ПО ЗОВУ СЕРДЦА («Шлах»)

Запрещенное Торой «следование сердцу вашему и очам вашим» слывет в светском мире самым невинным занятием. Только этим можно объяснить ту степень доступности порнографии, которая после Второй мировой войны утвердилась в открытом обществе и драматически выросла с появлением интернета.

Куда глаза глядят

Недельная глава «Шлах» завершается следующим предписанием: «И Господь сказал Моше, говоря:  Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит края (одежды) синюю нить. И будет она у вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию, Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Богу вашему. Я Господь, Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вам Богом. Я Господь, Бог ваш». (15:37-41)

Итак, следование Торе противопоставляется ей самой следованию за страстями, следованию за очами и сердцем. Соответственно, «цицит» — кисти на краях одежды, на которые взгляд порой также наталкивается, даны человеку для того, чтобы помочь ему воздерживаться от вожделенных чувств и нечистых помыслов.

Кисти напоминают о множестве заповедей, но в еще большей мере, чем они напоминают о заповедях, они напоминают о том, что не на все, что попадается на глаза стоит заглядываться. Истина отнюдь не очевидная и требующая разъяснения.

В этом вопросе обнаруживается одно из отличий религиозной этики от этики светской, хотя и сложившейся также на основе религии, но в ряде пунктов все же заметно отличающейся от первоисточника. И в первую очередь это касается как раз «помыслов».

Верующий человек сознает, что находится в присутствии, что за ним пристально наблюдают, и уже одно это сознание решительно влияет на его поведение.

Светская этика, «естественная» нравственность защищает человека от недостойных поступков, даже от недостойных мыслей, но она дружна с блужданиями сердца и очей. Все притягательное, все вожделенное для глаз – глазам этим по большому счету дозволено.

Если девушка оделась нескромно, то она сама желает, чтобы ее разглядывали, а значит, позволяет также и пофантазировать на свой счет все, что кому вздумается. Во всяком случае, она не вправе требовать от мужчин, чтобы они не ощупывали ее даже взглядом. Ведь тот, кто его не отводит, делает именно это. Еще в платоновской академии было установлено, что зрение – это дистанционное осязание: так что все по согласию, все ко всеобщему удовольствию.

Возможно, совесть светского человека и включится, если его фантазии приобретут садистский характер, но и то не факт. То, что блуждания сердца и взглядов чем-то могут быть предосудительны, человеку неверующему зачастую совсем не кажется. В любом случае, этот грех (как и грех злословия) слывет в светском мире самым невинным занятием.

Только этим можно объяснить ту степень доступности порнографии, которая после Второй мировой войны утвердилась в открытом обществе и драматически выросла с появлением интернета. Согласно результатам недавнего исследования, проведенного в Британии, средний возраст первого просмотра порнографических видео приблизился к 11 годам, а к 14 годам постоянными зрителями порно оказываются более 94% детей; разумеется, у многих развивается зависимость от соответствующего контента.

Детская мечта

Среди же тех людей, которые и без того морально небрежны, «следование сердцу вашему и очам вашим» неизменно «влекут к блудодеянию». Все сексуальные фантазеры и мечтатели рано или поздно, в той или иной мере, но срываются.

В этом отношении уместно привести одно ненароком подслушанное признание: «Я как-то по «молодости» отдыхала в компании (преимущественно мужской) за городом в честь дня рождения одного знакомого. Мне было 22-23, а мужской части почти всем за 30. Разговор зашел о проституции, и парни (приличные по общепринятым меркам, с образованием, хорошей работой, многие женаты или в отношениях) стали говорить о том, что в их возрасте уже просто надо (!) начинать пользоваться услугами профессионалок, что это едва ли не показатель твоей статусности — возможность купить на несколько часов девушку и делать с ней что угодно; что постоянная подруга или жена — святое, а вот проститутку можно как угодно и куда угодно. Причем все это было с таким посылом: мы против проституции, проститутки мерзкие и противные существа, но после 30 обходиться без их услуг как-то неприлично».

Как мы видим, годы детских и юношеских мечтаний не проходят даром. С возрастом фантазии смелеют и в пору достижения зрелости все настойчивее требуют своей реализации (уженедетиведь). Поначалу может показаться, что такие потребности формируются лишь у людей посредственных, не знающих, чем себя занять, не умеющих более умным образом наладить свой досуг. Сколько бесчинств, вплоть до непреднамеренного убийства, совершается от скуки и безделья. Неужели же для творческой личности и безо всякой религии не очевидно, что не всякая его заветная фантазия должна быть реализована, а что иную и вовсе нельзя было в сердце допускать?

Но, по-видимому, не все так однозначно и просто.

Я, во всяком случае, был немало озадачен, когда прошлым летом услышал, что в Балтийском море нашли изуродованное тело женщины, которая, как вскоре выяснилось, была убита изобретателем Питером Мадсеном, убита на борту спроектированной им подводной лодки «Наутилус». Месяц назад суд признал самородка виновным и приговорил к пожизненному заключению. А ведь помимо этой подлодки Мадсен основал собственную космическую программу, в рамках которой запустил 5 ракет.

Со временем я стал догадываться, как эти увлечения могли пойти рука об руку. Видимо, когда-то маленьний Питер, как и некоторые другие его сверстники, в своих мечтах истязал девочек, и даже взрослых тётенек. В отличие от многих других своих одноклассников он продолжал упиваться своими фантазиями также и повзрослев. Причем полету его воображения, по всей видимости, способствовало отсутствие какого-то внешнего вмешательства.

Представляя себя наедине со своей жертвой на борту подводной лодки или в космическом корабле, Питер, по-видимому, чувствовал себя наиболее комфортно – здесь никто не мог потревожить его, и обнадежить ее. Так он, по-видимому, и сделался изобретателем. Подозреваю, что Ким Валль не первая его жертва.

Я, разумеется, не хочу сказать, что носи наш капитан Немо цицит, все сложилось бы по-другому. Порой доводится слышать, как иные ортодоксы, т.е. люди, наверняка надевающие поутру талит, после того отправляются в микву, где насилуют мальчиков.

И наоборот, атеист, никогда не одевавший талита, может остаться целомудренным человеком. Нелепо утверждать, что верующие моральны, а агностики аморальны: сплошь и рядом случается наоборот. Для всех и каждого это вопрос его внутреннего выбора. Но определенно можно сказать, что тот же самый человек будет заметно отличаться от себя самого в религиозном и агностическом состоянии. И разница эта будет обусловлена тем, что религия находит неприемлемым не только практический разврат, но уже самое зачаточное «следование сердцу вашему и очам вашим».

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора