённо изучал Талмуд более 200 раз.

А Шулхан Арух — больше 400 раз. Написанный им комментарий на Иерусалимский Талмуд обнаружила бдительная советская дорожная милиция и немедля уничтожила враждебную книгу «лишенца и служителя культа». К счастью, американские полицейские были не столь суровы и, начиная с 1937 года, когда реб Моше наконец перебрался в «свободный мир», его книги уже не сжигались. Большую часть комментариев к Иерусалимскому Талмуду он восстановил много позже, в 11 томах «Диброт Моше».

Теперь мы можем учиться на тысячах его респонсов, многие из которых стали новым словом в прочтении и применении еврейского закона. Однажды, когда мой друг-гер попросил узнать, как он может оказать почёт умершей матери и помочь её душе, глава тель-авивской «Хевры кадиши» (Похоронного братства) сходу процитировал мне два постановления реба Моше: право прозелита сидеть однодневную шиву по ушедшему родителю-нееврею и его право читать о нём, как по родителю-еврею, 11 месяцев кадиш. Нужно было иметь авторитет, величайшую образованность и острый аналитический ум реба Моше, чтобы выносить подобные нестандартные алахические постановления!

И большинство из них принимались нашим любящим поспорить народом и становились его повседневностью. Например, невысокие и прозрачные перегородки между мужской и женской частью синагоги во многих наших молитвенных домах в Америке — это от реб Моше.

image2sssssssss

Право еврея кушать продукты, изготовленные из «нееврейского молока» — разумеется, если соблюдены все остальные требования кошерности — это реб Моше (позже такое же постановление вынес Любавический ребе). Всего невозможно перечислить.

Обратите внимание, очень многие его решения и анализы направлены на облегчение жизни людей. Есть такой принцип в еврейском законодательстве: «невежда устрожает». Ценность Б-жественного Закона столь велика, что лучше излишне устрожить, чем рисковать нарушить волю Создателя мира. Но истинный мудрец, точно знающий детали Небесного Закона, видящий, где стоят на доске вселенной фигуры Небесных шахмат — может определить места, где лишние строгости не нужны. Будет он делать это потому, что любит и жалеет людей, не хочет их излишне отягощать — жизнь и без того нас изрядно тестирует.

Но если вы думаете, что ребу Моше не хватало принципиальности — промахнётесь. Он постановил, что не отвечают «амен» на благословение реформиста и консерватора, даже их «раввинов» — поскольку это «благословение вероотступника, в устах которого Имя Всевышнего является пустым звуком». Он решительно вынес за рамки иудаизма эти, весьма, увы, многочисленные в Америке общины. И постановил, что ни брак, ни развод в рамках этих общин не являются таковыми с точки зрения Торы — избавив тем сотни тысяч человек, рождённых в повторном браке кого-то из родителей, от статуса «мамзера» — незаконнорождённого.

Наверное, главными качествами реба Моше были не гениальность, мужество или трудолюбие — а личная скромность и любовь и уважение к людям. Он был не «добреньким», а добрым. Историй об этом столько, что приходится верить «легендам». Например, до женитьбы в доме, где он жил, готовила женщина, совершенно этого не умевшая. Моше съедал всё и повариха на радостях старалась подложить ему побольше. Однажды реба Моше навестила сестра, попробовала… её чуть не стошнило. «Это же совершенно несъедобно!». «Но не могу же я её обидеть?» — сказал Моше и тихонько поблагодарил сестру за то, что оно взяла с собой варево якобы на дорогу («спасибо, что ты на один день меня от этого избавила!»).

image7mmmmmmm

Или вот — однажды, уже в старости, реб Моше не пошёл спать днём свои обычные 45 минут. На удивлённый вопрос ответил: «твой 3-х летний сын попросился лечь на эту кровать — и благодаря ему я смог лишнее время учиться». Пожилая женщина 20 лет каждую пятницу звонила мудрецу, чтобы узнать время зажигания субботних свечей. Однажды реб Моше не было дома, трубку взял гость и с удивлением спросил: «и ради этого Вы беспокоите великого мудреца? Посмотрите в календаре!». — «С кем я говорю? — С равом таким-то. — Какой ты рав?! Вот он всегда мне сразу отвечал!».

Все, кому ни лень, могли прийти к нему даже ради самых элементарных вопросов, которые можно спросить у любого студента ешивы; для перевода писем и документов с английского на русский и наоборот… И это — глава одной из ведущих американских ешив «Тиферет Иерушалаим» (в Манхеттене, на Low East Side), автор десятков томов глубочайших книг («Игрот Моше», «Диброт Моше», «Драш Моше»)… Человек, рабочий день которого начинался в 4 часа утра и заканчивался глубокой ночью. По стране ходил анекдот: «Что должен уметь американский раввин? — Провести свадьбу и обрезание и знать телефон реб Моше».

Воистину, обращение любого уличного мальчишки было для него столь же важно, как звонок с другого континента от главного раввина государства. Однажды он ненадолго слетал по делам в Израиль и потом сказал своим близким: «я больше никогда не буду летать в Израиль на короткий срок — столько людей хотели меня видеть, а кто я такой, чтобы отказывать еврею?!». Когда мальчишки на улице кричали друг другу: «эй, Моше!» — рав оглядывался, не его ли. Здороваться он всегда успевал первым. Как-то сопровождавшему его юноше потребовалось что-то записать — реб Моше немедленно подставил спину, чтобы тому было удобней…

image5mmmmmmm

А вот случай, по которому вы можете проверить свои мидот, нравственные качества. Вокруг одного из постановлений реб Моше разгорелся спор, некий самоуверенный еврей не только резко возражал, но и стал отзываться о мудреце в оскорбительном тоне. Через недолгое время по какому-то пустяковому судебному делу судья вдруг назначил ему весьма суровое наказание. Человек пошёл к реб Моше — не чтобы извиниться (ему и в голову не пришло, что небеса наказывают его за оскорбление праведника) — а попросить рекомендательное письмо к судье. Реб Моше немедленно его написал, в очень тёплом духе — и оно, благодаря авторитету автора, весьма помогло тому человеку. Вы так сможете?

Он был абсолютно лишён чувства собственной важности — этот общепризнанный духовный лидер евреев мира! Главной своей обязанностью и привилегией считал помогать другим. Не случайно его назвали именем Моше Рабейну — «скромнейшего из людей», готового ради других пожертвовать всем. Бессовестно искажённые демагогами слова «слуга народа» — это сказано про реб Моше.

А вот более тяжкая повесть. Сразу после Гражданской войны (в 1920) он взял на себя обязанности раввина белорусского городка Любань — чтобы у евреев была возможность обратиться за советом и помощью к грамотному человеку. Репрессии властей усиливались из года в год, раву угрожали, закрыли все общинные учреждения, даже микву — и на 6 лет ему пришлось отдалиться от жены, ритуальное омовение которой стало невозможным. «Лишенец-служитель культа» находился в постоянной опасности, у него отбирали документы, за ним следили, преследовали, предлагали «убраться за границу» — но он отказывался уезжать, ведь он был нужен тем евреям, кто пытался, тайно или явно, соблюдать Тору! Долгое время раввин удерживал в своей общине все законы и обычаи, даже Арба миним на праздник Суккот чудесами удавалось раздобыть — один комплект на несколько городов! Наконец в 1936 закрыли его синагогу, отобрали маленькую квартирку при ней,- семью приютил в загородке на кухне старый сапожник…

image4aaaaaaaa

Стало ясно, что необходимо уезжать — делать ему ничего не дадут, если бы не международные протесты, его бы давно уже «убрали», теперь явно подходила очередь их семьи. Переодевшись колхозником, без документов («лишенец», 1937 год!) рав поехал в Москву — хлопотать через знакомых евреев об отъезде в Америку. Снял, «нелегал», за дополнительные деньги в Москве комнатку, хлопотал — а по вечерам шёл в синагогу учиться. Однажды увлёкся сложнейшим талмудическим анализом, когда «очнулся» — понял, что уже поздняя ночь и заночевал на скамейке в синагоге. Наутро хозяин квартирки, русский, встретил его словами: «Если бы Вы пришли ночью домой — не миновать бы нам обоим долгих лет лагерей! Всю ночью в квартире дежурили чекисты, кто-то донёс, Вас ждали». Наконец, с помощью «блата», денег и хлопот американских деятелей семейная виза была получена.

Но, после всех этих 17 лет борьбы с Советской властью — за Тору, за своих соплеменников,- когда в 1939 году в Нью-Йорк приехал великий ученик Хофец Хаима рав Эльханан Буним Вассерман (да отомстит Всевышний за его кровь!), реб Моше обратился к нему с вопросом: «Мог ли я уезжать из Союза — ведь там ещё были евреи?!».

image3

Рав Эльханан, который вскоре вернётся в Литву, зная, что идёт на смерть — чтобы не оставлять своих учеников, ответил: «Мой Учитель Хофец Хаим говорил, что страна, в которой запрещено произносить слова Торы, подобна отхожему месту (где запрещено произносить и даже обдумывать слова Торы). Ни от кого нельзя требовать, чтобы он прожил всю жизнь в подобном месте!».

Его отношение к людям было настолько мягким и деликатным, что даже медсёстры в New York Community hospital, где реб Моше провёл последние дни, рыдали в голос после его смерти. В Израиле, куда его привезли хоронить, за гробом «Рош Агола», Главы Изгнания шло четверть миллиона человек…

А теперь на правах рекламы: тем, кто любит обсуждать мудрецов Торы, судить и выносить о них свои суждения, я очень рекомендую купить побольше жвачной резинки. И бизнесу поддержка, и рот занят, да и для зубов, а особенно для души полезно. По крайней мере — до тех пор, пока в вас появится хотя бы один процент какого-либо качества кого-нибудь из них.

5-1

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора